(21)4732498/27
(22) 28.08.89
(46) 15.09.91. Бюл. №34
(71)Ивано-Франковский институт нефти и газа
(72)М. И. Бурда, 3. Д. Василечко, В. М. Филипенко и М. Д. Юсипив (53)621.88(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 422877, кл. F 16 С 33/10, 1971. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
(57)Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах трения скольжения, работающих в тяжело нагруженных узлах машин. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей подшипника за счет обеспечения его работы в реверсивном режиме, а также обеспечения сигнализации при полном износе элемента твердой смазки. Подшипник скольжения содержит корпус, плавающую втулку, пружины возврата, элемент твердой смазки со средством под- жатия его к трущейся поверхности, средство поджатия, выполненное в виде стержня. Один конец стержня, соединен с элементом твердой смазки, другой конец стержня, выполненный в виде сферы, взаимодействует с профильным пазом, выполненным с внутренней стороны корпуса. Стержень подпружинен в направлении от вала. Подшипник снабжен дополнительным стержнем и системой сигнализации с нормально разомкнутыми контактами, дополнительный стержень установлен в радиальном отверстии корпуса и подпружинен в направлении к валу, один конец его взаимодействует с наружной цилиндрической поверхностью плавающей втулки, другой - с одним контактом в направлении замыкания контактов системы сигнализации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
(Л
С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
"Подшипник скольжения | 1978 |
|
SU685855A1 |
Подшипник скольжения | 1979 |
|
SU872824A1 |
КОНТАКТОР ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2011 |
|
RU2488907C2 |
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2001 |
|
RU2191245C1 |
КОНТАКТОР ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2013 |
|
RU2539263C2 |
Подшипник скольжения | 1980 |
|
SU905522A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1971 |
|
SU422877A1 |
Опора скольжения | 1980 |
|
SU1059300A1 |
Контроллер управления режимами движения рельсовых тяговых транспортных средств. | 2019 |
|
RU2720390C1 |
Контроллер управления режимами движения рельсовых тяговых транспортных средств | 2019 |
|
RU2720597C1 |
. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах трения скольжения, работающих в тяжело нагруженных узлах машин.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы в реверсивном режиме, а также повышение надежности путем обеспечения сигнализации при износе элемента твердой смазки.
На чертеже изображен предлагаемый подшипник, в разрезе.
Подшипник скольжения содержит корпус 1, плавающую втулку 2, установленную
в корпусе, вал 3, размещенный в отверстии плавающей втулки. В корпусе 1 выполнена полость 4, в которой установлены пружины возврата 5 и 6, взаимодействующие с упором 7, закрепленным неподвижно на плавающей втулке 2. Смазывающий элемент 8 установлен на конце стержня-толкателя 9, другой конец 10 которого выполнен в виде сферы, а сам стержень-толкатель поджимается к опорной поверхности 11, выполненной с внутренней стороны корпуса, пружиной 12. В корпусе 1 установлен также стержень 13 с пружиной 14. Стержень опирается на контакт контактора с нормально
Os VI
VI
Ы 00 00
разомкнутыми контактами 15 и 16, подсоединенными к системе сигнализации, содержащей источник 17 электрического напряжения и лампочку 18, В плавающей втулке 2 по обе стороны от стержня выпол- нены два глухих паза 19 и 20.
Подшипник скольжения работает следующим образом.
При вращении вала 3 в плавающей втулке 2 против часовой стрелки возникает мо- мент сил трения, зависящий от состояния твердой смазочной пленки на валу 3. По мере износа пленки момент сил трения в подшипнике возрастает и под действием этого момента втулка 2 поворачивается в корпусе 1 в направлении вращения вала 3. При этом корпус 1 опорной поверхностью 11 воздействует на сферический конец 10 стержня-толкателя 9 Преодолевая усилие пружины 12, стержень-толкатель 9 прижи- мает смазывающий элемент 8 к валу 3. Чем больше момент сил трения в подшипнике, тем сильнее поджимается смазывающий элемент 8 к взлу 3 и тем больше твердой смазки попадает в межконтактное про- странство между валом 3 и втулкой 2. По мере поступления необходимого количества твердой смазки момент сил трения в подшипнике уменьшается и под действием пружины возврата 6, размещенной в поло- сти 4 между корпусом 1 и упором 7 втулка 2 возвращается в исходное положение,
Аналогично подшипник работает и при вращении вала по часовой стрелке Только при этом сферический конец 10 стержня- толкателя 9 взаимодействует с правой частью опорной поверхности 11 (участок аг), а в исходное положение подшипник приводится пружиной возврата 5.
При полном износе смазочного элемен- та 8 плавающая втулка 2 поворачивается на предельно расчетную ветичину угла а На поверхности втулки 2 в этих двух крайних угловых положениях выполнены два глухих паза 19 и 20 таким образом, что щ /3 и оз. ,82, т.е. при предельном износе элемента 8 стержень 13 попадает в паз 19 или 20 (в зависимости от направления вращения вала 3) и фиксируют плавающую втулку в таком положении. Стержень 13 перемещает пластину нормально разомкнутых контактов 15, 16 в направлении к контакту 16, контакты замыкаются, включая систему сиг- напизации -предельного износа стержня- толкателя 9. Эта система может быть
выполнена в виде электрической цепи, состоящей из источника 17 напряжения и лампочки 18. Предельный износ в этом случае фиксируется загоранием лампочки 18. Параллельно лампочке 18 можно подключить реле отключающее привод вращения вала 3.
Использование изобретения расширяет эксплуатационные возможности подшипника - он может работать в реверсивном режиме, кроме того повышается надежность подшипника за счет обеспечения контроля износа элемента твердой смазки.
Формула изобретения 1. Подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенную в нем плавающую втулку с валом, пружину возврата втулки, связывающую последнюю с корпусом, элемент твердой смазки и средства поджатия ее к валу с помощью промежуточного элемента, расположенного с контактом между элементом твердой смазки и опорной поверхностью, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения его работы в реверсивном режиме, промежуточный элемент средства поджатия выполнен в виде стержня-толкателя, установленного в выполненном в плавающей втулке радиальном отверстии с возможностью перемещения в нем и подпружиненного в направлении к опорной поверхности, которая выполнена в корпусе в направлении к оси вала с уменьшающимся расстоянием до нее симметрично по обе стороны от средней части в направлении, перпендикулярном к оси вала, а конец стержня-толкателя, контактирующий с опорной поверхностью, выполнен сферическим,
11
го
к
06 , 1
ю
12
3
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1989-08-28—Подача