1
Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.
Известны гидрообъемные бесступенчатые ходоуменьшители самоходной машины, оборудованной гидросистемой подъема и опускания рабочих орудий, содержаш,ие трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем внутреннего сгорания, другое - с колесами, а с третьим звеном кинематически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор потока жидкости.
Такие ходоуменьшители при изменении водителем настройки дроссельного регулятора позволяют бесступенчато изменять нониженную скорость движения самоходной машины. При этом насос ходоуменьшителя работает в режиме гидротормоза с самовсасывапием из масляного резервуара-бака.
Однако долговечность насоса такого ходоуменьшителя ограничена из-за отсутствия подпитки; конструкция его сложна за счет необходимости иметь на самоходной машине кроме гидроагрегатов вспомогательных устройств еще и дополнительные гидроагрегаты ходоуменьшителя (масляный бак, фильтр и др.), запуск насоса при работе самоходной машины в условиях низких (минусовых) температур затруднен, а диапазон регулирования скорости при небольших величинах касательной силы тяги самоходной машины ограничен.
Цель изобретения состоит в увеличении долговечности ходоуменьшителя и его упрощении.
Это достигается тем, что всасывающая магистраль насоса ходоуменьшителя подключена к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройств.
Па фиг. 1 изображена гндравлическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя; на фиг. 2 - кинематическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя, подключенного к трансмиссии трактора.
Гидрообъемпый ходоуменьшитель состоит из насоса 1 постоянного рабочего объема, приводимого от двигателя (не показан на чертеже) через зубчатый дифференциальный редуктор 2. Пасос содержит всасывающую 3 и напорную 4 магистрали. Папорная магистраль соединена с входом дроссельного регулятора 5 потока, выход которого соединен магистралью 6 со сливом. В ходоуменьшителе может быть установлен предохранительный гидравлический клапан 7, подключенный параллельно к напорной магистрали насоса и связанный со сливом.
В качестве гидросистемы привода вспомогательных устройств самоходной машины используется, например, навесная гидросистема подъема и опускания орудий трактора. Гидросистема включает в себя масляный бак 8, насос 9 постоянного рабочего объема, приводимый от двигателя внутреннего сгорания (на фиг. пе показан) через зубчатый редуктор 10 и соединенный всасывающей магистралью 11 с баком 8, а напорной магистралью 12 с гидрораснределителем 13, подключенным к гидроцилипдрам подъема и опускания орудий (не показаны на фиг.). Гидросистема имеет общую сливную магистраль 14, подключенную через масляный фильтр 15 к баку 8. Всасывающая магистраль 3 насоса 1 ходоуменьшителя подключена параллельно к сливной магистрали 14 привода вспомогательных устройств. Напорная магистраль 4 подключена через дроссельный регулятор 5 или ближе к концу сливной магистрали 14, или непосредственно соединена с масляным баком 8.
Для обеспечения работоспособности ходоуменьшителя производительность насоса 1 должна быть равна или меньше производительности насоса 9 гидросистемы привода вспомогательных устройств с учетом объемных потерь на участке от насоса 9 до входа в насос 1.
На фиг. 2 показан привод ходоуменьшителя от трансмиссии трактора, содерл ащего двигатель 16 внутреннего сгорания, коробку 17 перемены передач, задний мост 18, на полуосях 19 и 20 которого установлены колеса 21, а также редуктор 10 привода насоса 9 навесной гидросистемы и редуктор 2 ходоуменьшителя, соединенный с насосом 1.
При работе трактора с ходоуменьшителем (движение вперед в первом диапазоне) в зацеплении находятся следующие шестерни трансмиссии: 22-23, 24-25, 26-27-28, 29- 30, 31-32, 33-34. Шестерня 25 коробки передач находится в зацеплении с входной шестерней 35 редуктора ходоуменьшителя, сблокированной с солнечной шестерней 36 трехзвенного дифференциального механизма. Солнечная шестерня через сателлиты 37 соединена с зубчатым венцом 38 внутреннего зацепления коронной шестерни механизма, установленной с возможностью вращения на валу. Сателлиты -закреплены на водиле 39, которое жестко связано с валом. На этом же валу жестко установлена также шестерня 40, соединенная с промежуточной шестерней 41, вращаюшейся на неподвижной оси. В свою очередь шестерня 41 соединена с дополнительной шестерней 42 коробки передач. Коронная шестерня зацепляется своим наружным зубчатым венцом 43 с шестерней 44, жестко закрепленной на валу. Этот вал соединен с помошью зубчатой муфты 45 с валом привода насоса 1 ходоуменьшителя.
При работе трактора во втором диапазоне пониженных скоростей движения вперед шестерня 29 переключается и входит в зацепление своим вторым венцом с шестерней 46, которая постоянно зацеплена с шестерней 47.
11ри движении на пониженных . скоростях задним ходом шестерня 26 входит в зацепление с шестерней 48.
Мошность двигателя при работе трактора с ходоуменьшителем распределяется следующим образом; от главной муфты сцепления, через первичный вал коробки передач, шестерню 22
И далее шестерни 23-24-25-35 мощность подводится к входному звену дифференциального механизма - к солнечной шестерне 36. В дифференциальном механизме мощность делится на два потока.
Первый передается через выходное звено дифференциала, водило 39 и последовательно зацепленные шестерни редуктора ходоуменьшителя, коробку передач и задний мост - колесам. Эта мощность затрачивается на производство полезной работы и на преодоление потерь в трансмиссии и ходовой системе.
Второй поток мощности передается через венец 43 наружного зацепления -коронной шестерни, далее на шестерню 44 и к насосу.
Насос ходоуменьшителя в кинематической связи с дифференциальным механизмом работает в режиме гидротормоза дроссельного регулирования. При этом регулирование его скорости нроисходит за счет поглошения в дросселе мощности второго нотока. При изменении скорости вращения насоса 1 меняется кинематическое передаточное число ходоуменьшителя и трансмиссии в целом, а следовательно и скорость трактора.
Вращение насоса 9 осуществляется от двигателя через редуктор 10 с постоянными оборотами.
Работа навесной тракторной гидросистемы происходит следующим образом (см. фиг. 1).
Л1асло из бака 8 засасывается насосом 9 по всасывающей магистрали 11 и подается по напорной магистрали 12 к распределителю 13. От распределителя масло под давлением поступает к гидроцилиндрам подъема и онускаПИЯ орудий. Отработавшее масло из гидроцилиндров поступает обратно в распределитель и по сливпой магистрали 14 через фильтр 15 подается в бак 8.
При вращении насоса 1 ходоуменьшителя
масло подается к нему под избыточным давлением из сливной магистрали 14 и по всасываюшей магистрали 3. Далее масло из насоса 1 поступает по напорной магистрали 4 к дроссельному регулятору 5 потока. Водитель,
плавно изменяя рукояткой регулятора 5 расход жидкости, проходящий через него, тем самым задает необходимую скорость насоса 1 п скорость трактора. Масло из нанорной магнстрали 4 через регулятор 5 поступает в
сливную магистраль 14 или непосредствепно в бак. Б результате при работе ходоуменьшителя возникает избыточное давление во всасывающей магистрали 3 насоса 1 и положительный перепад давлений между входом наcoca н выходом регулятора потока, за счет
чего уменьшается склонность насоса к кавитации н, следовательно, увеличивается сто долговечность.
Предмет изобретения
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованной гидросистемой привода всномогательных устройств, содержащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, другое - с колесами, а с третьим звеном кинематически связан насос, к нанорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности ходоуменьщнтеля и его упрощения, всасывающая магистраль насоса подключена к сливной магистрали гидросистемы привода всномогательных устройств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1978 |
|
SU706261A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1981 |
|
SU981027A2 |
Ходоуменьшитель для самоходной машины | 1972 |
|
SU482334A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
Ходоуменьшитель самоходной машины | 1980 |
|
SU919908A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1258720A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568532C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
Авторы
Даты
1975-05-30—Публикация
1971-08-27—Подача