1
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в приводах различных машин и оборудования.
Известны автоматические инерционные импульсные планетарные вариаторы скорости, содержаш,ие водило, соединенное с входным валом, два центральных колеса, одно из которых соединено с корпусом посредством механизма свободного хода, а другое жестко смонтировано на выходном валу, сателлиты с эксцентрично расположенными на них грузами, установленные на осях в водиле и взаимодействуюшие с центральными колесами.
Недостатком этих вариаторов является то, что при работе в режиме полной нагрузки при постоянно заклиненном автологе инерционные силы от неуравновешенных грузов сателлитов дополнительно нагружают автолог и другие элементы вариатора, снижая надежность и долговечность вариатора и уменьшая его к. п. д. Неблагоприятным для работы вариатора является и режим бесступенчатого регулирования.
Цель изобретения - повышение надежности и к. п. д. вариатора, а также расширение диапазона регулирования скорости. Для этого сателлиты выполнены двойными, один из сателлитов пары жестко установлен на оси, а другой (подвижный) - на оси с возможностью вращения и соединен с ней упругим элементом, выполненным, например, в виде спиральной пружины, эксцентричные грузы каждой пары расположены по одну сторону от оси.
Ось сателлита может быть снабжена диском с упругим упором, расположенным диаметрально противоположно эксцентричному грузу подвижного сателлита в плоскости враш,ения груза, что позволяет ограничить предельную деформацию упругих элементов и угол поворота неуравновешенных грузов относительно друг друга, снижая потери энергии.
Груз подвижного сателлита может быть установлен на нем, с возможностью радиального перемещения и поджат к диску пружипой, а диск снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом, примыкающим к упругому упору, что позволяет задерживать грузы в положении, в котором они взаимно уравновешивают друг друга, и сократить продолжительность работы вариатора в режиме бесступепчатого регулирования, увеличивая его к. п. д. На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого вариатора; на фиг. 2 - диск с упругим упором.
Входный вал 1 соединен с водилом 2 планетарной передачи, водило содержит двойные сателлиты, находящиеся в зацеплении с двумя центральными колесами, одно из которых 3 соединено с корпусом вариатора посредством механизма 4 свободного хода (автолога), а другое 5 жестко смонтировано на выходном валу 6. Один из сателлитов 7 нары жестко установлен на оси 8, а другой 9 (подвижный) - на оси 8 с возможностью вращения и соединен с ней спиральной пружиной 10. На саттелитах 7 и 9 эксцентрично но одну сторону от оси 8 смонтированы грузы И и 12. Ось 8 сателлитов может быть снабжена диском 13 с упругим упором 14, расположенным диаметрально, противоположно эксцентричному грузу 11 подвижного сателлита 9 в плоскости вращения груза. Груз 11 сателлита 9 может быть установлен на нем с возможностью радиального перемещения посредством рычага 15 и поджиматься к диску 13 пружиной 16. При этом диск 13 снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом 17, примыкающим к упругому упору 14. Вариатор работает следующим образом. От входного вала 1 через водило 2 вращение передается сателлитам 9 и 7. Если нагрузка на выходном валу 6 небольшая, то грузы И и 12 сателлитов 9 и 7 находятся в одной плоскости, проходящей через ось сателлитов, а центробежные силы, действующие на грузы, создают момент сил, препятствующий вращению сателлитов на своей оси, вследствие чего передача работает в режиме динамической муфты, передавая крутящий момент и вращение на выходной вал 6 напрямую. При увеличении нагрузки пружина 10 позволяет сателлиту 9 поворачиваться относительно сателлита 7, неуравновешенные грузы 11 и 12 расходятся на некоторый угол, частично уравновешивая друг друга. Увеличение пагрузки на валу 6 сопровождается уменьшением числа оборотов выходного вала 6. Дальнейшее увеличение нагрузки на выходном валу увеличивает величину закручивания пружины 10, и груз 11 доходит до упругого упора 14 диска 13. В этом положении груз 11 под действием пружины 16 попадает в фиксирующий вырез 17 и механизм работает при полностью уравновешенных грузах в режиме работы планетарной передачи. Подбором жесткости пружины 16, глубины и углов иаправляющих выреза 17 обеспечивается задержка выхода груза И из взаимноуравновещенного состояния так, что при уменьшении нагрузки на выходном валу 6 обеспечивается переход с режима понижающей планетарной передачи в режим прямой передачи, сокращая неблагоприятный для автолога 4 и других деталей вариатора нромежуточный режим, при котором знакопеременный момент от вращающихся неуравновешенных грузов создает динамические нагрузки на детали вариатора. Предмет изобретения 1.Автоматический инерционный импульсный планетарный вариатор скорости, содержащий водило, соединенное с входным валом, два центральных колеса, одно из которых соединено с корпусом посредством механизма свободного хода, а другое жестко смонтировано на выходном валу, сателлиты с эксцентрично расположенными на них грузами, установленные на осях в водиле и взаимодействующие с центральными колесами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и к. п. д. вариатора, а также расширения диапазона регулирования скорости, сателлиты выполнены двойными, один из сателлитов пары жестко установлен на оси, а другой (подвижный) - на оси с возможностью вращения и соединен с ней упругим элементом, выполненным, например, в виде спиральной пружины, эксцентричные грузы каждой пары расположены по одну сторону от оси. 2.Вариатор по п. I, отличающийся тем, что ось сателлитов снабжена диском с упругим упором, расположенным диаметрально противоположно эксцентричному грузу подвижного сателлита в плоскости вращения груза. 3.Вариатор по п. 2, отличающийся тем, что груз подвижного сателлита установлен на нем с возможностью радиального перемещения и поджат к диску пружиной, а диск снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом, примыкающим к упругому упору.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический инерционный импульсный планетарный вариатор скорости | 1973 |
|
SU497439A2 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1976 |
|
SU637580A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2350804C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2376513C1 |
Автоматический инерционный планетарный вариатор В.И.Долгополова | 1980 |
|
SU947543A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1971 |
|
SU305297A1 |
Привод щелереза | 1981 |
|
SU972015A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1973 |
|
SU364787A1 |
Устройство для возбуждения вращающего динамического момента | 1984 |
|
SU1279679A1 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2384774C1 |
Авторы
Даты
1975-04-05—Публикация
1971-03-29—Подача