Устройство для смазки подшипника скольжения Советский патент 1974 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU448317A1

1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах с постоянной .полезной нагрузкой, приводимых от электродвигателя, где невозможна или нежелательна смазка подшипника жидкими или консистентными смазками, например в машинах для перекачки сжиженных газов, в механизмах, работающих в вакууме, и т. д.

Известен так называемый «метод ротооринта смазки подшипника скольжения сухого трения, заключаюш.ийся в непрерывном нанесении пленки твердой смазки на трущуюся поверхность с помощью смазывающего элемента, прижимаемого к поверхности с некоторым усилием.

В процессе работы подшипникового узла одновременно происходит истирание имеющегося на поверхности трения слоя твердой смазки и возобновление этого слоя за счет смазывающего элемента.

Для поджатия смазывающего элемента к трущейся поверхности используют в известных устройствах либо центробежную силу, либо силу пружин.

Однако в таких устройствах процесс возобновления слоя твердой смазки не регулируется в зависимости от истирания уже нанесенного слоя. Если возобновление смазки происходит недостаточно интенсивно, то твердосмазочное покрытие истощается и происходит схватывание вала и втулки. Если же возобновление смазки преобладает над износом, то рабочий зазор подшипника забивается твердой смазкой, и подшипник заклинивает.

Предлагаемое устройство позволяет автоматически дозировать подачу смазки на трущиеся поверхности и повышает долговечность подшипника.

Это достигается тем, что сила поджатия смазывающего элемента регулируется с помощью электромагнита, питаемого через быстронасыщаюп.1,ийся трансформатор тока от цепи приводного электродвигателя.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема устройства.

Па валу 1 расположена неподвижная втулка 2 подшипника (см. фиг. 1). Смазывающий элемент 3 прикреплен к башмаку 4, шарнирно соединенному с плечом рычага 5, свободно посаженного на ось 6. Второе плечо рычага 5 соединено с сердечником 7 подвижно в осевом направлении, установленным внутри катущки 8 электромагнита и соединенным с его корпусом 9 с помощью пружины 10.

Вал I приводится во вращение от электродвигателя II (см. фиг. 2), питающегося от электрической цепи 12 и связанного с катущ

кой 8 электромагнита через быстропасыщающийся трансформатор 13.

Устройство работает следующим образом.

При наличии нормального слоя твердой смазки на валу 1 момент трения в подшипнике мал и сила тока в цепи 12 питания электродвигателя 11 определяется в основном величиной полезной нагрузки. При номинальной нагрузке сила тока не превышает некоторого значения /лом. сердечник трансформатора 13 находится в ненасыи1енпом состоянии, а сила тока в его вторичной обмотке недостаточна, чтобы вызвать срабатывание сердечника 7 электромагнита.

По мере износа слоя твердой смазки на валу 1 момент сил трения в подши-пиике возрастает и соответственно возрастает сила тока в цепи питания приводного электродвигателя. Если сила тока п-ревзойдет величину /„ом, то это вызовет увеличение силы тока во вторичной обмотке трансформатора 13. В результате сердечник 7 электромагнита втянется внутрь катушки 8 и .повернет рычаг 5 вокруг оси 6, прижимая башмак 4 со смазывающим элементом 3 к валу 1, т. е. произойдет возобновление слоя твердой смазки на валу 1. Когда слой твердой смазки достигнет достаточной толщины, уменьшится мо.мент трения з подщипнике, соответственно уменьшится до номинального значения сила тока в цепи 12 питания электродвигателя. В результате тяговое усилие электромагнита снизится, и пружина сжатия 10 вернет сердечник 7, рычаг 5 и башмак 4 в исходное положение.

Если полезная нагрузка по каким-либо причинам превышает номинальную, то ток в цепи 12 питания приводного электродвигателя превышает значение /ном. и смазывающее устройство срабатывает. При этом толщина слоя твердой смазки на валу возрастает, по по мере увеличения слоя смазки возрастает, .как правило, и ее износ, так что в результате устанавливается динамическое равновесие

нанесения и истирания твердой смазки. Кроме того, в этом случае прсдус:аотрено ограничение силы поджатия смазывающего элемента 3 к валу 1. Для этого трансформатор 13 5 выполнен быстронасыщающим-ся, т. е. при силе тока в ценн 12 питания электродвигателя, значительно превышающем Аюм, трансформатор 13 насыщается, ограничивая величину тока в катушке 8 электромагнита, ограннчи0 вая его тяговое усилие. Параметры быстронасыщающегося трансформатора 13 подбираются так, чтобы при наибольшей силе ноджатия смазывающего элемента 3 к валу 1 не происходило заклинивания подшипника

5 избытком твердой смазки.

Возможен вариант (например, при неподвижном валу 1 и вращающейся втулке 2), когда смазывающий элемент расположен в теле вала и смазывает рабочую поверхность

0 втулки.

Преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известными является возможность регулирования силы поджатия смазывающего элемента в зависимости от толщины

5 елоя твердой смазки на валу. Это позволяет избежать заклинивания подшипника из-за недостатка смазки и значительно увеличить ресурс всего узла благодаря рациональному расходованию запаса твердой смазки.

Предмет изобретения

Устройство для смазки подшипника скольжения, содержащее элемент твердой смазки

5 и средство ноджатия его к поверхности трения, отличающееся тем, что, с целью автоматического регулирования силы поджатия в подшипниках объектов с постоянной полезной нагрузкой, приводимых во вращение от

электродвигателя, средство поджатия выполнено в виде электромагнита, соединенного с элементом твердой смазки и включенного в цепь питания приводного электродвигателя.

,. .

сриг 1

Похожие патенты SU448317A1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1971
SU422877A1
Узел трения 1978
  • Орлов Дмитрий Васильевич
  • Подгорков Владимир Викторович
  • Потапов Анатолий Борисович
  • Гогосов Вадим Владимирович
SU651178A1
Стенд для испытания подшипников в различных средах 1976
  • Беленький Марк Хаилович
  • Дрейшнер Эмиль Пихнасович
SU619819A1
Машина для испытания качества смазочных масел 1956
  • Мартенс Б.К.
SU111492A1
Подшипник скольжения 1989
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Юсыпив Михаил Дмитриевич
SU1677388A1
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2005
  • Кузнецов Виктор Васильевич
RU2279175C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗЫЗНОСНЫХ ПАР ТРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Семенов Юрий Александрович
  • Таранов Алексей Степанович
RU2428597C1
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ГЕОФИЗИЧЕСКОГО КАБЕЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЕГО МЕЖДУ ПРОСТРАНСТВОМ ВНУТРИ КОЛОННЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ИЛИ НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ И АТМОСФЕРОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Семенцов Анатолий Анатольевич
RU2346140C2
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Горностаев А.И.
  • Малый А.А.
  • Семеренко И.П.
RU2084852C1
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана 1990
  • Годецкий Евгений Васильевич
  • Кручинин Олег Владимирович
  • Безкровный Михаил Григорьевич
SU1784312A1

Иллюстрации к изобретению SU 448 317 A1

Реферат патента 1974 года Устройство для смазки подшипника скольжения

Формула изобретения SU 448 317 A1

SU 448 317 A1

Авторы

Литманов Леонид Хацкелевич

Бондарев Борис Павлович

Даты

1974-10-30Публикация

1971-04-26Подача