Известное устройство для крепления стержней обмотки в пазу сердечника электрической машины, выполненное в виде упругой волнистой прокладки, изготовленной из стеклотекстолита и размещенной между стержнями и железом сердечника, имеет невысокую износоустойчивость. Износ прокладок в процессе эксплуатации машины может привести к ослаблению уплотнения обмотки в пазу, увеличению вибраций и разрушению изоляции.
В предлагаемом устройстве для повышения надежности указанная прокладка со стороны, обращенной к железу сердечника, снабжена слоем стойкого к истиранию материала, например капроновой ткани, причем толщина этого слоя составляет не более 20% общей олщины прокладки.
На фиг. 1 показан продольный разрез упру.ой волнистой прокладки; на фиг. 2 - график испытаний материалов на основе стеклоткани и капроновой ткани на износ.
Упругая волнистая прокладка состоит из необходимого количества слоев пропитанных листовых материалов, причем часть ее сечения 1 состоит из листов капроновой ткани 2, обладающей высокой износостойкостью, а другая часть 3 - из стеклоткани, придающей прокладке высокую механическую прочность и упругость.
Для пропитки листовых материалов (капроновой ткани и стеклоткани) применяется одно
и то же термореактивное связующее, что обеспечивает прочное соединение всех слоев прокладки собой, ее монолитность и прочность, и, следовательно, высокую работоспособность в процессе эксплуатации.
В качестве износостойкого материала могут быть использованы асбестовые ткани и бумага, капроновая ткань и др. При этом они должны занимать небольшую часть, не более 20% толщины прокладки, так как, повышая ее износостойкость, снижают ее механическую прочность и упругость. Поэтому при небольших толщинах прокладки износостойкий материал применяется только с одной ее стороны, а именно, обращенной к железу сердечника.
Испытание сохранения упругости (высоты волны) указанной двухслойной волнистой прокладки показало, что после выдержки ее в распрямленном состоян1 и при в течение 24 час высота волны уменьшается на 40%, но остается вполне достаточной для создания упругого усилия на обмотку и контакта между обмоткой и пазом. Для стеклотекстолитовых прокладок высота волны при этих условиях уменьшается на 30%. В то же время сравнительные испытания на износ, результаты которых приведены на фиг. 2, показали, что полупроводящий стеклотекстолит (кривая 1) изнашивается значительно интенсивнее при равных условиях и путях трения, чем полупроводящий материал на основе капроновой
ткани (кривая 2). Высокая износостойкость наружного капронового слоя уплотняю1цей прокладки обеспечит практическую неизменность прокладки по толщине, и, следозательно, стабильность ее механических и упругих свойств, т. е. надежность уплотнения обмотки.
Формула изобретения
Устройство для крепления стержней обмотки в пазу сердечника электрической машины.
выполненное в виде упругой волнистой нрокладки, изготовленной из стеклотекстолита и размещенной между стержнями и железом сердечника, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, указанная прокладка со стороны, обращенной к железу сердечника, снабжена слоем стойкого к истиранию материала, например капроновой ткани, причем толщина этого слоя составляет не более 20% общей толщины прокладки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Препрег | 1977 |
|
SU711052A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2237336C2 |
Способ изготовления стержня обмотки статора | 1990 |
|
SU1787306A3 |
Обмотанный статор высоковольтного турбогенератора | 1990 |
|
SU1793517A1 |
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ СТЕРЖНЕВОЙ ОБМОТКИ В ПАЗАХ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1970 |
|
SU418937A1 |
Обмотанный статор высоковольтной электрической машины | 1986 |
|
SU1372491A1 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2236740C2 |
Стержневая обмотка статора электрической машины | 1988 |
|
SU1640781A1 |
Изоляционная прокладка для закрепления обмотки в пазу электрической машины | 1976 |
|
SU653686A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1979 |
|
SU1023536A1 |
ZD DS8
Авторы
Даты
1975-12-15—Публикация
1972-05-03—Подача