Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно, к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.
По основному авт.ев, № 472031 известен гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованной гидросистемой привода вспомогательных устройств, содержащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено.которого связано с двигателем, другое - с колесами, а с третьим звеном кинематически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор, а всасывающая магистраль насоса подключена к сливной магистрали . привода вспомогательных устройстве .
Недостаток упомянутого ходоуменьшителя состоит в том, что отсутствует возможность быстрого реверсирования машины, В самоходной машине с упомянутшл ходо уменьши те лем реверсирование возможно за счет переключения передач в коробке переме-; ны передач (КПП), однако при этом теряется производительность машины.
так как водителю требуется затратить некоторое количество времени на выключение муфты сцепления, перемещение рычага переключения КПП, зате « вновь включение муфты сцепления, в такой самоходной машине диапазон бесступенчатого изменения скорости ограничен допустимой мощностью дросселирования. Превышение
10 допустимой мощности, например, при увеличении верхнего предела скорости, когда включается в КПП более высокая передача, может привести к перегреву ходоуменьшителя и прежде15временному выходу его из строя.
Другими недостатками упомянутого ходоуменьшителя являются затрудненное включение и выключение его ре-,
20 дуктора, состоящего из дифференциального механизма, а также затрудненное переключение передач в КПП, которое обычно встречается при работе самоходной машины с ходоумень25шителем. Это происходит вследствие закрутки валов под действием большого передающего момента от двигателя к колесам машины.
Цель изобретения - улучшение
30 управляемости машины путем уменьшения времени ее реверсирования и повышение надежности ходоуменьшителя,
Поставленная цель достигается тем, что он снабжен гидрораспределителем и обратным гидроклапаном, а насос ходоуменьшителя выполнен реверсивным, и его всасывающая магистраль гидролинией связана с выходом обратного гидроклапана, вход которого соединен со сливной магистралью гидросистемы привода вспомогательных устройств, при этом вход и выход гидрораспределителя соединены соответственно с напорной магистралью насоса ходоуменьшителя и со сливной магистралью упомянутой гидросистемы.
На чертеже представлена гидрокинематическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя самоходной машины,
Ходоуменьшитель состоит из понижающего редуктора 1,включающего зубчатый,трехзвенный дифференциальный механизм (дифференциал), одно звено которого, например солнечная шестерня .2, связана с двигателем внутреннего сгорания 3 (ДВС), второе, например водило 4,- связано через КПП 5 и задний мост 6 с движителями 7 машины, а с третьим звеном, например эпициклической шестерней 8, кинематически связан насос
9ходоуменьшителя. Всасывающая магистраль 10 насоса подключена к сливной магистрали 11 гидросистемы привода вспомогательных устройств,
а напорная 12 подключена к дроссельному регулирующему устройству 13, В качестве такого устройства может быть применено любое регулирующее устройство, например гидродроссель, регулятор потока, регулируемый предохранительный клапан и др,, а в качестве насоса - реверсируемый насос - мотор постоянного рабочего объема (поршневой или шестеренный),
Гидросистема привода вспомогательных устройств представляет собой, например, стандартную навесную гидросистему подъема и опускания орудий экскаватора. Гидросистема состоит из насоса 14 постоянного рабочего объема, приводимого от ДВС всасывающая магистргшь 15 насоса соединена с гидробаком 16, анапор на магистраль 17 подключена к блоку 18 гидрораспределителей управления вспомогательными устройствами, состоящего из отдельных секций - гидрораспределителей,. К выводам 19 и 20 одной из секций блока 18 гидрораспределителей гидросистемы привода вспомогательных устройств подключен напорная 12 и всасывающая 10 магистрали насоса xoдosтаeньшитeля, а подключение всасывающей магистрали
10насоса 9 к сливной 11 гидросистемы выполнено посредством обратного
гидроклапана 21, причем вход его соединен со сливной магистралью.
Дополнительный двухпозиционный двухлинейный гидрораспределитель 23 соединен с напорной 12 и сливной 1 магистралями, В нормальном положёНИИ гидрораспределителя (первая позиция) он разъединяет эти магистрали, при переключении (во второй позиции) он соединяет обе магистрали. Управление гидрораспределителем 22 может быть как ручным, так и сблокированным с педалью главной муфты сцепления машины. Гидросистема снабжена фильтром 23,
Для обеспечения работоспособности ходоуменьшителя производ{1.тельнос его насоса 9 должна быть меньше производительности насоса 14 гидросистемы с учетом объемных потерь на участке от насоса 14 до входа в насос 9,
Ходоуменьшитель работает следующим образом.
Изменение пониженной скорости движения машины осуществляется водителем с помощью дросселирующего устройства 13, например регулятора потока, которым задается величина дроссельной щели и тем самым.определенный расход жидкости на выходе,
В первом диапазоне бесступенчатого изменения пониженных скоростей движения вперед соответствующая секция блока 18 гидрораспределителей, к которой подключены магистрали 10 и 21 ходоуменьшителя, включена в нейтральную позицию, и рабочая жидкость к ее выводам 19 и 20 не подводится,- а запитка ходоуменьшителя осуществляется от сливной магистрал 11 через обратный клапан 21, который под давлением слива открывается При этом насос 14, вращаясь от ДВС с постоянной угловой скоростью, подает жидкость из бака 16 по магистралям 15 и 17 к блоку 18 гидрораспределителей. Из сливной магистрали 11 гидросистемы рабочая жидкость через открытый обратный клапан 21 и по всасывающей магистрали 10 подводится под давлением слива к насосу 9 ходоуменьшителя. При этом насос 9, приводимый от ДВС через редуктор 1 и зубчатую передачу между эпициклической шестерней 8 и своим приводным валом, работает в режиме гидротормоза и разбивает обороты, соответствующие заданному устройством 13 расходу жидкости, в этом случае водило 4 вращается со скоростью, определяемой заданнылш оборотами насоса 9 и через КПП и задний мост приводит движители 7, а машина двигается вперед с постоянной скоростью. Плавно изменяя настройку устройства 13, водитель тем самым задает необходимую скорость
насоса 9, и тогда скорость движения машины вперед бесступенчато изменяется от нуля (машина остановлена) до максимальной скорости V, первого диапазона,
Мощность две при работе машины в первом диапазоне подводится к редуктору 1 и делится в его дифференциале на два потока: первый - чере водило 4, КПП 5 и задний мост б подводится к движителям 7, второй через эпициклическую шестерню 8 и зубчатую передачу привода передается к насосу 9. Изменение скорости насоса 9 происходит за счет пог.лощения в дроссельном устройстве
13мощности второго потока и при этом изменяется кинематическое передаточное число ходоуменьшителя и КПП, а следовательно, и скорость машины.
При необходимости движения машины с большей скоростью во втором диапазоне водитель включает соответствующую секцию блока 18 в перво положение, когда рабочая жидкость от насоса 14 подается к выводу 10, а вывод 19 соединяется со сливом. Тогда жидкость под напором подается по напорной магистрали 12 к насосу 9, который при этом реверсируется и начинает работать в режиме гидромотора. Из гидромашины 9 жидкость по магистрали 10 подводится к выводу 19 и далее идет на слив. Во втором диапазоне скорость машины при регулировании изменяется от ч когда устройство 13 полностью открывает проход жидкости в гидробак 16, и до ., когда устройство 13 полностью перекрывает проход жидкости в гидробак.
Мощность две ПРИ работе во втором диапазоне подводится к дифференциалу одновременно двумя потоками: один через солнечную шестерню 2, другой через гидропередачу (насос
14- гидромотор 9) и к эпициклической шестерне 8, Далее оба потока мощности суммируются на выходном звене дифференциала и направляются обычным образом тс движителям 7, За счет поглощения в дроссельном устройстве 13 мощности второго потока осуществляется изменение кинематического передаточного числа ходоумены11ителя в КПП, а следовательно, и скорости машины в диапазоне.
Для реверсирования машины водитель переключает соответствующую секцию блока 18 гидрораспределителе во второе положение, когда рабочая жидкость от насоса 14 подается к вводу 19, а вывод 20 соединяется со сливом. Тогда жидкость под напором подается по магистрали 10 к насосу 9, который начинает работать в режиме гидромотора, вращаясь в том же
направлении, что и в первом скоростном диапазоне (в режиме гидротормоза) , но с большей угловой скоростью.
Рабочая жидкость из насоса 9 по магистрали 12 подается к выводу 20 и далее поступает на слив, За счет разницы давлений в магистралях 10 и 11 обратный гидроклапан 21 в рассматриваемом режиме закрыт. При этом от насоса 9 крутящий момент передается на водило 4, заставляя его
10 реверсироваться, а машину двигаться задним ходом.
При включении и выключении редуктора ходоуменьшителя или переключении передач КПП при включенном ходоt5уменьшителе водитель предварительно выключает главную муфту сцепления при этом дополнительный гидрораспределитель 22, сблокированный с муфтой сцепления, переключается в верхнюю
0 позицию, тогда напорная магистраль 112 соединяется со сливом, В этом случае при переключении передач или включении и выключении редуктора 1 ходоуменьшителя давление в напорной
5 магистрали падает и момент с вала насоса 9 снимается, тем самым обеспечивается раскрутка валов в КПП и редукторе ходоуменьшителя и облег чается переключение,
0
Таким образомг предлагаемое изобретение уменьшает время реверсирования машины, а также облегчает управление ходоуменьшителем и КПП,
Годовой экономический эффект от
5 внедрения гидроходоуменьшителя, выполненного в соответствии с предлагаемым изобретением на экскаваторе ЭТЦ-165, составляет 1030 руб, на одну машину.
0
Формула изобретения
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины по авт,св, , отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости
5 машины путем уменьшения времени на ° реверсирование и повышения надежности ходоуменьшителя, он снабжен гидрораспределителем и обратным гидроклапаном, а насос ходоуменьшителя
0 выполнен реверсивньам, и его всасывающая магистраль гидролинией связана с выходом обратного гидроклапана, вход которого соединен со сливной магистралью гидросистемы
5 привода вспомогательных,устройств, при этом вход и выход гидрораспредеЛителя соединены соответственно с напорной магистралью насоса ходоуменьшителя и со сливной магистралью
0 упомянутой гидросистемы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР № 472031, кл, В 60 К 17/10, 1971
5 (прототип),
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1978 |
|
SU706261A2 |
Ходоуменьшитель самоходной машины | 1980 |
|
SU919908A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1988 |
|
SU1579799A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1971 |
|
SU472031A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1990 |
|
SU1717421A2 |
Ходоуменшитель транспортного средства | 1977 |
|
SU673477A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Авторы
Даты
1982-12-15—Публикация
1981-05-06—Подача