Демпфер сухого трения Советский патент 1974 года по МПК F16F7/04 

Описание патента на изобретение SU436943A1

1

Изобретение относится к авиационной технике.

Известны демпферы сухого трения, содержащие набор фрикционных элементов, часть из которых связана с защищаемым объектом, а другая часть - с источником колебаний.

Цель изобретения - улучшить качество демпфирования толчков, и характеристику демпфера, а также получить нулевой начальный момент трения и нелинейную и пропорциональную характеристики демпфирования.

Предлагаемый демпфер сухого трения отличается от известных тем, что устройство для создания усилия прижатия фрикционных элементов, выполнено в виде рычага с инерционной массой на конце, связанного кинематически с фрикционными элементами, выполненными в виде поворотных колодок и обхватывающей их обоймы. Так же демпфер может быть выполнен с двумя поворотными колодками, стянутыми пружинами, а кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществлена при помощи профильного кулачка, взаимодействующего с концами колодок. Кроме того, демпфер может быть выполнен с четырьмя колодками, имеющими попарно общую ось поворота, каждая из колодок выполнена с профилированным участком, а кинематическая связь рычага с колодками осуществляется при помощи роликов, установлепных на закрепленных в рычаге осях и взаимодействующих с профилированными участками колодок.

При использовании фрикционных элементов в виде дисков, кинематическая связь рычага с фрикционным элементом осуществлена парой винт-гайка, у которой винт выполнен на оси, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге, а между рычагом и

фрикционными дисками установлены упорные подшипники качения.

На фиг. 1 изображен описываемый демпфер с фрикционными элементами, выполненными в виде дисков; на фиг. 2 - то же, с

фрикционными, элементами, выполненными с двумя поворотными колодками и обхватывающей их обоймой; на фиг. 3 - то же, с фрикционными элементами, выполненными с четырьмя колодками и обхватывающей их

обоймы.

Демпфер содержит корпус 1, расположенные в корпусе фрикционные элементы, выполненные в виде дисков 2, 3 и устройства для создания силы прижатия фрикционных элементов, выполненные в виде рычага 4 с инерционной массой 5 на конце, связанного кинематически с фрикционными элементами. Кинематическая связь рычага с фрикционными элементами в данном случае осуществляется

парой винт-гайка, у которой винт выполнен

на оси 6, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге 4, нричем между рычагом и фрикционным диском установлены упорные подшипники качения 7. Фрикционные элементы могут быть выполнены в виде двух поворотных колодок 8, стянутых пружинами 9, а кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществляется при помощи кулачка 10, взаимодействующего с концами колодок. Фрикционные элементы могут быть выполнены также в виде четырех колодок, каждая из которых выполнена с профилированным участком, а кинематическая связь в данном случае осуществляется при помощи роликов 11, установленных на закрепленных в рычаге осях 12, и взаимодействующих с профилированпыми у частками колодок.

В первоначальный момент трения в демпфере с фрикционными элементами, выполненными в виде дисков, соединительные рычаги 13 поворачиваются. Диски 2, проскальзывая относительно дисков 3, создают демпфирующий момент при небольщих скоростях перемещений.

При резком возрастании скорости перемещения рычагов 13 и поворота оси 6 в корпусе, рычаг 4 с массой 5, в силу своей инертности, изгибая пружину 14, дожимает один из пакетов 15 или 16 (в зависимости от направления резьбы), момент трения на ведущих дисках 2 резко растет, что увеличивает поглощаемую мощность.

Таким образом при перемещении рычага 13 с переменной скоростью, момент трения и мощность поглощения пропорциональна ускорению рычага 13. В демпфере сухого трения с фрикпионны-ми элементами, выполненными в виде двух колодок, рычаг 17 свободно поворачивается, так как между колодками 8 и фрикционным покрытием 18 есть зазор. При резком перемещении рычага 17, в силу инерционности рычага 4 с массой 5, профильный кулачок 10 поворачивается и нажимает на концы колодок 8, которые прижимаются к фрикционно.му покрытию. Происходит самоторможение одной из колодок, что создает демпфирующий момент.

В .демпфере сухого трения с фрикционными элементами, выполненными в виде четыфех колодок, колодки 19 при плавном повороте оси 6 своими профилированными конца-ми Поворачивают рычаг 4 с массой 5 в направлении вращения вала. При резком по-вороте вала, в силу инерционности рычага 4

-С массой 5, ролики 11 поворачиваются и накатываются на профилированный конец колодок 19, которые прижимаются к корпусу.

Возникает первоначальный момент трения, пропорциональный ускорению, который, в свою очередь, вызывает эффект самоторможения, что резко увеличивается момент трения.

Предмет изобретения

1.Демпфер сухого трения, содержащий корпус, расположенные в корпусе фрикционные элементы, часть которых связана с источником колебания, а часть - с защищаемым объектом, и устройство для создания силы прижатия фрикционных элементов, о тли чающийся тем, что, с целью улучшения качества демпфирования толчков, устройство для создания усилия прижатия фрикционных элементов выполнено в виде рычага с инерционной массой на конце связанного кинематически с фрикционными элементами.

2.Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристики

демпфера, фрикционные элементы выполнены в виде поворотных колодок и охватывающей их обоймы.

3.Демпфер по пи. 1 и 2, отличающийс я тем, что, с целью получения нулевого начального момента трения, он выполнен с двумя поворотными колодками, стянутыми пружинами, а кинематическая связь рычага с фрикциоиными элементами осуществлена посредством профильного кулачка, взаимодействующего с концами колодок.

4.Демифер по пп. 1 и2, отличаю щи йс я тем, что, с целью получения нелинейной характеристики демпфирования, он выполнен с четырьмя колодками, имеющими попарно

общую ось поворота, каждая из колодок выполнена с профилированным участком, а кинематическая связь рычага с колодками осуществлена посредством роликов, установленных на закрепленных в рычаге осях и взаимодействующих с профилированными участками колодок.

5.Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения пропорциональной характеристики демпфирования при использовании фрикционных элементов в виде дисков, кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществлена нарой винт-гайка, у которой винт выполнен на оси, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге, а между рычагом и фрикционными дисками установлены упорные подшипники качения.

Похожие патенты SU436943A1

название год авторы номер документа
Устройство для периодической подачи полосового материала из рулона 1982
  • Тарасенко Вячеслав Михайлович
  • Ратнер Сруль Зейликович
  • Нилов Иван Степанович
  • Рольщиков Евгений Владимирович
SU1058863A1
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 1993
  • Кутуков Алексей Васильевич
RU2065096C1
Манипулятор 1981
  • Гребенюк Владимир Ильич
  • Демидов Дмитрий Андреевич
  • Капустина Надежда Григорьевна
  • Петрова Наталия Петровна
SU1050860A1
АМОРТИЗАТОР 1998
  • Рябов И.М.
  • Новиков В.В.
RU2142586C1
Многодисковый тормоз Мамити 1987
  • Мамити Герас Ильич
SU1483126A1
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Орленко Алексей Иванович
  • Елисеев Андрей Владимирович
RU2654877C1
Винтовой пресс 1974
  • Фильченков Анатолий Александрович
SU544561A2
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ 2018
  • Новиков Вячеслав Владимирович
  • Рябов Игорь Михайлович
  • Чернышов Константин Владимирович
  • Поздеев Алексей Владимирович
  • Чумаков Дмитрий Андреевич
RU2696049C1
Автомат для калибровки и испытания цепи 1977
  • Прудников Иван Максимович
SU732067A1

Иллюстрации к изобретению SU 436 943 A1

Реферат патента 1974 года Демпфер сухого трения

Формула изобретения SU 436 943 A1

6

UJ

tb

. 5

11

±Р

SU 436 943 A1

Авторы

Кклешов Ф.Н.

Те Г.

Анин Н.А.

Даты

1974-07-25Публикация

1972-04-05Подача