Изобретение относится к области строительства, преимущественно к области тоннелестроения, а именно к конструкциям обделок тоннелей.
Обделка тоннеля служит постоянной крепью контура выработки, препятст вующей его деформациям.
Известны обделки тоннеля, включающие кольца из тюбингов со снинками и продольными и поперечными относительно оси тоннеля бортами, причем спинка каждого тюбинга между поперечными бортами выполняется цилиндрической.
Такая сборная обделка обладает высоким качеством, благодаря индустриальности изготовления тю&ингов, позволяет сократить время нахождения контура выработки на временной крепи и тем самым уменьшить величину горного давления на обделку, поскольку может быть включена в ра|боту непосредственно вслед за монтажом и заполнением пустот за ее наружной поверхностью.
Однако известная обделка не обеспечивает возможности ее -возведения на кривых участках трассы тоннеля и требует на таких участках устройства специальных конических колеи или клиновых конических прокладок.
Целью изобретения является создание тоннельной обделки из тюбингов, которая обеспечивала бы возможность ее возведения на
Кривых участках трассы тоннеля и более плотное прилегание к контуру выработки.
Для этого обделка тоннеля, включающая круговые кольца, смонтирована из тюбингов, снинка каждого из которых между поперечными бортами выполнена в средней части цилиндрической, а по краям - конической, скошенной внутрь кольца, и имеет с одной из стороп расположенную вдоль оси тоннеля консоль, выполненную также конической, скошенной наружу кольца, причем конусность консоли равна конусности противоположного края спинки.
Для увеличения плотности прилегания обделки к контуру выработки по крайней мере один из тюбингов может быть выполнен составным из двух соединенных между собой с возможностью взаимного перемещения и фиксации секций.
На фиг. 1 изображен тюбинг в аксонометрии; на фиг. 2 - деталь стыка тюбингов по продольному борту, поперечный разрез; на фиг. 3 - часть обделки тоннеля в месте перехода с прямого участка на кривой, продольный разрез; па фиг. 4 - часть кольца обделки с составным тюбингом, поперечный разрез.
Тюбинг обделки содержит спинку 1, продольные борта 2, каждый из которых усилен косынкой 3, и поперечные борта 4 (см. фиг. 1). Спинка 1 между поперечными бортами 4 выполнена в средней части 5 цилиндрической, а по краям 6 к 7 - конической, скошеиной внутрь кольца. Вдоль оси тоннеля с одной из сторон тюбинга опинка / имеет коническую консоль 8, скошенную наружу кольца. Конусность консоли 8 равна конусности противоположного края 6 спинки 1. В одном из продольных бортов 2 каждого тюбинга выполнен желобок 9, а в другом гребень 10 (см. фиг. 2). Это обеспечивает возможность шарнирного соединения тюбингов в кольцо. Герметичность стыка обеспечивается прокладкой эластичного гидроизоляционного шнура //. Кольца обделки монтируются одно к другому с переменным зазором 12 (см. фиг. 3). Этот зазор J2 н край 6 спинки 1 тюбингов смежного кольца обделки перекрываются консолью 8. Зазор 12 фиксируется шайбой 13 и болтом 14, которые ставятся по поперечному стыку смежных колец. Тюбинг обделки, выполненный составным, включает две секции 15 и 16, наложенные одна на другую (см. фиг. 4) с возможностью взаимного перемещения по их спинкам. Секции раздвигаются домкратом 17, а фиксируются болтами 18. Составной тюбинг герметизируется гидроизоляционным шнуром 19. Увеличение плотности прилегания обделки к контуру выработки достигается благодаря тому, что составной тюбинг можно раздвигать, это увеличивает периметр кольца обделки. Предмет изобретения 1.Обделка тоннеля, включающая круговые кольца из тюбингов со спинками и продольными и поперечными относительно оси тоннеля бортами, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности возведения обделки на кривых участках и увеличения плотности ее прилегания к контуру выработки, спинка каждого тюбинга между поперечными бортами выполнена в средней части цилиндрической, а по краям - конической, скошенной внутрь кольца, и имеет с одной из сторон расположенную вдоль оси тоннеля консоль, выполненную также конической, скошенной наружу кольца, причем конуоность консоли равна конусности противоположного края опинки. 2.Обделка по п. 1, отличающаяся тем, что по крайней мере один из тюбингов выполнен составным из двух соединенных между собой с возможностью взимного перемещения и фиксации секций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОННЕЛЬНОЕ ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА | 2013 |
|
RU2534126C2 |
Обделка тоннеля и устройство для ее возведения | 1987 |
|
SU1594276A1 |
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ДИАМЕТРОМ ОТ 10,5 ДО 15,5 МЕТРОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2018 |
|
RU2673830C1 |
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена | 2019 |
|
RU2715136C1 |
Способ строительства эскалаторного тоннеля, сооружаемого закрытым способом производства работ в слабых обводненных грунтах | 2021 |
|
RU2768765C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫРАБОТОК В СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПОРОДАХ | 2006 |
|
RU2302529C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА | 2011 |
|
RU2474694C2 |
ТЮБИНГОВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК | 2008 |
|
RU2436959C2 |
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) | 2012 |
|
RU2510444C2 |
Способ строительства эскалаторного каскадного комплекса для входа на станции метрополитена, сооружаемого открытым способом производства работ | 2021 |
|
RU2766876C1 |
Даты
1974-05-30—Публикация
1969-08-25—Подача