I
Изобретение откосится к области транспортного н энергетического машиностроения и в основном может найти широкое применение для высоконагруженных упорных подшипников судовых валопроводов.
Известна подушка упорного подшипника, содержаш ая корпус, смонтированный посредством опорного элемента с возможностью самоустановки на основании подшипника, и антифрикционную плиту.
Предлагаемая подушка упорного подшипника отличается наличием балансирной системы между опорным элементом и корпусом, который выполнен составным, из центральной части и периферийной части, образуюшей уплотнительные бурты с трех сторон центральной части.
Такое выполнение позволяет увеличить несущую способность подшипника за счет образования на периферии рабочей поверхности подушек уплотнительных буртов, у которых высота будет автоматически восстанавливаться по мере их износа или при изменении режима работы.
На фиг. 1 изображена предлагаемая подушка подшипника, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид в плане на тыльную сторону подушки.
Подушка содержит составной корпус из центральной I и периферийной 2 частей, тонкую антифрикционную плиту 3, балансир 4 с опорами 5, 6 и опорный элемент 7, посредством которого подушка через балансир 4 опирается с возможностью самоустановки на основание 8 подшипника.
Антифрикционная плита 3 через слой смазки опирается на гребень 9. Направление вращения гребня показано стрелкой. Периферийная часть 2 с трех сторон обрамляет центральную часть I. Обе части соединены между собой штифтами 10.
Нагрузка от гребня через слой смазки и антифрикционную плиту 3 передается на обе
части 1 и 2 корпуса подушки и далее, от каждой из них отдельно, на опоры 5 и 6 балансира 4. На основание 8 подшипника эта нагрузка передается через опорный элемент 7 балансира 4. Последний входит в соответствуюшее углубление, одна часть которого выполнена в центральной, а вторая в периферийной части корпуса подушки.
Углубление служит для фиксации балансира 4 и ограничивает его перемещение в плоскости, параллельной гребню, не мешая, однако, линейному и незначительному угловому движению балансира в плоскости, перпендикулярной гребню. Через опоры 5 и 6 проходят линии действия
равнодействующих сил гидродина.мического давления, приходящихся , соответственно на центральную и периферийную части подушкн. Поскольку на периферийную часть подушки давление передается через поверхность, имеющую подковообразный контур, и линия действия равнодействующей давления находится вне этого контура, то для расположения опоры у периферийной части 2 имеется специальный выступ 11. На выступ 11 опирается балансир 4. Тонкая антифрикционная плита 3, имеющая форму кольцевого сегмента, может быть выполнена биметаллической и состоять из баббитового слоя на тонкой стальной пластине. Эта антифрикционная плита должна обладать малой жесткостью, чтобы при возникновении смазочного слоя силы со стороны периферийной части 2 корпуса подущки могли бы эту плиту без разрушения деформировать на величину, равную необходимой высоте уплотнительных буртов, и далее деформировать плиту постепенно в период длительной эксплуатации на величину до 0,5 мм, соответствующую максимально допустимому износу буртов. Для крепления антифрикционной плиты по краям корпуса подущки выполнены два радиальных выступа 12, образующие паз типа «ласточкин хвост. В этот паз заводится антифрикционная плита, имеющая края, скошенные соответственно выступам. Со стороны малого радиуса эта сегментная плита имеет лапку 13, которая загибается после установки плиты в паз и не дает возможности плите самонроизвольно отойти от выступов. В начальный момент работы на центральную часть подущки со стороны смазочного слоя будет действовать значительно большее среднее удельное давление, чем на периферийную часть. Однако в предлагаемой подушке противодействие со стороны корпуса подщипника давлению в смазочном слое распределяется между центральной и периферийной частями корпуса подущки за счет выбора плеч балансира 4 так, что система будет в равновесии только при примерном равенстве средних удельных давлений в смазочном слое под центральной и периферийной частями подушки. Поэтому, если в первый момент работы поверхность антифрикционной плцты будет плоской, то при нагружении подущки и с появлением смазочного слоя нарушится равновесие между силой, сжимающей слой смазки со стороны периферийной части 2 корпуса подущки, и давлением в слое под этой частью; равнодействующая давления будет меньше указанной силы. Восстанавливая равновесие, часть 2 будет деформировать на смазочном слое антифрикционную плиту и приблил аться к гребню до тех пор, пока равнодействующая давления в слое не станет равна силе, с которой действует деталь 2 через плиту 3 на слой. При деформации нлиты 3 на ее поверхности будут образовываться уплотнительные бурты (ступеньки). Предмет изобретения 1. Подушка упорного подщипника, содержащая корпус, смонтированный посредством опорного элемента с возможностью самоустановки на основании подшипника, и антифрикционную плиту, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности, она снабжена балансирной системой между опорным элементом и корпусом, при этом корпус выполнен составным, из центральной части и периферийной части, образующей уплотнительные бурты с трех сторон центральной части. 2. Подущка упорного подшипника по п. 1, отличающаяся тем, что периферийная часть снабжена выступом, расположенным в ее середине и обращенным к центральной части.
Тл
А-А
/////////////
J
Фиг.1
Фиг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2442033C2 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 1996 |
|
RU2166136C2 |
Радиально-упорная опора скольжения | 1975 |
|
SU561690A1 |
СПОСОБ СМАЗКИ ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2292493C2 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ | 2013 |
|
RU2538494C1 |
Упорный подшипник соосно вращающихся валов | 1972 |
|
SU482354A1 |
УПОРНО-ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ | 1994 |
|
RU2109180C1 |
УПОРНО-ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ | 2015 |
|
RU2593169C1 |
Упорный подшипник скольжения двухстороннего действия | 1988 |
|
SU1550241A1 |
Опорный подшипник скольжения | 2018 |
|
RU2688550C1 |
Авторы
Даты
1974-11-15—Публикация
1972-12-27—Подача