порным кулачком в открытом положении; на фиг. 6 - разрез по В-В на фиг. 2; на фиг. 7 - вид на кормовой замок со стороны борта; на фиг. 8 - разрез по Г-Г на фиг. 7; на фиг- 9 - разрез по Д-Д на фиг. 7.
Взаимозаменяемость барж в составе осуществляется установкой на каждой барже 1 по одному борту носового сцепного замка 2, по другому борту - сцепного носового симметричного профиля рельса 3, а также кормового сцепного замка 4 и сцепного кормового симметричного профиля рельса 5, расположенных на разных бортах. Сцепные замки и рельсы устанавливаваются вблизи плеч барж, т. е. в месте перехода прямолинейного борта в криволинейный, что допускает сцепку на носовой сцепной замок при подводе одной баржи к другой под некоторым углом с последующим поджимом барж. Сцепка может происходить при параллельном движении барж, когда они скользят борт о борт, и при движении барж вперед или назад.
Носовой сцепной замок 2 состоит из корпуса 6, двух направляющих опор 7 и пружинного амортизатора, щток 8 которого соединен с корпусом 6 при помощи серьги 9.
Корпус 6 разделен на верхнюю и нижнюю части горизонтальной стенкой 10, в которой выполнены дугообразные вырезы а для прохода через них поводковых пальцев И, жестко закрепленных в поворотных симметрично расположенных в одной плоскости клещнях 12.
Клещни насажены на одну ось 13 и предназначены для восприятия поперечных нагрузок и для сцепки за сцепной рельс 3, смонтированный в нище А на борту другого судна.
В нижней части корпуса 6 на осях 14 поворотно установлены предназначенные для восприятия продольных усилий от сцепного рельса 3 упоры 15 с приводами, включающими пружинные толкатели 16 и тросы 17, служащие для расцепки замка. Пружинные толкатели 16 стремятся вывести упоры 15 из корпуса 6, но их выход ограничивается рычагами 18, составляющими одно целое с упорами 15 и упирающимися в ограничители 19. Поводковые пальцы 11 входят в пазы б, выполненные в упорах 15, взаимодействующих с размещенным в корпусе 6 поворотным кулачком 20 посредством выступов 21, расположенных в разных плоскостях на рабочих торцах упоров 15. Для поворота кулачка 20 служит рукоятка 22. Поворот предназначен для пропуска выступов 21 и втягивания упоров 15 в корпус 6 и для их стопорения. Наружная поверхность упоров 15 оборудована боковыми ребрами 23, криволинейная форма которых улучщает условия сцепки замка.
Кормовой сцепной замок состоит из корпуса 24, двух направляющих опор 25 и двух пружинных амортизаторов 26. На оси 27 подвижно установлены две расположенные в одной плоскости клещни 28, предназначенные
для зацепления за сцепной кормовой рельс 5, расположенный в нище Б на другой барже. Ось 27 установлена в каретке 29, расположенной в прорезях 0.
Каретка 29 может передвигаться вдоль борта вправо или влево от оси корпуса 24 при помощи винтового механизма перемещения, включающего винт 30, гайку 31, трещетку с рукояткой 32 и размещенного в приливах 33. Под действием пружин 34, закрепленных на рычагах 35, составляющих одно целое с клещнями 28, последние выжаты из корпуса 24 до положения, определяемого ограничительным пальцем 36. Тросы 37, соединенные с рычагами 38, предназначены для расцепки замка.
При формировании состава, например, из двух барж 1 (фиг. 1) вначале сцепляется носовой сцепной замок 2 с носовым сцепным рельсом 3. Во время продольного движения одной баржи 1 относительно другой криволинейное боковое ребро 23 скользит по борту и его давлением утапливается в корпус 6 упор 15, который поворачивается вокруг оси 14, сжимая пружины толкателя 16 и ослабляя натяжение троса 17. Поворот упора 15 посредством поводкового пальца 11 вызывает поворот клещни 12, которая тоже утапливается в корпус 6. При совпадении упора 15 с нищей А пружинный толкатель 16 выжимает упор 15 из корпуса 6, а вместе с ним и клещню 12, которая зацепляется за носовой сцепной рельс 3.
Дополнительное стопорение сцепного носового замка 2 обеспечивается поворотом кулачка 20, который препятствует самопроизвольному утапливанию упоров 15 и клещней 12 (фиг. 4). Носовой сцепной замок 2 может сработать и при движении барж 1 перпендикулярно борту. При расцепке носового сцепного замка 2 кулачок 20 поворачивается в положение, показанное на фиг. 5. Натяжением троса 17 упор 15 втягивается в корпус 6 и посредством поводкового пальца 11 утапливает клещню 12, которая вместе с упором 15 выходит из зацепления с рельсом 3.
Баржи 1 сцепляются кормовым сцепным замком 4 после сцепки носовым сцепным замком 2, когда корма одной баржи 1 .прижимается к корме другой, т. е. при поперечном сближении судов, однако срабатывание кормового сцепного замка 4 возможно и при продольном движении барж 1 относительно друг друга. При нажиме кормового сцепного рельса 5 на клещни 28 последние утапливаются в корпус 24, поворачиваясь вокруг оси 27 и натягивая пружины 34. Дальнейщее движение рельсы 5 сопровождается защелкиванием за нее клещней 28 прн помощи натянутых пружин 34. Если ось клещней 28 не совпадает с осью кормовой сцепной рельсы 5, то при помощи винтового механизма (30, 31, 32) каретка 29 вместе с осью 27 смещается вдоль борта в ту или иную сторону до совмещения упомянутых осей (фиг. 8). При расцепке натяжением тросов 37 при помощи рычагов 38 клешни 28 поворачиваются вокруг оси 27 и утапливаются, выходя из зацепления с кормовой сцепной рельсы 5.
Динамические нагрузки иа сцепные замки при сцепке или бортовой качке сцепленных судов уменьшается при помощи амортизирующих средств: в носовом сцепном замке - пружинным амортизатором, шток 8 которого соединен с корпусом 6 при помощи серьги 9, а в кормовом сцепном замке - двумя пружинными амортизаторами 26.
Предмет изобретения
Бортовое сцепиое устройство для формирования буксируемых составов судов, включающее устанавливаемые иа одном борту судна носовой и кормовой сцепные замки, причем носовой замок выполнен в виде подвижного в направляющих опорах подпружиненного корпуса, и устанавливаемые на противоположном борту вертикальные сцепные рельсы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности сцепки и регулироваиия расстояния между замками, в носовом замке симметрично расположены в одной плоскости на общей оси поворотные клешни, кинематически связанные поводковыми пальцами с подпружиненными упорами, снабженными криволинейными боковыми ребрами, а также приводами поворота и ограничителями, при этом на рабочих торцах упора выполнены разнесенные в разных плоскостях выступы, взаимодействующие с
поворотным запорным кулачком, а в корпусе кормового замка выполнена прорезь, в которой размещена связанная с винтовым механизмом перемещения каретка, несущая ось расположенных в одной плоскости подпружинениых поворотных клешней с приводами поворота и ограничителями.
0
-i.
t
z
.T.//
J J
MK
fus 1
-v
i/2. 2
jLLA
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бортовое сцепное устройство судов | 1982 |
|
SU1063698A1 |
Автоматическое сцепное устройство с носовыми упорами для кильватерных составов судов озерного плавания | 1961 |
|
SU144417A1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БУКСИРУЕМЫХ СОСТАВОВ СУДОВ | 1967 |
|
SU192640A1 |
Сцепной замок для автоматических сцепных устройств кильватерных составов судов речного плавания | 1961 |
|
SU144418A1 |
Сцепное устройство для формирования толкаемых составов речных судов | 1976 |
|
SU645896A1 |
Автоматическое сцепное устройство для толкаемых составов речных или озерных судов | 1976 |
|
SU636128A1 |
Устройство для бортовойСцЕпКи СудОВ | 1978 |
|
SU793853A1 |
Сцепной замок для автоматических сцепных устройств кильватерных составов судов речного плавания | 1961 |
|
SU143676A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОЛКАЕМЫХ РЕЧНЫХ СУДОВ | 1973 |
|
SU391960A1 |
Устройство для сцепки толкаемых судов Альтовского | 1955 |
|
SU130359A1 |
s и л
|1 /%;
fr ЧЕМт V
и
5
S
. 6
L/ ,
га
Mt
/-
2В
h
drn
1
-.™
7
ft27
Фиг э
50
Авторы
Даты
1975-09-05—Публикация
1973-01-17—Подача