1
Изобретение относится к области общего машиностроения.
По основному авт. св. № 409022 известен подшипник скольжения, содержащий корпус и вкладыш, внутренняя поверхность которого выполнена из антифрикционного материала. Во вкладыше выполнены радиальные отверстия, часть которых заполнена капиллярнопористым веществом, пропитанным легкокипящей жидкостью. Центральные отверстия ие заполнены этим веществом и служат для отвода газов испаряющейся жидкости. Подщипник снабжен кожухом, образующим замкнутую полость для циркуляции и охлаждения жидкости.
Теплоотвод в этом подшипнике осуществляется за счет испарения,и последующей конденсации легкокнпящей жидкости, причем практически удается поддерживать постоянную температуру в зоне трения при любой скорости изменения температуры. Однако предотвратить схватывание вала и вкладыша при аварийных увеличениях температуры в зоне трения, например, в случае попадания абразивных частиц, прекращения подачи смазки в узлах с принудительной смазкой и т. п., в этом подшипнике невозможно.
Для обеспечения подачи смазки в зону трения при аварийном повышении температуры подшипника, описываемый подщипник
снабжен вставками с калиброванными каналами, расположенными в верхней части центральных отверстий, и эластичными карманами, установленными в окнах, выполненных во вкладыше, и заполненными смазкой, поступающей в зону трения при повышении давления над ними.
На фиг. 1 представлен подщипник, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение по А- А; на фиг. 3 - сечение по Б-Б на фиг. 1.
Вал / вращается в подшипнике, который состоит из вкладыша 2 с внутренней поверхностью 3, выполненной из аятифрикционного материала, например полимера. Вкладыш жестко закреплен в опоре 4 и имеет наружную полость, образованную замкнутым металлическим гофрированным кожухом 5, и внутреннюю полость В, расположенную у зоны трения. Радиальные отверстия 6 заполнены микрокаииллярным материалом, пропитанным легкокипящей жидкостью. Центральные радиальные отверстия 7 не заполнены упомянутым материалом и соединены в своей нижней части полостью В с отверстиями 6.
В верхней части центральных отверстий установлены вставки S с калиброванными каналами, которые выполняют роль дросселей, а в нижней их части установлены карманы 9, которые вставляются через сквозные окна, выполненные во вкладыше со стороны зоны
трения. Карманы заполнены контактной смазкой. Во вкладыше выполнена кольцевая канавка 10, в которой, в случае необходимости, может быть размещено замкнутое эластичное кольцо, образованное или соединенными между собой, или изолированными карманами.
Подшипник работает следующим образом.
Как только в зоне трения начинается повышенное тепловыделение, увеличивается количество испарившейся жидкости. Газы, скапливаясь Б отверстии 7, создают давление, обеспечивающее подачу смазки деформированием Эv acтичныx карманов 9. Эластичность мембраны, которой прикрыты карманы со стороны вала, и размеры калиброванных каналов выбираются таким образом, чтобы обеспечить выдавлив,ание смазки в зону трения только в аварийной или близкой к ней ситуации - при сильном тепловыделении. Смазка, попадая в зону трения, препятствует схватыванию трущихся поверхностей и улучшает условия эксплуатации узла.
Необходимая эластичность карманов обусловливается выбором полимерного материала (например, поливинилхлорид, капрон, полиэтилен и др.) и его толщиной. Варьируя эластичность материала карманов и проходное сечение калиброванных каналов во вставках, можно добиться желательной скорости выдавливания нужного количества смазки в зону трения.
-Использование подшипника наиболее эффективно при применении антифрикционных материалов, размягчающихся при незначительных повышениях температуры, и в узлах, эксплуатирующихся в условиях ограниченной
смазки или без нее. Подшипник обеспечивает автоматическую подачу смазки в зону трения при увеличении тепловыделения, причем ее количество пропорционально величине тепловыделения.
Предмет изобретения
Подшипник скольжения по авт. св. № 409022, отличающийся тем, что, с целью обеспечения подачи смазки в зону трения при аварийном повышении температуры подшипника, последний снабжен вставками с калиброванными каналами, расположенными в верхней части центральных отверстий, и эластичными карманами, зстановленньши в окнах, выполненных во вкладыше, и заполненными смазкой, поступающей в зону трения при повышении давления над ними.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1973 |
|
SU409021A1 |
СЕГМЕНТНЫЙ ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА | 2000 |
|
RU2210685C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
Гидростатодинамический подшипникдля ВАлКОВ пРОКАТНыХ CTAHOB | 1979 |
|
SU810315A1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2484263C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2442033C2 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1124137A1 |
Подшипник скольжения | 1977 |
|
SU737675A1 |
ГИДРОСТАТОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ДЛЯ ВАЛКОВ ПРОКАТНЫХ СТАНОВ | 1998 |
|
RU2176939C2 |
Гидростатодинамическая опора | 1978 |
|
SU794268A1 |
1
Л-/
и$ 2
Б-Б
Даты
1974-05-15—Публикация
1972-08-29—Подача