Прибор для определения силы трения скольжения Советский патент 1980 года по МПК G01N3/56 

Описание патента на изобретение SU748179A1

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к кон струкции приборов для определения силы трения скольжения. Известен прибор для определения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально уст новленный в ней вал, перпендикуляр но закрепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагружения, устройство для измерения силы трения и привод вращения вала flj . Недостатком известного прибора является то, что он позволяет замерять силу трения скольжения только полностью заторможенного образца, что не дает возможности получать информацию в зависимости от ра личных условий торможения. Целью изобретения является расши рение диапазона измерения. Поставленная цель достигается тем, что держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца. На фиг. 1 изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 - механизм нагружения и устройство для измерения силы трения; на фиг. 3 - разрез по П-образной опоре. Прибор для определения силы трения скольжения содержит станину с опорами 2 для установки на поверхности дорожного покрытия, вертикально установленный в станине с помощью опорного узла 3 вал 4, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу 5, привод вращения вала 4, состоящий из треуголь.ника 6, пружин 7, скрепленных с вершинами треугольника 6 и станины 1, а также фиксатора 8, механизм нагружения с держателем образца и узлом регулирования скорости вращения образца, и устройство для измерения силы трения. Механизм нагружения включает в себя корпус 9, цилиндрическую пружину 10, опирающуюся на П-образную опору 11 со стойками 12 и тягой 13, держатель образца, выполненный в виде колеса 14, установленного на оси 15 в подшипниках 16 узла регулирования скорости вращения образца, в которадй входят также пружина 17, тормозной диск 18 на шлицах 19, опорные обоймы 20 и риски 21 на оси 15 колеса 14. .Корпус 9 установлен на направляющих в виде закрепленных на торцах выступов 22 роликов 23 для осуществления его перемещения относительно штанги 5 в плоскости ее вращения перпендикулярно радиусу установки колеса 14 и скреплен при помощи опорной пластины 24, с которой через тягу 25 шарнирнр соединена П-образ.ная опора 11. Цилиндрическая пружина 10 одним концом взаимодействует с опорой 11, а другим опирается на пяту 26, установленную в корпусе 9 с возможностью перемещени .в направлении, перпендикулярном плокости вращения штанги 5. Положение пяты 26 при перемегцении фиксируется по шкале 27. Свободный конец штанги 5 выполнен в виде вилки, образованной пластиной 28 и перпендикулярными ей выступами 22. На пластине 28 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, закреплена собачка 29, взаимодействующая с проточкой на конце 30 тяги 13. Устройство для измерения силы трения содержит динамометр, выполненный в виде пружины 31, скрепленной с опорнБ м выступом 32 на пластине 28, опорный столик 33 для размещения бумаги, пружину 34, взаимодействуквдую со столиком 33 для возврата его в исходное положение при повороте, карандаш 35, укрепленный на кронштейне 36, пружину 37.

Прибор работает следующим образом.

После подготовки прибора, заключающейся в том, что на колесо 14 устанавливают образец - шину 38, регулируют положение пяты 26, предварительно снимают пружину 10, блокируя ее в корпусе,, а следовательно, и пружину 31 от перемещения относительно штанги 5 с помощью собачки 29, растягивают пружины 7 для разгона вала 4 с треугольником 6 и штангой 5 вручную до срабатывания бумаги на столике 33 устанавливают прибор ,на поверхности дорожного покрытия и фиксируют его от перемещений. После этого оператор нажимает пусковую кнопку фиксатора 8 и под действием крутящего момента треугольник б с валом 4 и штанга 5 начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины 1. При этом требуемый коэффициент проскальзывания колеса 14 относительно дорожного покрытия предварительно задан прижатием диска 18 к плоскости стойки 12 сжатием пружины 17 опорными обоймами 20 до соответствующих рисок 21, нанесенных на оси 15 при тарировке. При этом механизм нагружения и динамометр для измерения силы трения неподвижны относительно штанги 5. После достижения заданной скорости при. повороте вала 4 со штангой 5 на угол тридцать градусов, специальный упор (на чертеже не показан) на станине 1 поворачивает собачку 29 и освобожжает тягу 13. Пружина 10 воздействует на П-образную опору 11 и поджимает колесо 14 к поверхности дорожного покрытия с заданным усилием, которое фиксируется по шкале 27. В результате взаимодействия образца с поверхностью дорожного покрытия возникает сила торможения, пропорциональная силе трения, действующая через П-образную опЪру 11, тягу 25, опорную пластину 24 и корпус 9 на пружину 31 динамометра, которая сжимается пропорционально величине силы трения.

Устройством измерений в течение одного испытания вычерчивается график изменения силы трения в зависимости от скорости скольжения в пределах ее изменения от максимальной до нуля.

Таким образом, благодаря тому, что в конструкцию привода введен узе регулирования скорости вращения образца, а держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, описываемый прибор облдает значительно более,широкими измерительными возможностями, достаточно высокой точностью и большим диапазоном измерения.

Формула изобретения

Прибор для определения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально установленный в ней вал, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагружения, устройство для измерения силы трения и привод вращения вала, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения, держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с, возможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 494666, кл. G 01 N 19/02, 1972 (прототип).

Похожие патенты SU748179A1

название год авторы номер документа
Прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия 1972
  • Алексеев Вячеслав Викторович
SU494666A1
Прибор для определения силы трения скольжения 1977
  • Алексеев Вячеслав Викторович
SU739379A1
ИЗМЕРИТЕЛЬ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ПНЕВМОКОЛЕСА В ЗОНЕ КОНТАКТА ПРИ ИЗМЕНЯЕМЫХ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И УДЕЛЬНЫХ ДАВЛЕНИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ 2005
  • Рахубовский Юрий Сидорович
RU2296979C1
Прибор для измерения коэффициента сцепления пневматической шины с поверхностью дорожного покрытия 1975
  • Абрамов Николай Сергеевич
  • Поярков Игорь Анатольевич
  • Соколов Александр Анатольевич
  • Свет-Яковлев Всеволод Николаевич
SU556357A1
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ МЕЖДУ 1968
SU221965A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВЕРДОСТИ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДОМ ЦАРАПАНИЯ 2011
  • Уткин Владимир Сергеевич
  • Редькин Александр Николаевич
RU2473881C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 2011
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Рассохин Сергей Александрович
  • Борисов Константин Сергеевич
RU2465564C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ 2015
  • Кузнецов Юрий Владимирович
RU2601246C1
Прибор для измерения скользкости дорожных покрытий 1978
  • Кузнецов Юрий Владимирович
SU729489A1
Устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов 2021
  • Скакун Владимир Владимирович
  • Умеров Эрвин Джеватович
  • Теминдаров Ильяс Эльвирович
  • Сефедин Исмаил Бей Дилявер Оглу
RU2769649C1

Иллюстрации к изобретению SU 748 179 A1

Реферат патента 1980 года Прибор для определения силы трения скольжения

Формула изобретения SU 748 179 A1

SU 748 179 A1

Авторы

Вайнштейн Мирон Устинович

Нестеренко Владлен Владимирович

Даты

1980-07-15Публикация

1978-06-02Подача