Изобретение относится к испытательной технике, в частности к кон струкции приборов для определения силы трения скольжения. Известен прибор для определения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально уст новленный в ней вал, перпендикуляр но закрепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагружения, устройство для измерения силы трения и привод вращения вала flj . Недостатком известного прибора является то, что он позволяет замерять силу трения скольжения только полностью заторможенного образца, что не дает возможности получать информацию в зависимости от ра личных условий торможения. Целью изобретения является расши рение диапазона измерения. Поставленная цель достигается тем, что держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца. На фиг. 1 изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 - механизм нагружения и устройство для измерения силы трения; на фиг. 3 - разрез по П-образной опоре. Прибор для определения силы трения скольжения содержит станину с опорами 2 для установки на поверхности дорожного покрытия, вертикально установленный в станине с помощью опорного узла 3 вал 4, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу 5, привод вращения вала 4, состоящий из треуголь.ника 6, пружин 7, скрепленных с вершинами треугольника 6 и станины 1, а также фиксатора 8, механизм нагружения с держателем образца и узлом регулирования скорости вращения образца, и устройство для измерения силы трения. Механизм нагружения включает в себя корпус 9, цилиндрическую пружину 10, опирающуюся на П-образную опору 11 со стойками 12 и тягой 13, держатель образца, выполненный в виде колеса 14, установленного на оси 15 в подшипниках 16 узла регулирования скорости вращения образца, в которадй входят также пружина 17, тормозной диск 18 на шлицах 19, опорные обоймы 20 и риски 21 на оси 15 колеса 14. .Корпус 9 установлен на направляющих в виде закрепленных на торцах выступов 22 роликов 23 для осуществления его перемещения относительно штанги 5 в плоскости ее вращения перпендикулярно радиусу установки колеса 14 и скреплен при помощи опорной пластины 24, с которой через тягу 25 шарнирнр соединена П-образ.ная опора 11. Цилиндрическая пружина 10 одним концом взаимодействует с опорой 11, а другим опирается на пяту 26, установленную в корпусе 9 с возможностью перемещени .в направлении, перпендикулярном плокости вращения штанги 5. Положение пяты 26 при перемегцении фиксируется по шкале 27. Свободный конец штанги 5 выполнен в виде вилки, образованной пластиной 28 и перпендикулярными ей выступами 22. На пластине 28 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, закреплена собачка 29, взаимодействующая с проточкой на конце 30 тяги 13. Устройство для измерения силы трения содержит динамометр, выполненный в виде пружины 31, скрепленной с опорнБ м выступом 32 на пластине 28, опорный столик 33 для размещения бумаги, пружину 34, взаимодействуквдую со столиком 33 для возврата его в исходное положение при повороте, карандаш 35, укрепленный на кронштейне 36, пружину 37.
Прибор работает следующим образом.
После подготовки прибора, заключающейся в том, что на колесо 14 устанавливают образец - шину 38, регулируют положение пяты 26, предварительно снимают пружину 10, блокируя ее в корпусе,, а следовательно, и пружину 31 от перемещения относительно штанги 5 с помощью собачки 29, растягивают пружины 7 для разгона вала 4 с треугольником 6 и штангой 5 вручную до срабатывания бумаги на столике 33 устанавливают прибор ,на поверхности дорожного покрытия и фиксируют его от перемещений. После этого оператор нажимает пусковую кнопку фиксатора 8 и под действием крутящего момента треугольник б с валом 4 и штанга 5 начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины 1. При этом требуемый коэффициент проскальзывания колеса 14 относительно дорожного покрытия предварительно задан прижатием диска 18 к плоскости стойки 12 сжатием пружины 17 опорными обоймами 20 до соответствующих рисок 21, нанесенных на оси 15 при тарировке. При этом механизм нагружения и динамометр для измерения силы трения неподвижны относительно штанги 5. После достижения заданной скорости при. повороте вала 4 со штангой 5 на угол тридцать градусов, специальный упор (на чертеже не показан) на станине 1 поворачивает собачку 29 и освобожжает тягу 13. Пружина 10 воздействует на П-образную опору 11 и поджимает колесо 14 к поверхности дорожного покрытия с заданным усилием, которое фиксируется по шкале 27. В результате взаимодействия образца с поверхностью дорожного покрытия возникает сила торможения, пропорциональная силе трения, действующая через П-образную опЪру 11, тягу 25, опорную пластину 24 и корпус 9 на пружину 31 динамометра, которая сжимается пропорционально величине силы трения.
Устройством измерений в течение одного испытания вычерчивается график изменения силы трения в зависимости от скорости скольжения в пределах ее изменения от максимальной до нуля.
Таким образом, благодаря тому, что в конструкцию привода введен узе регулирования скорости вращения образца, а держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, описываемый прибор облдает значительно более,широкими измерительными возможностями, достаточно высокой точностью и большим диапазоном измерения.
Формула изобретения
Прибор для определения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально установленный в ней вал, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагружения, устройство для измерения силы трения и привод вращения вала, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения, держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с, возможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 494666, кл. G 01 N 19/02, 1972 (прототип).
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1978-06-02—Подача