1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для транспортирования грузов по железным дорогам с различной шириной колеи.
Известны раздвижные колесные пары, содержащие свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством.
Однако известные раздвижные колесные пары не всегда обеспечивают надежную фиксацию колеса после изменения колеи и требуют дополнительной фиксации в осевом направлении.
Цель изобретения - повышение надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи.
Для этого в предлагаемой колесной паре на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй - с зубчатым венцом, выполненным на стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относительно оси с венцами, выполненными на внутренней Стороне стакана, причем у венцов одной из пар каждый второй зуб срезан.
Зубья косозубых венцов втулок целесообразно направить в противоположные стороны под одинаковым углом.
На втулке может быть установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем положении.
На фиг. 1 изображена предлагаемая раздвижная колесная пара, продольный разрез; на фиг. 2 - часть колесной пары в положении для широкой колеи; на фиг. 3 - то же, в момент перевода колесной пары с одной колеи на другую; на фиг. 4 - то же, в положении для узкой колеи.
На оси 1 свободно установлены колеса 2 с удлиненными ступицами 3, взаимодействующими с фиксирующими устройствами 4, снабженными подпружиненными сухарями 5 и концентричным оси стаканом 6 с цилиндрическим фланцем 7, взаимодействующим с направляющим путевым устройством. На внутренней части ступицы 3 выполнены косузубый и прямозубый венцы 8 и 9. Венец 8 зацеплен с косузубым венцом 10, выполненным на втулке 11, которая жестко закреплена на оси 1. Такое зацепление позволяет ступице 3, а следовательно, и колесу 2, перемещаться вдоль
оси только при его одновременном повороте. Для того, чтобы предотвратить осевое перемещение колеса 2 относительно неподвижной втулки 11, достаточно исключить его проворачивание. Венец 9 постоянно зацеплен € зубчатым венцом 12, выполненным на стакане 6, который расположен в радиальном зазоре между втулкой 11 и ступицей 3 и может перемещаться вдоль оси колесной пары. С внутренней стороны стакана 6 выполнены два зубчатых венца 13 и 14, взаимодействующие в соответствующем положении с зубчатыми венцами 15 и 16, выполненными на втулке II, причем у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан. На втулке 11 установлено также упорное кольцо 17 для удержания стакана 6 в крайнем Положении и имеются выемки 18 и 19 для подпружиненных сухарей 5.
Перевод колесной пары на более узкую колею осуществляется автоматически на специальном переводном участке железнодорожного пути. При прохождении колесной пары через переводной участок фланец 7 фиксирующего устройства набегает на переводной ручей 20, который уводит его в сторону средней части оси до тех пор, пока зубья венца 14 не упрутся в кольцо 17, а сухари 5 не попадут в выемку 19 неподвижной втулки 11 (фиг. 3).
При этом венец 13 стакана выходит из зацепления с венцом 15, а венец 14 входит в зацепление с венцом 16. Венцы 9 и 12 остаются в зацеплении. Происходит дефиксация колеса, при этом фиксирующее устройство 4, а с ним и колесо, получает возможность поворота относительно втулки 11 за счет того, что у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан.
Таким образом, колесо 2 под действием направляющего рельса 21 переводного участка пути перемещается вдоль оси 1 с одновременным поворотом относительно нее за счет косозубого венца 10. При повороте колеса на величину щирины срезанного зуба зубья венцов 14 и 16 упираются друг в друга и исключают дальнейщий поворот колеса 2, прекращая и смещение его вдоль оси.
При выходе колесной пары с переводного участка переводной ручей 20 посредством фланца 7 сдвигает фиксирующее устройство 4 в обратном направлении до тех пор, пока сухарь 5 не попадет в выемку 18. При этом стакан 6 замыкает собой ступицу 3 колеса и неподвижно сидящую на оси втулку 11, исключая проворачивание колеса 2 относительно втулки, а за счет зацепления косозубых венцов 8-10 его осевое перемещение.
Таким образом, обеспечивается надежное фиксирование колеса на оси после изменения колеи (фиг. 4).
Перевод колесной пары с узкой колеи на широкую осуществляется аналогично.
Для предотвращения скручивания оси в момент перевода колес на другую колею зубья косозубых вендов 10 втулок с правой и левой сторон оси направлены в противоположные стороны под одинаковым углом.
Предмет изобретения
1.Раздвижная колесная пара, содержащая свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи, на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй - с зубчатым венцом, выполненным на стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке, на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относительно оси с венцами, выполненными на внутренней стороне стакана, причем у венцов- одной из пар каждый второй зуб срезан.
2.Колесная пара по п. 1, отличающаяся тем, что зубья косозубых венцов направлены в противоположные стороны под одинаковым углом.
3.Колесная пара по п. 1, отличающаяс я тем, что на втулке установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем положении.
1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1964 |
|
SU215251A1 |
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1963 |
|
SU215250A1 |
АЗДВИЖНЛЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1968 |
|
SU220301A1 |
Планетарная зубчатая передача | 1982 |
|
SU1071838A1 |
ЧАСЫ МЕХАНИЧЕСКОГО ИЛИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ТИПА | 1992 |
|
RU2081445C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
Самоустанавливающееся зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1679088A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2006 |
|
RU2332289C1 |
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ | 1993 |
|
RU2075673C1 |
fPuz 2
иг J Ф(уг 4
Авторы
Даты
1975-08-05—Публикация
1973-01-03—Подача