Опора может быть снабжена кронштейнами, установленными на наружной поверхности колец, а механический привод может быть выполнен в виде червячной пары, содержащей червяк и гайку, шарннрно установленную на кронштейне с возможностью перемещения вдоль радиуса кольца. На фиг. 1 изображена радиально-упорная опора скольжения в продольном разрезе; на фиг. 2 - развертка устройства перемещения вала по сечению А-А на фиг. I; на фиг. 3 - механизм червячной передачи; на фиг. 4 разрез по Б-Б на фиг. 3. Радиально-упорная опора скольжения содержит разъемный корпус 1, внутри которого расположен упорный вал 2, имеющий два упорных гребня 3 и 4. Между последними установлен совмещенный упорно-опорный узел, состоящий из обоймы 5, упорных подушек 6, балансирной системы 7 и вкладыша 8. 8корпусе расположено также два механогидравлических устройства перемещения вала, Устройство, размещенное в кормовой части подшипника, предназначено для перемещения валопровода в носово.м направлении, а устройство, размещенное в носовой части, - для перемещения в кор.мовом направлении. Каждое устройство состоит из клинового кольца 9, охватывающего обойму 5 и расположенного .между кольцевым буртом 10 на обойме 5 и кольцевым бурто м 11 на корпусе. Устройство перемещения вала также содержит гидроцилиндры 12, расположенные по окружности корпуса 1 подшипника. В гидроцилиндрах размещены поршни 13, которые упираются через кольцо 14 в обойму 5. Обращенные друг к другу торцы клинового кольца 9и кольцевого бурта 10 имеют клиновые выступы 15 и 16, сопрягаемые между собой по винтовым поверхностям с углом наклона образующейа arctg - 1-/1-Лгде /1 - коэффициент трения между клиновыми выступами обоймы и кольца; /2 - коэффициент трения между кольцом и буртом корпуса. В верхней части клинового кольца 9 к его наружной поверхности прикреплены кронщтейны 17, между которыми шарнирно установлена гайка 18 с червячной резьбой, сопрягаемая с червяком 19. Червяк .может вращаться вручную рукояткой, посаженной снаружи подшипника а вал червяка. Обой.ма 5 зафиксирована от вращения шпонкой 20, так, что обеспечивается свобода перемещения обоймы в осевом направлении. Клиновое кольцо 9 при вращении червяка 19 может вращаться 6 вокруг обоймы 5, всегда оставаясь при этом прижатым к кольцево.му бурту 11. При работе подшипника в качестве опорного клиновые кольца 9 повернуты так, что между сопрягаемыми поверхностями клиновы.ч выступов 15 на этих кольцах и соответствующих выступов 16 на кольцевых буртах 10 образуется зазор. В результате обойма не будет л естко зафиксирована в осевом направлении и, следовательно, подшипник не будет воспринимать осевой упор от гребного винта. Когда по условиям эксплуатации необходимо переместить валопровод в осевом направлении, в цилиндры 12 подается жидкость под давлением. Через поршни усилие от этого давления передается на кольцо 14 и далее на обойму 5, клиновые выступы 16 к соответствующим клиновым выступам 15. Угол наклона поверхностей клиновых выступов выбран таки.м, что скольжения в клиновом соединении под действием одного только усилия со стороны гидравлической системы не происходит. Для перемещения обоймы необходимо привести во вращение червяк 19. При вращении последнего вручную рукояткой, закрепленной на оси червяка (рукоятка не показана) происходит навинчивание или вывинчивание гайки 18, которая состоит из несущей части, имеющей по внутреннему диа.метру сопряженную с червяком резьбу. В середине этой части в горизонтальной плоскости располол ены две цапфы, установленные в отверстия корпуса 21 гайки 18. Корпус 21 гайки 18 выполняет роль ползуна и может перемещаться в вертикальном направлении по прямоугольному пазу кронштейнов 17, жестко установленных на клиновых кольцах 9. При навинчивании или вывинчивании гайки 18 происходит движение ее несущей части вдоль оси червяка 19 Это движение через цапфы передается корпусу 21 гайки 18, который, поворачиваясь на цапфах и скользя вверх или вниз относительно кронштейна 17 в его прорезях, толкает последний, вращая тем самы.м клиновое кольцо 9 вокруг оси вала 2. Вследствие поворота клинового кольца 9 его клиновые выступы 15 начинают освобождать соответствующие клиновые выступы 16 бурта 10. Под действие.м гидравлического давления обойма 5 начинает перемещаться в осевом направлении до тех пор, пока осуществляется вращение червяка 19. Как только это вращение прекращается, клиновое кольцо 9, останавливается, и клиновые выступы 16 упираются в соответствующие клиновые выступы 15. Для перемещения валопровода в противоположном направлении производят аналогичные действия вторым устройством для перемещения вала. Предлагаемая конструкция за счет гидравлической систе.мы и клинового фиксирующего движения обоймы устройства позволяет производить перемещение валопровода любого веса и фиксировать его положение под действием перемещающего усилия, Кро.че того, поскольку соврс.менной констукции главного упорного подшипника с поощью данной конструкции придаются новые войства - обеспечение сдвига валопровода в условиях разобщения его от машинной устаиовки при выходе ее из строя, в некоторых елучаях на судах можно отказаться от наличия на валопроводе одновременно двух подшипников - главного упорного и вспомогательного упорного подп ипника и иметь лишь один, объединяющий в себе их свойства - подшипник по данному изобретению.
Это позволит существенно сократить материальные и трудовые затраты при производстве опоры, а также снизить затраты по обслуживанию валопроводов судов.
Форм}л а изобретения
. Радиально-упорная опора скольжения, содержащая двухгребенчатый вал и установленные в одной обойме, смонтированной в корпусе, самоустанавливающийся цилиндрический вкладыш и упорные подушки, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности перемещения вала для отсоединения его от машинной установки, она снабжена по крайней мере двумя механо-гидравлическими устройствами перемещения вала, содержащими гидроцилиндры с поршнями,
взаимодействующими с обоймой, имеющей возможность осевого перемещения в корпусе и снабженной на ее наружной цилиндрической поверхности буртами с клиновыми торцовыми выступами, а также содержащими по крайней мере два механических приводя к кинематически связанные с ними охватыва:ощие обойму кольца, установленные в корпусе с возможностью поворота и имеющие клиновые торцовые выступы, контактирующие своими клиновыми поверхностями с соответствующими клиновыми поверхностями выступов, обоймы. 2. Радиально-упорная опора скольжения
по п. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что она снабжена кронштейнами, установленными на наружной поверхности колец, а механический привод выполнен в виде червячной пары, содержащий червяк и гайку, щарнирно установленную на кронштейне с воз.можностью перемещения вдоль радиуса кольиа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 422875, кл. F 16 с 25/04. 1971.
2. Авт. св. № 331638. кл. В 63 h 2334. 1969.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОХОДНОЙ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ УЗЕЛ (3 ВАРИАНТА) | 2019 |
|
RU2718337C1 |
ДВУХВАЛКОВАЯ РАБОЧАЯ КЛЕТЬ ПРОКАТНОГО СТАНА | 1999 |
|
RU2189873C2 |
Предварительно напряженная прокатная клеть | 1987 |
|
SU1440570A1 |
Прокатно-ковочный стан | 1988 |
|
SU1547891A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДОВ | 2005 |
|
RU2276751C1 |
Предварительно напряженная прокатная клеть | 1986 |
|
SU1389894A1 |
ЗАЖИМНАЯ ГОЛОВКА-МАНИПУЛЯТОР | 2005 |
|
RU2295436C2 |
Стенд для слесарно-доводочных работ | 1989 |
|
SU1660804A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1990 |
|
SU1717880A1 |
ВЫПУСКНАЯ ГОЛОВКА ЭКСТРУДЕРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОРМОВ | 2002 |
|
RU2251363C2 |
I .И
W
/718 f9
А
Авторы
Даты
1977-06-15—Публикация
1975-01-06—Подача