ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ МЕЖДУ Советский патент 1968 года по МПК G01N19/02 E01C7/00 

Описание патента на изобретение SU221965A1

Портативный переносный прибор для определения силы трения меладу скользящей шиной повозки и дорожным покрытием предназначен для проведения научно-исследовательских и Производственных работ транспортными и дорожными организациями и органами безопасности движения Госавтоинспекции.

Известны малогабаритные приборы маятникового типа, измеряющие сопротивление скольжению, которое испытуемая поверхность оказывает нагруженному пружиной скользящему элементу, установленному на конце рычага маятника.

Однако с помощью указанных приборов нельзя проводить испытания при реальных больших удельных давлениях и высоких скоростях скольжения.

В описываемом приборе это достигается тем, что штанга с контактирующими башмаками соединена с пружинами растяжения, закрепленными на станине, и каждый из контактирующих башмаков имеет записывающее устройство и прижимается к покрытию с требуемым удельным давлением. Для осуществления же замеров по всему участку скольжения записывающее устройство выполнено в виде жесткого стержня с грифелем и цилиндрической пружиной, взаимодействующих с инерционной массой, заключенной между плоскими пружинами.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого прибора; на фиг. 2 и 3 то же, вид сбоку и вид в плане; на фиг. 4 и 5 изображены узел оси прибора (в разрезе) и записывающая головка.

Для осуществления замера сцепных качеств покрытия необходимо создать условия, идентичные условиям скольжения блокированногоколеса автомобиля по покрытию дороги.

Определяющими условиями являются скорость скольжения и удельное давление, оказываемое шиной на покрытие.

В предлагаемом приборе необходимая скорость скольжения в диапазоне от 3 до 11 м/сек обеспечивается за счет энергии предварительно растянутых пружин 1. Имеющийся в приборе пружинный привод в сочетании

с блокировочным устройством 2 башмаков позволяет разогнать контактирующие башмаки 3 до необходимой скорости и обеспечить начало контактирования именно в момент достижения этой скорости. Изменение начальной скорости скольжения в указанном выше диапазоне осуществляется предварительным натяжением пружин, а при значительном изменении скорости - путем замены последних (к прибору может быть приложен В предлагаемом приборе разгон контактирующих башмаков 3 до необходимой скорости осуществляется следующим образом. Пружинный нривод предварительно взводится поворотом штанги 4 от руки против часовой стрелки (если смотреть сверху). Вместе со штангой проворачивается втулка 5, упор которой упирается в зуб фланца 6 пружинного привода и передает усилия на пружины 1, разстягивая их. После растяжения пружин на необходимую величину, что соответствует повороту фланца 6 на угол 30°, штанга заскакивает за упор блокировочного устройства 7. Записывающие головки 8 поворачиваются в положение, обеспечивающее зазор между контактирующими башмаками 3 и покрытием и закрепляются блокировочным устройством 2. Скорость скольжения в диапазоне 3-11 м/сек обеспечивается разгоном штанги 4 энергией растянутых пружин 1, а требуемое давление - приложением к контактирующим башмакам 3 усилия пружин 9, регулируемых для создания давления в пределах 3-5 кг/см. На опорные площадки 10 поставленного на огЕОры 11 прибора становится человек, производящий замер, при этом полный вес его участвует в весе прибора. После снятия с упора блокировочного устройства 7 штанга 4 под действием пружин / начинает вращаться в направлении, противоположном взводу. При прохождении штангой угла 30° и достижении контактирующими башмаками 3 требуемой скорости упоры 12 станины открывают замкн блокировочного устройства 2 башмаков и последние начинают контактировать с покрытием с заданным удельным давлением, обеспечиваемым пружинами .9. Контактирующие башмаки 3 прижимаются с необходимым давлением, создаваемым в приборе с помощью пружин 9. Для этого пружинам необходим упор. Таким упором является сам прибор. Очевидно, что вес прибора быть большим, чем суммарное усилие, необходимое для прижатия двух контактирующих башмаков. При условии, что контактирующая поверхность каледого башмака равна 4 см, вес прибора при удельном давлении до 5 кг/см должен был бы составлять 40 кг. В описываемом приборе предусмотрено использование веса человека, производящего замер. Человек, средний вес которого составляет 60-70 кг, становится во время замера на опорные площадки 10 прибора. В связи с тем, что скорость перемещения контактирующих башмаков 3 уменьшается в процессе скольжения по покрытию, меняются и параметры сцепления. Для того, чтобы знать эти параметры, необходимо непрерывно в процессе замера фиксировать значение скорости и величины, характеризующей сцепные качества покрытия. В описываемом приборе это осуществляется записывающими головками 8. В записывающей головке регистрирующий столик 13, имеющий увеличенную массу по внешнему периметру, под действием сил инерции стремится отклониться на онределенный угол. Плоские пружины 14, удерживающие регистрирующий столик, создают условия, при которых отклонение последнего пропорционально центробежной силе инерции, т. е. скорости скольжения. В записывающее устройство 15 перемещается пропорционально величине силы сцепления. В первоначальный период разгона контактирующих бащмаков регистрирующий столик 13 отклоняется на максимальную величину, соответствующую максимальной скорости при неподвижном записывающем устройстве. После начала контактирования записывающее устройство 15 начинает перемещаться под действием сил сцепления контактирующего башмака с покрытием. Действие пружинного привода прекращается, скорость контактирующих башмаков начинает уменьшаться за счет сил сцепления, соответственно регистрирующий столик 13 начинает возвращаться к исходному положению. Таким образом, на бумаге 16, закрепленной на регистрирующем столике, получится график в координатах: сила сцепления - скорость скольжения. По этому графику можно определить силу сцепления (или другой пропорциональный ей параметр) при любой скорости, равной или меньшей начальной. Работа с прибором осуществляется следующим образом. Прибор извлекают из чехла и, удерживая его вертикально, проворачивают щтангу 4 до запирания ее блокировочным устройством 7. Предварительно записывающие головки 8 поочередно поворачивают до защелкивания их блокировочным устройством 2. Па опорные площадки 10 становится человек, производящий замер. После нажатия педали блокировочного устройства 7 происходит замер с одновременной регистрацией параметров записывающей головкой. Заменив бумагу с графиком полученных измерений на новую и производя вышепереисленные операции в той же последовательости, осуществляют очередной замер на слеующем участке дорожного покрытия. Предмет изобретения 1. Прибор для определения силы трения ежду скользящей шиной повозки и поверхостью дорожного покрытия, включающий танину с валом, на котором закреплена танга с контактирующими башмаками, блоировочное устройство и измерительные припособления, отличающийся тем, что, с целью роведения испытаний при заданной скорости кольжения, штанга с контактирующими башаками, каждый из которых имеет записыающее устройство, соединена с пружинами астяжения, закрепленными на станине.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью осуществления замеров по всему участку скольжения, записывающее устройство выполнено в виде жесткого стержня с грифелем и цилиндрической пружины, взаимодействующих с инерционной массой, заключенной между плоскими пружинами.

Похожие патенты SU221965A1

название год авторы номер документа
Прибор для измерения коэффициента сцепления пневматической шины с поверхностью дорожного покрытия 1975
  • Абрамов Николай Сергеевич
  • Поярков Игорь Анатольевич
  • Соколов Александр Анатольевич
  • Свет-Яковлев Всеволод Николаевич
SU556357A1
Прибор для определения силы трения скольжения 1977
  • Алексеев Вячеслав Викторович
SU739379A1
Прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия 1972
  • Алексеев Вячеслав Викторович
SU494666A1
Прибор для измерения скользкости дорожных покрытий 1978
  • Кузнецов Юрий Владимирович
SU729489A1
Прибор для определения коэффициента трения между шиной автомобиля и поверхностью дорожного покрытия 1980
  • Визгалов Евгений Валентинович
  • Ройзин Виктор Яковлевич
  • Субботин Сергей Павлович
  • Юсов Вадим Сергеевич
SU905748A1
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО 1965
SU169275A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ 2015
  • Кузнецов Юрий Владимирович
RU2601246C1
Прибор для определения силы трения скольжения 1978
  • Вайнштейн Мирон Устинович
  • Нестеренко Владлен Владимирович
SU748179A1
ИЗМЕРИТЕЛЬ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ПНЕВМОКОЛЕСА В ЗОНЕ КОНТАКТА ПРИ ИЗМЕНЯЕМЫХ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И УДЕЛЬНЫХ ДАВЛЕНИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ 2005
  • Рахубовский Юрий Сидорович
RU2296979C1
Измерительно-сортировочный автомат 1960
  • Кондратов В.В.
  • Корнеев М.К.
  • Кулябина К.Ф.
  • Попов М.П.
SU142442A1

Иллюстрации к изобретению SU 221 965 A1

Реферат патента 1968 года ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ МЕЖДУ

Формула изобретения SU 221 965 A1

10

8

fuZ.I

12

УзелА

Фиг,5

SU 221 965 A1

Даты

1968-01-01Публикация