Раздвижная колесная пара Советский патент 1975 года по МПК B60B19/04 B61F7/00 

Описание патента на изобретение SU479667A1

1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для транспортирования грузов по железным дорогам с различной шириной колеи.

Известны раздвижные колесные пары, содержащие свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством.

Однако известные раздвижные колесные пары не всегда обеспечивают надежную фиксацию колеса после изменения колеи и требуют дополнительной фиксации в осевом направлении.

Цель изобретения - повышение надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи.

Для этого в предлагаемой колесной паре на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй - с зубчатым венцом, выполненным на стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относительно оси с венцами, выполненными на внутренней Стороне стакана, причем у венцов одной из пар каждый второй зуб срезан.

Зубья косозубых венцов втулок целесообразно направить в противоположные стороны под одинаковым углом.

На втулке может быть установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем положении.

На фиг. 1 изображена предлагаемая раздвижная колесная пара, продольный разрез; на фиг. 2 - часть колесной пары в положении для широкой колеи; на фиг. 3 - то же, в момент перевода колесной пары с одной колеи на другую; на фиг. 4 - то же, в положении для узкой колеи.

На оси 1 свободно установлены колеса 2 с удлиненными ступицами 3, взаимодействующими с фиксирующими устройствами 4, снабженными подпружиненными сухарями 5 и концентричным оси стаканом 6 с цилиндрическим фланцем 7, взаимодействующим с направляющим путевым устройством. На внутренней части ступицы 3 выполнены косузубый и прямозубый венцы 8 и 9. Венец 8 зацеплен с косузубым венцом 10, выполненным на втулке 11, которая жестко закреплена на оси 1. Такое зацепление позволяет ступице 3, а следовательно, и колесу 2, перемещаться вдоль

оси только при его одновременном повороте. Для того, чтобы предотвратить осевое перемещение колеса 2 относительно неподвижной втулки 11, достаточно исключить его проворачивание. Венец 9 постоянно зацеплен € зубчатым венцом 12, выполненным на стакане 6, который расположен в радиальном зазоре между втулкой 11 и ступицей 3 и может перемещаться вдоль оси колесной пары. С внутренней стороны стакана 6 выполнены два зубчатых венца 13 и 14, взаимодействующие в соответствующем положении с зубчатыми венцами 15 и 16, выполненными на втулке II, причем у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан. На втулке 11 установлено также упорное кольцо 17 для удержания стакана 6 в крайнем Положении и имеются выемки 18 и 19 для подпружиненных сухарей 5.

Перевод колесной пары на более узкую колею осуществляется автоматически на специальном переводном участке железнодорожного пути. При прохождении колесной пары через переводной участок фланец 7 фиксирующего устройства набегает на переводной ручей 20, который уводит его в сторону средней части оси до тех пор, пока зубья венца 14 не упрутся в кольцо 17, а сухари 5 не попадут в выемку 19 неподвижной втулки 11 (фиг. 3).

При этом венец 13 стакана выходит из зацепления с венцом 15, а венец 14 входит в зацепление с венцом 16. Венцы 9 и 12 остаются в зацеплении. Происходит дефиксация колеса, при этом фиксирующее устройство 4, а с ним и колесо, получает возможность поворота относительно втулки 11 за счет того, что у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан.

Таким образом, колесо 2 под действием направляющего рельса 21 переводного участка пути перемещается вдоль оси 1 с одновременным поворотом относительно нее за счет косозубого венца 10. При повороте колеса на величину щирины срезанного зуба зубья венцов 14 и 16 упираются друг в друга и исключают дальнейщий поворот колеса 2, прекращая и смещение его вдоль оси.

При выходе колесной пары с переводного участка переводной ручей 20 посредством фланца 7 сдвигает фиксирующее устройство 4 в обратном направлении до тех пор, пока сухарь 5 не попадет в выемку 18. При этом стакан 6 замыкает собой ступицу 3 колеса и неподвижно сидящую на оси втулку 11, исключая проворачивание колеса 2 относительно втулки, а за счет зацепления косозубых венцов 8-10 его осевое перемещение.

Таким образом, обеспечивается надежное фиксирование колеса на оси после изменения колеи (фиг. 4).

Перевод колесной пары с узкой колеи на широкую осуществляется аналогично.

Для предотвращения скручивания оси в момент перевода колес на другую колею зубья косозубых вендов 10 втулок с правой и левой сторон оси направлены в противоположные стороны под одинаковым углом.

Предмет изобретения

1.Раздвижная колесная пара, содержащая свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи, на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй - с зубчатым венцом, выполненным на стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке, на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относительно оси с венцами, выполненными на внутренней стороне стакана, причем у венцов- одной из пар каждый второй зуб срезан.

2.Колесная пара по п. 1, отличающаяся тем, что зубья косозубых венцов направлены в противоположные стороны под одинаковым углом.

3.Колесная пара по п. 1, отличающаяс я тем, что на втулке установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем положении.

1

Похожие патенты SU479667A1

название год авторы номер документа
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1964
SU215251A1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1963
SU215250A1
АЗДВИЖНЛЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1968
  • М. Мовель, Р. М. Непомн В. В. Ленков Некий Машиносгроителькый Завод
SU220301A1
Планетарная зубчатая передача 1982
  • Блинов Михаил Константинович
  • Рыжков Николай Степанович
  • Николаев Виктор Петрович
  • Начинкин Виктор Павлович
  • Васильев Геннадий Борисович
  • Кротов Вениамин Васильевич
  • Волков Алексей Сергеевич
  • Юдкин Александр Федорович
  • Калинин Константин Сергеевич
  • Бородатов Юрий Иванович
SU1071838A1
ЧАСЫ МЕХАНИЧЕСКОГО ИЛИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ТИПА 1992
  • Ласло Ференци[Ch]
RU2081445C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Геннинг Э.Р.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
  • Качесов А.А.
SU1837486A1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Коробка Константин Антонович
SU1411168A1
Самоустанавливающееся зубчатое колесо 1989
  • Анисимов Виталий Васильевич
  • Алтухов Вячеслав Николаевич
  • Зубова Ирина Александровна
  • Бабкин Василий Николаевич
SU1679088A1
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2006
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
  • Самойлов Николай Николаевич
  • Сотников Владимир Ильич
  • Ситник Леонид Павлович
  • Секаева Жанна Алексеевна
  • Поляков Роман Николаевич
RU2332289C1
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ 1993
  • Астафьев Г.Н.
  • Бобров В.Н.
  • Бабинов С.В.
  • Стихин И.С.
  • Коломейцев А.П.
  • Грамолин В.Н.
  • Разуваев В.И.
  • Кузьмин Н.П.
RU2075673C1

Иллюстрации к изобретению SU 479 667 A1

Реферат патента 1975 года Раздвижная колесная пара

Формула изобретения SU 479 667 A1

fPuz 2

иг J Ф(уг 4

SU 479 667 A1

Авторы

Андреев Алексей Федорович

Новиков Василий Васильевич

Кривецкий Анатолий Александрович

Зайка Василий Иванович

Мартынов Николай Иванович

Наумов Иван Варфоломеевич

Даты

1975-08-05Публикация

1973-01-03Подача