(54) САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ РАДИАЛЬНЫЙ ИЛИ АКСИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
между двумя желобками части стенки служат как маслосъемные кромки.
Основная проблема этих известных смазочных устройств заключается в том, чтобы приблизить расстояние между поверхностью ротора и определенными местами поверхности статора примерно к нулю с тем, чтобы достичь максимальной производительности соответственно высокого давления масла. Это расстояние не должно изменяться и при различных рабочих условиях. Поэтому в первом случае необходим постоянный цилиндрический зазор. Во втором случае расстояние между торцом ротора и задней стенкой в случае использования для аксиального упорного подшипника при различном давлении ротора на упорный подшипник должно сохраняться постоянным с помощью сложного регулировочного механизма. Универсальное использование этих смазочных устройств для любых подшипников скольжепия радиальной или аксиальной конструкции невозможно. Для особых случаев применения необходима, смотря по обстоятельствам, исключительно сложная конструкция корпуса. Даже незначительные неточности при изготовлении и монтаже или отклонения, обусловленные числом оборотов или температурой, вызывают явления износа, которые могут привести к выходу из строя смазочного приспособления.
Изобретение ставит своей целью создание подшипника скольжения радиальной или аксиальной конструкции без дополнительного имеющего известные недостатки масляного насоса и без значительного избыточного расхода при изготовлении, соответственно, монтаже подшипника. В такой конструкции необходимая циркуляция охлаждающе-смазочного средства обеспечивается но принципу простого, не подверженного износу, не нуждающегося в уходе и легко приспосабливаемого вязкостного насоса.
Это обеспечивается за счет того, что часть поверхности скольл.ения подшипника, которая находится в возникающей благодаря вращению устанавливаемой на подшипнике детали машины зоне пониженного давлелия подшипника, имеет в направлении циркуляции по крайней мере по одному желобку, в начале и конце которого имеется по одной расточке. Предусмотренная в начале желобка непосредственно за минимальной смазочной щелью расточка связана с масляным резервуаром, а расточка, расположенная в конце желобка, - с напорным трубопроводом. Благодаря такой установке при использовании так называемого сливного масла для смазки подшипника нет необходимости в каких - либо подпорных стенках, уплотнительных и маслосъемных элементах между опирающейся на подшипник деталью машины и поверхностью скольжения подшипника. Таким образом, вязкостный насос циркуляционной смазочной установки работает совсем без износа и без ухода. Подшипник снабжен маслоподаюшим приспособлением, например смазочным кольцом, обеспечивающим поступление масла на трущиеся поверхности в период пуска.
В напорном трубопроводе зстановлен обратный клапан и выполнено отверстие, расположенное ниже уровня масла в резервуаре.
В одном из вариантов изобретения желобок может проходить в стыке подшипника.
На чертеже схематически показан радиальный подшипник.
При вращении опирающейся на подшипник детали (вала) I в направлении вращения за минимальной смазочной щелью возникает зона пониженного давления. Внутри этой зоны на поверхности 2 скольжения подшипника расположен по крайней мере один, снабженный в начале и конце радиальными расточками 3 и 4 желобок 5. Находящаяся в начале
желобка 5 непосредственно за минимальной смазочной щелью расточка 3 связана отсасывающим трубопроводом 6 с масляным резервуаром 7, а находящаяся в коице желобка 5 расточка 4 связана с напорным трубопроводом 8. Благодаря расположению расточки 3 в зоне пониженного давления подшипника обеспечивается подача и циркуляция масла, так что при этом нет падобности в установке между валом 1 и поверхностью 2 скольжения
подшипника подпорных стенок, уплотиительпых или маслосъемных элементов, при этом исключается износ вязкостного насоса. Поступающее в процессе циркуляции охлаждеиное, так называемое сливное, масло служит
для смазки и охлаждения подщипника. Для того, чтобы обеспечить безопасный пуск в эксплуатацию подЩипиика в любое время (а значит, и после длительных простоев), дополнительно на валу 1 установлено свободное
смазочное кольцо 9, а в напорном трубопроводе 8 - обратный клапан 10, или же под уровнем зеркала масла выполнено небольшое нросверлеипое отверстие а. Благодаря подающему действию свободного смазочного кольца 9 уплотняется вязкостный насос, а обратный клапан 10 или просверленпое отверстие а препятствует тому, чтобы в течение пускового периода воздух отсасывался из напорного трубопровода 8 в подщипиик.
,
Формула изооретения
1. Самосмазывающийся радиальный или аксиальный подшипник скольжения, рабочая поверхность которого, контактирующая с опирающейся на нее вращающейся деталью, имеет желобок, расположенный в зоне пониженного давления масла и соединенный отсасывающим трубопроводом с масляным резервуаром, отличающийся тем, что, с целью
повышеиия срока службы и упрощения эксплуатации, желобок направлен по дуге окружности и соединен с радиальными расточками, выполненными в теле подшипника, одна из которых, находящаяся в начале желобка но ходу вращения, соединена с отсасывающим трубопроводом, а вторая, находящаяся в конце желобка, соединена с помощью напорного трубопровода с охлаждающей и фильтровальной установками, которыми сна-бжен подшипник.
2.Подщипник по п. 1, отличающийся тем, что он имеет два или более желобка.
3.Подшипник по пп. 1и2, отличающийся тем, что он снабжен маслоподающим приспособлением, например смазочным кольцом, обеспечивающим поступление масла па трущиеся поверхности в период пуска.
4.Подшипник по пп. 1-3, отличающийся тем, что он снабжен обратным клапаном, установленным в напорном трубопроводе.
5.Подшипник по по. 1-3, отличающийс я тем, что в напорном трубопроводе выполнено отверстие, расположенное ниже уровня масла в резервуаре.
6.Подщипник по пп. 1, 3, 4 и 5, отличающийся тем, что желобок расположен в зоне стыка подщипника.
Авторы
Даты
1976-01-15—Публикация
1971-05-31—Подача