На МНОГИХ тепловых электростанциях в котельных установлены на вентиляторах и дымососах асинхронные электрические двигатели с регулировочными реостатами. Регулировка числа оборотов этих двигателей должна производиться дистанционно кочегаром, но до последнего времени советского иростого и надежного нривода не было, заграничные же элементные переключатели очень сложны; поэтому на таких станциях практикуется ручная регулировка, которую производит дежурный у двигателя моторист каждый раз после телефонного распоряжения кочегара. Такое положение с регулировкой тяги и воздуха отрицательно сказывается на коэфициеите полезного действия котельных.
Предложенное устройство для дистанционного привода регулировочного реостата электрического двигателя имеет, целью обеспечить четкую и надежную работу регулирующего механизма првг условии простоты и механической прочности самого привода.
Для привода регулировочного реостата в предлагаемом устройстве служит электрический сервомотор, приводящий по(239)
движную контактную часть реостата посредством передачи (двойней червячиой) я снабженный электрическим тормозом. Сервомотор пускается в ход кнопками прямого я обратного хода. Новизна устройства состоит в совместном примепении электромагнитного реле, служащего для замыкания и размыкания в надлежащий момент цепи сервомотора и тормоза, и зубчатой рейки, сцепленной с плечом, входящим в состав передачи от сервомотора к контактной части реостата, и служащей для запирания сердечника электромагнита на время работы сервомотора и деблокирования его в момент, когда контактная часть реостата перейдет с одного неподвижного контакта реостата на соседний. Этим достигается точная перестановка реостата.
Предлагаемое устройство изображено в схематическом виде на чертеже.
Для регулирования скорости не показанного на чертеже электрического двигателя (или для регулирования тока в электрических цепях иного назначения) служит реостат 1, подвижная контактная часть 2 (траверза) которого соединена е плечом 3, имеющим прорез.
Для привода части 2 служит сериесный сервомотор 4, 5. Для автоматиче г ского торможения оси сервомотора служит электромагнитный колодочный торг моз 6, 7. Для указывания концевых/, положений реостата служат сигналь-, ные лампы 8. Лампа 9 служит для указания перехода л части- с одного непо-; движного контакта- на-- другой. Длявклгочения сервомотора на прямой или обратный ход служит кнопочный контактор 10.
На оси сервомотора имеется червяк 17, вращающий червячное колесо 15; последнее имеет ступицу с червячной нарезкой и сидит на червяке, которым снабжен стержень 16. Вращение червячного колеса 15 вызывает поступательное движение стержня 16. Послед НИИ снабжен пальцем, входящим в прорез плеча 3. К стержню 16 прикреплена зубчатая рейка 18.-Около рейки установлено электромагнитное реле 11, которое служит для замыкания цепи сервомотора и тормоза на время, соответствующее переводу части 2 только на., один контакт реостата. Автоматичность и точность работы реле И не зависят от обслуживающего персон ала и определяются длиной зубцов рейки 18.: В цепи ;сервомотора, расположены концевые контакты: 12.. Для переключения сигнальных ламп служат контакты- 13. Контакты, 14 служат для фиксации-ахерехода части 2 с контакта на контакт. Контакты, 12 и 13 приводятся в действие пальцами .19, закрепленными на стержне 16. Контактный рычаг контактов 14 приводится в действие зубцами 20 волнообразной- гребенки; гребенка эта закреплена.на стержне 16 рядом-с рейкой .и на чертеже показана схематически.
При нажатии на кнопку контактора 10 замыкается цепь обмотки реле 11, и по-, следяее, втянув свой сердечник, замыкает контакты в цепи сервомотора 4, 5 и тормоза 6,7. Тормоз освобождает ось сервомотора, а последний вращает колесо 15 и перемещает стержень 16; с ним поворачивается часть 2 реостата 1. При ЭТОМ; сердечник :реле И запирается зубцом рейки 18 в показанном .на чертеже положении на все время перехода:части 2 с одного контакта на другой, чем предотвращается остановка части 2 в промежутке между контактаии в,.случае отпускания кнопки. Нё.емотря4 на отпущенную кнопку, реле 11 не может разомкнуть цепь сервомотора и тормоза до тех пор, пока под головку сердечника.ррлее11 не-подои дет вырез (промежутокш&жду зубцами) рейки-18 Только в ЭТОТ мотавнтр сердечник реле 11 действием пружины выталкивается и размыкает контакты сервомотора и тормоза. Сервомотор останавливается, тормоз затормаживает устройство, причем торможение облегчается наличием двойной червячной передачи.
При переходе части 2 с одного контакта на другой мигает лампа 9, которая своим миганием дает сигнал об исвравной , работе устройства и даже позволяет определить, на сколько контактов передвинулась часть 2 реостата 1.
У«тройство позволяет перейти в случае н-адобности с дистанционной на ручную регулировку. Оно может быть изменено для дистанционного привода элементными коммутаторами аккумуляторных батарей и т. п., именно во всех случаях, где нужно ограничить ход электрического двигателя.
Предметизобретен-ия.
Устройство для-дистанционного управления .регулировочным реостатом электрического двигателя, состоящее из электрического сервомотора, приводящего подвижную контактную часть реостата через посредство передачи и пускаемого в ход кнопками .прямого-и обратного хода, отличающееея тем, что. с целью точной перестановки нодвижной части 2 реостата 1 с одного контакта на любой другой, примененызубчатаярейка 18, сцепленная с плечом, входящим в состав передачи от сервомотора к части 2, и электромагнитное реле 11, возбуждаемое При нажиме кнопки и служащее для замыкания контактов сервомотора 4, 5 и тормоза- 6,-7 на промежуток времени, определяемый длиной зубцов рейки, и для последующего размыкания этих- контактов--после того, как зубец рейки освободит сердечник реле П.
Авторы
Даты
1935-11-30—Публикация
1935-01-03—Подача