Седельно-сцепное устройство транспортногоСРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B62D53/08 

Описание патента на изобретение SU839821A1

(54) СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТЮЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Похожие патенты SU839821A1

название год авторы номер документа
Седельно-сцепное устройство транспортного средства 1983
  • Мелешко Леонид Андреевич
SU1106719A2
АВТОПОЕЗД 1997
  • Бурьянов А.И.
  • Пасечный Н.И.
  • Колесников Г.Е.
  • Маренич Ю.Я.
RU2131369C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бовшовский Станислав Зигмундович
  • Сусов Алексей Юрьевич
  • Пасечник Павел Валерьевич
RU2374087C1
Седельно-сцепное устройство 1977
  • Науменко Владимир Федорович
  • Кардовский Александр Борисович
SU727508A1
Устройство для буксировки и управления колесами полуприцепа 1981
  • Шнеерсон Вадим Львович
  • Завадский Павел Адамович
  • Фадеев Евгений Александрович
  • Абрамов Владимир Александрович
SU1006297A1
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Мелихов Максим Николаевич
RU2295472C1
РАЗЪЕМНО-СЦЕПНОЙ МЕХАНИЗМ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1971
SU421559A1
Железнодорожный состав из автомобильных полуприцепов 1987
  • Хэрри О.Викс
  • Монте П.Рифлер
SU1612993A3
Полуприцеп 1981
  • Дорофеев Сергей Алексеевич
SU1006296A1
Опорно-сцепное устройство автопоезда 1990
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Аблялимов Олег Сергеевич
SU1692883A1

Иллюстрации к изобретению SU 839 821 A1

Реферат патента 1981 года Седельно-сцепное устройство транспортногоСРЕдСТВА

Формула изобретения SU 839 821 A1

Изобретение относится к безрельсовым назем ным транспортным средствам. Известно седельно-сцепное устройство транспортного средства, содержащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой расположен запорный диск с выемкой под шкворень, и подпружиненный рычаг для фиксации кулака в замкнутом состоянии устройства 1 . Однако седельно-сцепные устройства такой конструкции являются недолговечными и ненадежными в работе, так как зазоры, появляющиеся в результате износа шкворня прицепа, запорного диска и стенки приемного паза опорной плиты, автоматически в процессе работы не компенсирзтотся. Наиболее близким к предлагаемому является седельно-сцепное устройство транспортного средства, содер кащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой размещены ассиметрично и поворотно относительно приемного паза запорный диск с выемкой под щкворень, подпружиненная рукоятка с клиноввдным кулачком и механизм фиксации послед него в требуемых положениях 2. Однако устройство является недолговечным, так как в замкнутом положении шкворень прижимается запорным диском непосредственно к пов ерхности приемного паза, а клиновидный кулак, установленный в выемке запорного диска, работает на срез, в результате чего происходит быстрый износ поверхностей приемного паза и клиноввдного кулака. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено подвижной в горизсжтальг ной плоскости опорой с выемкой под упомянутый шкворень, расположенной в расточке опорной плиты, при этом указанный кулачок подпружиненной рукоятки размещен между опорной плитой и упомянутой опорой. На фиг. 1 изображено седельно-сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид снизу со снятой крышкой; на фиг. 3 - то же, с повернутой защелкой; на фиг. 4 - то же, в момент размыкания; на фиг. 5 to же, в разомкнутом положении; на фиг.6разре А---А на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез

Б -Б на фиг. 4.

Седельно сцепное устройство имеет закрепленну1р на кронштейнах 1 опорную плиту 2 с приемньш пазом 3 и расточкой 4, в которой расположен ассиметри шо и поворотно относительно приемного паза 3 запорный дпск 5. Запорный диск 5 имеет ступенчатый вырез 6, которым он удерживается в закрытом положении, 7 для удержания в открытом положении, упор 8 для автоматической расфиксации устройства, углубление 9, позволяющее запорному диску 5 поворачиваться на определенный угол, и выемку 10 под шкворень 11. В расто1 ке 4 опорной плиты 2 над запорным диском 5 установлена Ллавающая опора 12 с выемкой под шкворень и клиновидный кулак 13, расположенный меясду опорной плитой 2 и плаваюшей опорой .12. Клиновидный кулак 13 имеет ступенчатую прямоугодшную форму иустановлен в направляющем пазу 14 опорной плиты 2.

На боковой поверхности клш1овидного кулака 13 с большим поперечным сечением запрессован палец 15, а в торце клиновидного кулачка выполнено отверстие 16 для рукоятки 17,. закрепленной в нем штифтом 18. На концерукоятки 17 выполнена кольцевая проточка 19 для обеспечения свободного хода рукоятки 17 относительно клиновидного кулака 13. На рукоятке 17 установлена пружина 20, опирающаяся на пластину 21, жестко закрепленную на рукоятке 17. Для предотвращения поворота рукоятки 17 размеры пластины

21соответствуют размерам направляющего паза 14, в котором расположен кулак 13.

На опорной плите 2 установлен механизм фиксации кйиновид11ого кулака 13 в за:мкнутом и разомкнутом состоянии устройства, вьшолненньи в виде подпружиненной пружиной

22защелки 23, поворотно установленной на оси 24 и имеющей два выступа 25 и 26 и два выреза 27 и 28. ,

Отизу устройство закрыто крыижой 29, при крепленной болтами к опорной плите.

В сцепленном состоянии апсворень 11 полуприцепа зафиксирован в опорной плите 2 запорным диском 5, плавающей опорой 12 и клиновидш 1м кулаком 13. При этом на клиновидный кулак 13 действует пружина 20, которая стремится продвинуть его вперед. При пермещении вперед клиновидный кулак 13 своей боковой поверхностью воздействует на плавающую опору 12 и передвигает ее к щкворню 1 выбирая зазор в соединении шкворень - запорный диск. Угол клииа кулака не превышает угла трения металла по металлу без смазки, и поэтому, с учетом воздействия пружины 20,

выталкивание кулака в процессе работы исключено.

Помимо этого палец 15, запрессованный в клиновидный, кулак 13, упирается в вырез 27, препятствуя выталкиванию клиновидного кулака 13 при случайных нагрузках (например, при тряске, толчках и т.п.).

Для расценки устройства рукоятку. 17 перемещают к себе. При зтом пластина 21 за счет свободного хода рукоятки 17 в отверстии 16 клиновидного кулака 13 скользит по наклонной плоскости выступа 25 и отводит защелку 23 от пальца 15. Выбрав свободный ход, рукоятка 17 начинает перемещать клиновидный кулак 13 и выводит его из ступенчатого выступа 25 запорного диска 5. При этом перемещении пластина 21 проходит выступ 25 и освобождает защелку 23, которая под действием пружинь 22 поворачивается и опирается на палец 15, который, скользя по выступу защелки 23, попадает в вырез 28, фиксируя клиноВ1ВДНЫЙ кулак 13 в отведенном положении. Устройство подготовлено к расцепке.

При выезде тягача из-под полуприцепа шкворень 11, выходя из седельно-сцепного устройства, поворачивает запорный диск 5, который своим упором 8 подходит к выступу 26 защелки 23 и выталкивает ее из зацепления с пальцем 15, освобождая клиновидный кулак 13. Клиновидный кулак 13 под действием пружины 20 перемещается до упора в запорный диск 5. -При дальнейшем повороте запорн ный диск 5 скользит по клиновидному кулаку 13 до соприкосновения последнего с лыскрй 7. Соприкосновение клиновидного кулака 13 с лыской 7 происходит в момент выхода шкворня 11 из зоны захвата. Опираясь на лыску 7, кулак 13 удерживает запорный диск 5 в открытом положении готовым к сцепке.

При сцепке шкворень И. заходит в приемный паз 3 опорной плиты 2, воздействует на выемку 10 запорного диска и поворачивает его. При этом кулак 13 скользит по запорному диску 5. Когда запорный диск 5 поворачивается настолько, что его ступенчатый вырез 6 становится против кулака 13, последний под действием пружины 20 размещается в ступенчатом вырезе 6, фиксируя запорный диск 5 в закрытом положении. При этом клиновидный кулак 13-боковой поверхностью своего клина воздействует на плавающую опору 12 и перемещает ее до упора в шкворень 11,а защелка 23 находится в своем крайнем правом положении, фиксируя клиновидный кулак 13 от случайных нагрузок.

В предлагаемом седельно-сцепи ом устройстве шкворень полуприцепа удерживается благодаря обхвату его с одной стороны запорным диском

а с другой стороны - плавающей опорой, и не имеет непосредственного контакта с опорной плитой, при этом плавающая сшора является съемной деталью и легко заменяется. Клиновидный кулак площадью своей-боковой поверхности прижимается к опорной плите, запорному диску и плавающей опоре, при этом работает на сжатие. Предлагаемая конструкция седельносцепного устройства повь1шает его долговечность в 1,4 раза.

Формула изобретения

Седельно-сцепное устройство транспортного средства, содержащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой размещены ассиметрично и поворотно относительно приемjHoro паза запорный диск с выемкой под щкворень, подпружиненная рукоятка с клиновидным кулачком и механизм фиксации последнего в требуемых положениях, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности н долговечности устройства, оно снабжаю подвижной в горизонтальной плоскости опорой с выемкрй под упомянутый шкворень, расположенной в расточке опорной плиты, при этом указанный кулачок подпружиненной рукоятки размещен между опорной плитой и упомянутой опорой.

Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе

1.Патент ФРГ № 1580839, кл. 63 С 3/02, 1970.2.Патент ФРГ № 1256081, кл. 63 С 3/02, 1967 (прототип).

иг.г

U2.

9и.г.5

Фиг.6

29 23 {5 /./к..

ЧХЧХЧХУХ VkJs|y 1wXy /

Стяяятя яя я1 ч тт i il CQ

fe7

SU 839 821 A1

Авторы

Мелешко Леонид Андреевич

Боярчук Анатолий Васильевич

Даты

1981-06-23Публикация

1979-09-14Подача