РАЗЪЕМНО-СЦЕПНОЙ МЕХАНИЗМ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Советский патент 1974 года по МПК B62D53/08 

Описание патента на изобретение SU421559A1

1

Изобретение относится к седельно-сцепным устройствам транспортных средств и в частности к разъемно-сцепным механизмам таких устройств.

Известны разъемно-сцепные механизмы седельно-сцепного устройства транспортного средства, содержащие поворотно установленный на плите седельно-сцепного устройства захват, выполненный в виде двуплечего рычага, взаимодействующего рабочей поверхностью одного плеча с фиксирующей поверхностью блокирующего конца подпружиненного запорного кулака, подвижно установленного в направляющих плиты, рычаг, шарнирно связанный одним концом с плитой, установленный в поперечном пазу запорного кулака и шарнирно связанный другим концом со стержнем рукоятки, расположенным в отверстии боковой стенки плиты.

Однако в известных механизмах на рукоятку оказывается значительное усилие, возрастающее в конце открытия, что создает неудобство при сцепке и расцепке и даже может привести к случайной расцепке.

Целью изобретения является повышение удобства сцепки и расцепки и предохранение от случайной расцепки.

Эта цель достигается тем, что механизм снабжен направляющей с установленной на ней пружиной сжатия, расположенной между

неподвижным упором, жестко закрепленным на одном конце направляющей и щарнирно соединенным с плитой, и подвижным упором, установленным на другом конце направляющей и шарнирно соединенным со стержнем рукоятки, а блокирующий конец запорного кулака выполнен в виде двух расположенных по высоте ступеней, одна из которых образована профилированной поверхностью, переходящей в скос направленного к передней кромке плиты выступа, причем профилированная поверхпость ограничена, например, по краям вогнутыми плоскостями, соединенными средней выпуклой плоскостью, а другая ступень

ограничена фиксирующей поверхностью.

При этом желательно фиксирующую поверхность блокирующего запорного кулака и рабочую поверхпость первого плеча захвата выполнить наклонными к продольной оси кулака или пара.ллельными ей, а среднюю часть рычага, установленного в поперечном пазу запорного кулака, выполнить с выступом, обращенным в сторону, противоположную блокирующему концу запорного кулака.

На фиг. 1 изображен разъемно-сцепной механизм с фиксирующей поверхностью блокирующего конца запорного , параллельной продольной оси кулака, в закрытом положении; на фиг. 2 - то же, в открытом положении; на фиг. 3 - то же, в открытом, готоBoivi к сцепке положении; па фиг. 4 - разъемно-сцеппон мехапизм с фиксирующей поверхностью блокирующего конца запорного кулака, наклонной к продольной оси кулака, в закрытом положении; на фиг. 5 - запорный кулак с фиксирующей поверхностью блокирующего конца, параллельпой продольпой оси кулака; на фиг. 6 показано положепие фиксатора и рукоятки при закрытом положении разъемно-сцепного механизма; на фиг. 7 - положение рукоятки и фиксатора в начальный момент расцепки разъемно-сценного механизма.

Разъемно-сцепной механизм седельно-сцеппого устройства содержит захват 1, поворотно установленный на плите 2 седельно-сцепного устройства при помощи пальца 3, запорный кулак 4, подвижно установленный в направляющих 5 плиты, и пружину 6, установленную в запорном кулаке, привод управления, включающий в себя рычаг 7, вспомогательную пружину сжатия 8, установленную на направляющей 9, рукоятку 10 и фиксатор 11, поворотно установленный на боковой стенке плиты 2. Захват 1 имеет отверстие под палец 3 для установки па плите 2 и паз 12 для обхвата шкворня 13 по его большому диаметру 14. Захват выполнен в виде двуплечего рычага, одно плечо 15 которого дугообразное и огибает шкворень 13, а другое плечо 16 имеет рабочую поверхность 17, выполненную так, что в закрытом положении разъемно-сцепного механизма (при взаимодействии с запорным кулаком 4) она или параллельна продольной оси 18 запорного кулака 4 (см. фиг. 1) или наклонна к пей, т. е. расположена к этой оси под углом (см. фиг. 4).

Блокирующий конец 19 запорного кулака 4 выполнен в виде двух расноложенных по высоте параллельно плоскости плиты 2 ступеней (см. фиг. 5). Одна из них образована профилированной поверхностью 20, переходящей в скос 21 направленного к передней кромке 22 плиты 2 выступа 23, а другая ступень ограничена фиксирующей поверхностью 24. Профилированная поверхность 20 ограничена по краям вогнутыми поверхностями 25 и 26, соединенными средней выпуклой поверхностью 27. Фиксирующая поверхность 24 может быть выполнена параллельной продольной оси 18 запорного кулака 4 («прямой запорный кулак) или под углом к этой оси («клиновой запорный кулак). В выемке 28 запорного кулака 4 установлена нредварительно сжатая пружина 6, упирающаяся одним концом в торец 29 выемки 28, а другим в стенку 30 плиты 2. Запорный кулак 4 имеет поперечпый паз 31, в котором установлен рычаг 7 привода управления.

Рычаг 7 имеет в средней части, расположенной в поперечном пазу 31 запорпого-кулака 4, выступ 32, обращенный в сторону, противоположную блокирующему копцу 19 запорного кулака 4. .Рычаг 7 одним концом щарнирно соединен при помощи пальца 33 с плитой 2 седельпо-сцепного устройства, а другим концом щарнирпо соединен со. стержнем 34 рукоятки 10.

Вспомогательная пружина сжатия 8 установлепа па направляющей 9 между неподвижным упором 35, жестко закрепленным на одном конце направляющей 9 и шарнирно соединенным с плитой 2, и подвижпым упором 36, устаповленным на другом конце направляющей 9 и шарнирно соединенным со стержнем 34 рукоятки 10.

Рукоятка 10 имеет на стержне 34 два противолежащих, непараллельных торцовых упора 37 и 38 п установлена в отверстии 39 боковой стенки плиты 2. Упор 37 расположен нерпендикулярпо к продольной оси рукоятки 10, а упор 38 - наклонно.

Плита 2 седельно-сцепного устройства имеет зев 40 для прохода сцепного шкворня 13, по сторопам которого расположены горизонтальные, лежащие в одной плоскости, находящиеся друг против друга выступы 41, торцы которых, направленные навстречу заходу сцепного шкворня 13, имеют боковой и нижний скосы. Указанные выступы 41 находятся на таком расстоянии друг от друга, что между ними может пройти только шейка малого диаметра сцепного шкворпя 13.

При закрытом положении разъемно-сцепного механизма захват 1 взаимодействует рабочей поверхностью 17 с фиксирующей поверхностью 24 блокирующего конца 19 запорпого кулака 4, выдвинутого в крайнее положение нод воздействием нружипы 6. Рычаг 7 под воздействием вспомогательпой пружины сжатия 8 прижат к боковой поверхности паза 31 запорного кулака 4 стороной, противоположной выступу 32, тем самым увеличивая усилие сжатой пружины 6.

Под воздействием вспомогательпой пружины сжатия 8 стержень 34 рукоятки 10 прижат к боковой стенке отверстия 39 плиты 2, а торцовый упор 37 на стержне 34 рукоятки 10 взаимодействует с внутренней поверхностью боковой стенки плиты 2, фиксируя закрытое положение разъемпо-сцепного механизма, тем самым предохраняя от случайной расцепки даже в случае поломки пружины 6. При этом фиксатор И опущен (см. фиг. 6) и предохрапяет от бокового смещения рукоятку 10.

Для расцепки разъемно-сцеппого механизма фиксатор 11 переводится в открытое положепие- поднимается вверх. Рукоятка 10 смещается в сторону так, чтобы торцовый упор 37 стержпя 34 был выведен из взаимодействия с внутренней поверхностью боковой стенки плиты 2 (см. фиг. 7), и выдвигается в открытое положение (см. фиг. 3), при котором торцовый упор 38 взаимодействует с наруленой поверхностью боковой степки плиты 2. При этом рычаг 7, сжимая пружину 6, передвигает своим выступом 32 запорный кулак 4 в открытое положение, тем самым выводит фиксирующую поверхность 24 из взаимодействия с рабочей поверхностью 17 захвата 1.

При выдвижении рукоятки 10 направляющая 9 со вспомогательной пружииоп сжатия

8вращается вокруг вертикальной оси шарнирного соединения непол.вижного упора 35 с плитой 2. После прохождения направляюще

9нейтрального положения (положения, при котором направляющая 9 перпендикулярна к стержню 34 рукоятки 10) вспомогательная пружина, действуя в сторону выдвижения рукоятки 10, уменьщает усилие, необходимое для расцепки разъемно-спепного механизма. Точка контакта выступа 32 рычага 7 с боковой поверхностью паза 31 запорного кулака 4, определяющая плечо приложения силы на рукоятке 10, перемещается, увеличивая это плечо, что совместно с действием вспомогательной пружины сжатия 8 обеспечивает постоянство усилия на рукоятке 10 при раснепке разъемно-сцепного механизма,

При выходе спеппого щкворня 13 из зева 40 плиты 2 (см. фиг. 3) захват 1 поворачивается вокруг пальца 3, его 15 подходит к профилированной поверхности 20 запорного кулака 4 и начинает перемещаться по ней. В начале этого перемещения плечо 15, дожимая пруяшну б, дополнительно открывает запорный кулак 4, который, в свою очередь, передвигая рычаг 7, дополнительно выдвигает рукоятку 10. При этом торцовый упор рукоятки 10 отходит от наружной поверхности боковой стенки плиты 2 и рукоятка 10 под воздействием вспомогательной пружины сжатия 8 смещается в сторону.

В конце пепемещения плеча 15 по профилированной поверхности 20 запорный кулак 4 под действием пружины б возврап1ается в первоначальное открытое по тожение и заклинивает захват 1 через плечо 15 в открытом положении, готовом к спепке (см. фиг. 3), обеспечивая надежную фиксацию захвата от случайных перемещ.ений (нaпpи rep, при тряске, толчках и т. п.).

При сцепке сцепной шкворень 13 заходит в зев 40 плиты 2 и выступами 41 ориентируется по высоте относительно захвата 1. Сцепка происходит только в том случае, когда нижний диаметральный пояс шкворня 13 проходит под указанными выступами 41, тем самым предохраняя захват 1 от попадания в его паз

12нижнего диаметрального пояса, что могло бы привести к поломке захвата 1.

Воздействуя на захват 1, сцепной шкворень

13поворачивает его вокруг пальца 3 и перемещает плечо 15 по профилированной поверхности 20 запорного кулака 4. При этом запорный кулак 4 под действием пружины б начинает выдвигаться в закрытое положение. При выходе из контакта с профилированной поверхностью 20 плечо 15 начинает взаимодействовать со скосом 21 выступа 23 запорного кулака 4.

Под действием пружипы б скос доворачивает захват 1 вокруг пальца 3, устанавливая его в закрытое положение. После этого запорный кулак 4 полностью выдвигается и его

фиксирующая поверхность 24 вступает во взаизгодсйствие с рабочей поверхностью 17 захвата 1 (см. фиг. 1).

При этом одновременно с выдвижением запорпого кулака 4 рычаг 7, поворачиваясь вокруг пальца 33, вдвигает рукоятку 10. Под воздействием вспомогательной пружины сжатия 8 стержень 34 рукоятки 10 прижимается к боковой стенке отверстия 39 плиты 2, а торцовый упор 37 па стержне 34 вступает во взаиг юдействие с внутренней поверхностью боковой стенки плиты 2, фиксируя закрытое положение разъемно-сцепного механизма. При этом фиксатор 11 опускается и предохрамнет от бокового смещения рукоятку 10,

По сравнению с известными механизмами прилтенение предлагаемого разъемно-сцеппого механизма в седельно-сцепном устройстве транспортного средства, например седельного

автопоезда, предотвращает случайную расцепку тягача и прицепа, предотвращает расклинивание захвата нижним диаметральным поясом пп :ворня при его спепке, гараптирует надежную фиксацию рукоятки в открытом

положении, а также обеспечпвает постоянное малое усилие, прикладываемое к рукоятке при расцепке и сцепке.

Эти свойства повышают безопасность эксплуатации, облегчают условия работы npi

расцепке и сп,епке. что в свою очередь способствует повьппению производительности трудг водителя.

Предмет изобретения

1. Разъемио-спепной механизм седельно сцепного устройства транспортного средства содержащий поворотно установленный на пли те седельно-сцепного устройства захват, вы полпенный в виде двуплечего рычага, взаимо

дсйствуюн его рабочей поверхностью одног( плеча с фиксирующей поверхностью блоки рующего конца подпружиненного запорноп кулака, подвижно установленного в направ ляющих плиты, рычаг, шарнирно связанны:

одним конпом с плитой, установленный в пс перечном пазу запорного кулак.а и гаарнирн связанный другим конпом со стержнем р коятки, расположенным в отверстии боково стенки плиты, отличающийся тем, что,

целью повышения удобства сцепки и расцепк и предохранения от случайной расцепки, о снабжен направляющей с установленной н ней пружиной сжатия, расположенной межд неподвижным упором, жестко закрепленны

на одном конце направляющей и щарнири соединенным с илитой, и подвижным упорот устацов,ленным на другом конце направляв шей и шарнирно соединенным со стержне рукоятки, а блокирующий конец запорно

кулака выполнен в виде двух расположеннь по высоте ступеней, одна из которых образ вана профилированной поверхностью, перех дящей в скос направленного к передней кро1 ке плиты выступа, причем профилированнг

поверхность ограничена, например, по кра

вогнутыми плоскостями, соединенными средней выпуклой плоскостью, а другая ступень ограничена фиксирующей поверхностью.

2Разъемно-сцепной механизм но п. 1, отличающийся тем, что фиксирующая поверхность блокирующего конца запорного кулака и рабочая поверхность первого плеча захвата выполнены наклонными к продольной

оси кулака..

3Разъемно-сцепной механизм но н. 1, отличающийся тем, что фиксирующая поверхность блокирующего конца запорного кулака и рабочая поверхность первого плеча захвата выполнены параллельными продольной оси кулака.„

4 Разъемно-сценной механизм по пп. 1-cs, отличающийся тем, что, с целью облегчения расцепки, средняя часть рычага, установленная в поперечном пазу запорного кулака, шолнена с вь.ступом, обращенным в сторо

ну, противоположную блокирующему концу запорного кулака.

Похожие патенты SU421559A1

название год авторы номер документа
АВТОПОЕЗД 1997
  • Бурьянов А.И.
  • Пасечный Н.И.
  • Колесников Г.Е.
  • Маренич Ю.Я.
RU2131369C1
Седельно-сцепное устройство транспортного средства 1983
  • Мелешко Леонид Андреевич
SU1106719A2
Седельно-сцепное устройство 1977
  • Науменко Владимир Федорович
  • Кардовский Александр Борисович
SU727508A1
Разъемно-сцепной механизм седельно-сцепного устройства транспортного средства 1984
  • Павленко Петр Дмитриевич
  • Султанов Сергей Федорович
  • Шабрат Юрий Алексеевич
SU1230912A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бовшовский Станислав Зигмундович
  • Сусов Алексей Юрьевич
  • Пасечник Павел Валерьевич
RU2374087C1
Седельно-сцепное устройство транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Мелешко Леонид Андреевич
  • Боярчук Анатолий Васильевич
SU839821A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ КАБЕЛЕЙ 2013
  • Харитончик Сергей Васильевич
  • Кочетов Сергей Иванович
  • Короткий Вячеслав Сергеевич
  • Абламейко Максим Николаевич
RU2531793C1
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Мелихов Максим Николаевич
RU2295472C1
Бортовое сцепное устройство 1973
  • Мейер Николай Федорович
  • Петлицкий Юрий Викторович
  • Смирнов Иван Александрович
  • Мармышев Валентин Николаевич
  • Тупицын Викентий Семенович
  • Григорьев Андрей Иванович
  • Автамонов Геннадий Иванович
SU483300A1
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 2009
  • Альгюэра Хосе Мануэль
  • Айерманн Михаель
  • Заупе Свен
  • Штрютт Ахим
RU2503573C2

Иллюстрации к изобретению SU 421 559 A1

Реферат патента 1974 года РАЗЪЕМНО-СЦЕПНОЙ МЕХАНИЗМ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Формула изобретения SU 421 559 A1

/4--

. 1

SU 421 559 A1

Даты

1974-03-30Публикация

1971-07-19Подача