1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в таких механизмах, где невозможна или нежелательна смазка подшипника жидкими или консистентными смазками: машины для перекачки сжижеины.х газов; мехаииз1мы, работающие в вакууме и т. д.
Известны подшипники скольжения сухого трения, в которых происходит непрерывное нанесение пленки твердой смазки на трущуюся поверхность с помощью смазывающего элемента, прижимаемого к поверхности с некоторым усилием.
При этом в процессе работы подшипника одновременно происходит истирание имеющегося на поверхности трения слоя твердой смазки и возобновление этого слоя за счет смазывающего элемента.
Для поджатия его к трущейся поверхности используют либо центробежную силу, либо силу пружин.
Недостатком этих подшипников является то, что в них процесс возобновления слоя твердой смазки не регулируется в зависимости от истирания уже нанесенного слоя. В результате, если возобновление смазки происходит недостаточно интенсивно, твердосмазочное покрытие истощается, и происходит схватывание вала и втулки. Если же возобновление смазки преобладает над износом, то рабочий зазор подшипника забивается твердой смазкой, и подшипник заклинивает.
Цель предлагаемого изобретения - регулирование силы поджатия элемента твердой смазки.
На фиг. 1 изобрал ен предлагаемый подшипник, общий вид; на фиг. 2 - разрез по А-А;
на фиг. 3 - разрез по Б-Б.
Вал 1 вращается в плавающей втулке 2, которая поворачивается в корпусе 3. Смазывающий эле.меит 4 связан шарнирно с рычагом 5, который вращается вокруг оси 6, запрессованной в корпусе 3, и одним плечом упирается в скошеипую поверхность, профрезеровапную во втулке 2. Втулка 2 и корпус 3 связаны возвратной растяжения 7.
Подшипник скольжения работает следующим образом.
При вращении вала 1 в плавающей втулке 2 возникает момент сил трения, зависящий от состояния твердой слгазочной пленки на валу
1. По мере износа пленки момент сил трения в подшиппике возрастает, и под действием этого момента втулка 2 поворачпвается в корпусе 3 в направлении вращения вала 1. При этом втулка 2 скошенной поверхностью повернет рычаг 5 вокруг оси 6, прижимая смазываЮщий элемент 4 к валу 1. Чем больше момент сил трения в подшипнике, тем сильнее поджимается смазывающий элемент 4 к валу 1. После нанесения необходимого слоя твердой смазки момент сил трения в подшипнике уменьшится, и нод действием пружины 7 втулка 2 вернется в исходное положение.
Предлагаемый подшипник выгодно отличается от известных тем, что поджатие смазывающего элемента сделано регулируемым в зависимости от состояния смазочной пленки. Это повышает ресурс подшипника скольжения благодаря рациональному расходованию запаса твердой смазки.
II р с д м с т и 3 о б р е т е и п я
Подшипник скольжения, содержащий корпус, плавающую втулку и элемент твердой смазки, со средством поджатия его к трущейся поверхности, отличающийся тем, что, с целью регулирования силы поджатия элемента твердой смазки, средство поджатия выполнено в виде шарнирно закрепленного на корпусе двуплечего рычага, одним плечом соединенного с элементом твердой смазки, а вторым - взаимодействующего с новерхностью скоса, выполненного во втулке, причем последняя снабжена пружиной, упруго связывающей ее с корпусом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для смазки подшипника скольжения | 1971 |
|
SU448317A1 |
Подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1677388A1 |
Опора скольжения | 1975 |
|
SU557213A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕИИЯ | 1971 |
|
SU420819A1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ | 1972 |
|
SU354211A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ТВЕРДОЙ СМАЗКОЙ | 1969 |
|
SU240415A1 |
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана | 1990 |
|
SU1784312A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ТВЕРДОЙ СМАЗКОЙ | 1967 |
|
SU214959A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2129677C1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1739104A1 |
А -А
li
9иг г
Даты
1974-04-05—Публикация
1971-05-06—Подача