Ходоуменьшитель для самоходной машины Советский патент 1975 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU482334A1

1

Изобретение относится к самоходным машинам, в частности к ходоуменьшителям, используемым для работы на пониженных скоростях.

Известны ходоуменьшители самоходных машин, содержаш,ие трехзвенный дифференциал, одно звено которого связано с двигателем, второе - с движителем, а третье - с гидромашиной постоянного объема с дроссельным регулятором.

В таких ходоуменьшителях бесступенчатое изменение скорости осуш,ествляется в большинстве случаев с иомошью специального дроссельного регулятора потока лшдкости.

Однако для тракторов большой мощности в случае применения такого ходоуменьшителя и сохранения диапазона бесступенчатого изменения скорости мош,ность дросселирования значительно увеличивается. При этом требуется применение на тракторе более сложной системы охлаждения, использование большего количества масла, что усложняет конструкцию и приводит к неэкономичной работе трактора на пониженных скоростях.

Цель изобретения - уменьшение потерь мощности при регулировании скорости самоходной машины.

Для этого предложенный ходоуменьшитель снабжен дополнительной гидромашиной постоянного рабочего объема с дроссельным регулятором, приводимой от двигателя, и двухпозиционным распределителем, включенным между напорными магистралями гидромащин и подключающим в первом положении основную гидромашину к дроссельному регулятору, а дополнительную - к сливу, а во втором положении соединяющим напорные магистрали обеих гидромашин.

Кроме того, для устранения динамических перегрузок при переключении распределителя, в канале, соединяюшем напорную магистраль дополнительной гидромашины с распределителем, установлен обратный клапан, а органы управления дроссельных регуляторов сблокированы между собой и органом управления распределителем кинематической связью, обеспечивающей открытое положение одного дроссельного регулятора при закрытом положении другого.

На чертеже представлена схема ходоуменьшителя самоходной машины, состоящей из основных узлов: двигателя внутреннего сгорания, коробки перемены передач, заднего моста и движителя.

Трехзвенный дифференциал 1 установлен в кинематической цепи трансмиссии так, что его ведущее звено, например коронная шестерня 2, соединено через главную муфту сцепления (не показана на чертеже) с валом двигателя, ведомое звено, например водило 3,-- с первичным валом коробки передач, а промежуточное звено, - солнечная шестерня 4,- с гидромашиной постоянного рабочего объема.

Дифференциал может быть установлен также и в другом месте кинематической цепи трансмиссии, но так, чтобы можно было использовать его в качестве приставки, легко монтируемой и демонтируемой на самоходной машине.

Гидросистема ходоуменьшителя включает резервуар 5, гидравлический распределитель 6, основную 7 и дополнительную 8 гидромашины постоянного рабочего объема, а также основной 9 и дополнительный 10 управляемые дроссельные регуляторы. В гидросистеме используется предохранительный клапан 11.

Гидромашина 7 подключена к масляному резервуару с помощью всасываюш,ей магистрали 12, а к распределителю - с номощью напорной магистрали 13.

Гидромашина 8 подключена к масляному резервуару и распределителю соответственно магистралями 14 и 15. Вал гидромашины 7 соединен через зубчатую передачу с солнечной шестерней 4 дифференциала, а вал гидромашины 8 - с валом двигателя. Основной регулятор 9 потока подключен к распределителю 6, а регулятор 10 - параллельно напорной магистрали 15 гидромашины 8. Органы управления регуляторов 9 и 10 сблокированы с помопхью жесткой кинематической связи 16 таким образом, что при закрытом одном регуляторе другой регулятор открыт.

При работе гидрообъемный ходоуменьшнтель обеспечивает движение самоходной машины в одном из двух поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженных скоростей - низшем и высшем.

Настройка на каждый поддиапазон осушествляется водителем с помощью распределителя. При включенной первой позиции распределителя, как показано на чертеже, самоходная машина будет работать на низшем поддиапазоне. В этом случае гидромашина 7 приводится во вращение от двигателя через звенья дифференциала и зубчатую передачу и работает в режиме гидротормоза. Бесступенчатое регулирование скорости трактора осуществляется изменением настройки основного дроссельного регулятора 9, гидравлически соединенного через распределитель с гидромашиной 7. При полностью открытом регуляторе гидромашина 7 может развить максимальную скорость, определяемую скоростью вращения вала двигателя и передаточным числом дифференциала от ведущего звена (коронная шестерня 2) к промежуточному звену (солнечная шестерня 4) при неподвижном ведомом звене (водило 3). В этом случае трактор неподвижен. При плавном закрытии регулятора поток рабочей жидкости, задаваемый им, уменьшается, а производительность гидромашины и скорость ее вала снижаются. При этом уменьшается скорость промежуточного звена дифференциала, а скорость ведомого звена, связанного с движителями и, соответственно, скорость трактора увеличиваются. Когда регулятор 9 закрыт, поток рабочей жидкости не может пройти через него на слив, и гидромашина 7 останавливается. При этом 5 ведушее звено дифференциала будет полностью заторможено, а скорость ведомого звена 3 максимальна. Тогда трактор будет двигаться с минимальной скоростью в низшем поддиапазоне.

10 При возникновении перегрузок в трансмиссии давление в магистрали 13 становится выше расчетного, предохранительный клапан 11 открывается, при этом его ироходное сечение задает максимальную производительность Ромашине 7. Трактор останавливается.

При включенном низшем поддиапазоне дополнительная гидромашина 8 соединяется через распределитель 6 со сливом. В этом случае она приводится от двигателя н работает 0 вхолостую на слив. В ходоуменьшителе возможно использовать в качестве дополнительной гндромащины уже имеющуюся в гидросистеме трактора, например щестеренный насос навесной системы, а также иредусмотреть отключение в низшем поддиапазоне привода дополнительной гидромашины 8 с помощью, например, зубчатой муфты.

При необходимости движения трактора с большой скоростью водитель переключает распределитель в другое положение. Тогда гидромашнна 8 гидравлически соединяется с гидромашиной 7, регулятор 9 отключается от обеих гидромашин, а регулятор 10 параллельно подключается к ним. В этом случае рабочая жидкость подается гидромашиной 8, работающей в режиме насоса с приводом от двигателя, из резервуара 5 по всасывающей магистрали 14 и под давлением по напорной магистрали 15 к гидромашине 7, работающей

0 в режиме гидромотора. Гидромашина 7, вращаясь под действием напора жидкости, заставляет также вращаться через зубчатую передачу солнечную щестерню 4 дифференциала. Одновременно вал двигателя вращает другое звено дифференциала - коронную шестерню 2. Таким образом, в рассматриваемом режиме мощность от двигателя передается на привод хода трактора двумя потоками - механическим и гидравлическим, и оба потока

0 суммируются на дифференциале. Бесступенчатое регулирование скорости трактора в высщем поддиапазоне осуществляется при изменении настройки дополнительного дроссельного регулятора 10 потока.

5 Регулятор 10, благодаря жесткой кинематической связи его органа управления с органом управления основного регулятора 9, будет в момент переключения распределителя с низшего на высший поддиапазон полностью открыт. По этой причине весь поток жидкости, подаваемый гидромашиной 8, будет проходить через регулятор 10 на слив, гидромашина 7 останется неподвижной, и скорость трактора не изменится при переключении. Таким образом устраняется возможность максимального

ступенчатого изменения скорости при переключении распределителя. Такой скачок скорости при переключении распределителя может происходить при отсутствии блокировки регуляторов и переключении распределителя, например, с низшего поддиапазона на высший, когда регулятор 9 открыт, а регулятор 10 закрыт.

При закрытии регулятора 10 поток рабочей жидкости, нроходяш,ей через иего, умеиьшится, а поток, подводимый к гидромашине 7, увеличится. Тогда скорость гидромашины 7 возрастет, а направление вращения ее вала, и, следовательно, солнечной шестерни 4 дифференциала будет противоиоложным, и за счет этого водилу 3 задается скорость, большая его максимальной скорости на низшем поддиаиазоие. При этом скорость трактора будет возрастать, а обш,ий диапазон бесступенчатого регулироваиия скорости расширится.

Когда регулятор 10 полностью закрыт, скорость трактора максимальна.

Таким образом, бесступенчатое регулирование пониженной скорости движения самоходной машины в каждом поддиапазоне осуш,ествляется за счет дросселирования жидкости, т. е. потери части мощности. При этом происходит нагрев гидропривода. Однако мощность дросселирования и нагрев в иредлагаемой схеме будут меньше, чем в схеме ходоуменьщителя прототипа при условии обеспечения обоими ходоуменьшителями одинакового диаиазоиа понижеиных скоростей. В иредлагаемой схеме параметры диффереиииала и гидРомашин должны быть рассчитаны, предпочтительно, таким образом, чтобы максимальная величина мощности дросселирования при работе в высшем поддиапазоне была бы равна максимальной величине мощности дросселирования при работе в низшем ноддиапазоне.

При этом условии схема будет наиболее экономнчной, так как разность между максимальной мощностью дросселирования в ходоуменьщителе-прототипе и максимальной мощностью в рассматриваемом ходоуменьшителе будет наибольшей.

Предмет изобретения

1.Ходоуменьшитель для самоходной машины, содержащий трехзвеиный дифференциал, одио овею которого связано с двигателем, второе - с движителем, а третье - с гидромашииоь постоянного объема с дроссельным регулятором, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь мощности при регулировании скорости самоходной машины, он снабжен дополнительной гидромашиной постояниого рабочего объема с дроссельным регулятором, приводимой от двигателя, и двухпозициоиным распределителем, включенным между напорными магистралями гидромашин и подключающим в первом положении основную гидромашину к дроссельному регулятору, а дополнительную - к сливу, а во втором положении соединяющим напорные магистрали обеих гидромашин.

2.Ходоуменьшитель по п. 1, отличающийся тем что, с целью устранения динамических иерегрузок при нереключении распределителя, в канале, соединяющем напор.ную магистраль дополнительной гидромашины с распределителем, установлен обратный клапан, а органы управления дроссельных регуляторов сблокированы между собой и органом управления расиределителем кинематической связью, обеспечивающий открытое положение одного дроссельного регулятора при закрытом положении другого.

W

Похожие патенты SU482334A1

название год авторы номер документа
Ходоуменьшитель транспортного средства 1980
  • Абрадушкин Анатолий Михайлович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Довжик Валерий Львович
  • Зайцев Виктор Андреевич
  • Кийко Владислав Владиславович
SU925688A2
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства 1980
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Марк Эйно Александрович
  • Шкневский Эмиль Нисонович
  • Хунт Хенно Андресович
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Сютисте Рейн Иоханович
SU878612A1
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины 1971
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Бойков Петр Иванович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Чаботько Анатолий Петрович
  • Аэгна Хейно Юханович
  • Бильтсе Хейки Карлович
  • Вийрок Хейки-Эннар Эдуардович
  • Марк Эйно Александрович
  • Сютисте Рейн Иоханович
  • Шкневский Эмиль Нисонович
SU472031A1
Ходоуменшитель транспортного средства 1977
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Городецкий Константин Исакович
  • Абрадушкин Анатолий Михайлович
  • Щельцын Николай Александрович
  • Михайлин Геннадий Константинович
  • Суетин Анатолий Степанович
  • Никитин Юрий Дмитриевич
  • Устименко Евгения Федоровна
SU673477A1
Ходоуменьшитель для самоходной машины 1984
  • Королькевич Александр Викторович
  • Королькевич Виктор Александрович
  • Пилипенко Владимир Иванович
  • Сабадах Богдан Васильевич
  • Жилевич Михаил Иванович
SU1152816A1
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины 1981
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Марк Эйно Александрович
  • Шкневский Эмиль Нисонович
  • Хунт Хенно Андресович
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Сютисте Рейн Иоханович
SU981027A2
Ходоуменьшитель транспортного средства 1980
  • Абрадушкин Анатолий Михайлович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Довжик Валерий Львович
  • Зайцев Виктор Андреевич
  • Кийко Владислав Владиславович
SU925689A2
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины 1978
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Довнар Олег Казимирович
SU706261A2
Ходоуменьшитель самоходной машины 1980
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Шипилевский Геннадий Борисович
  • Беленков Юрий Александрович
  • Стецко Петр Александрович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Куратник Михаил Николаевич
  • Марк Эйно Александрович
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Хунт Хенно Андресович
SU919908A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1

Иллюстрации к изобретению SU 482 334 A1

Реферат патента 1975 года Ходоуменьшитель для самоходной машины

Формула изобретения SU 482 334 A1

SU 482 334 A1

Авторы

Абрадушкин Анатолий Михайлович

Борисов Сергей Герасимович

Городецкий Константин Исаакович

Крымский Анатолий Николаевич

Кутняков Геннадий Иванович

Мастеровой Валентин Михайлович

Халецкий Александр Борисович

Злотник Михаил Иосифович

Шеленков Юрий Васильевич

Даты

1975-08-30Публикация

1972-05-25Подача