Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины Советский патент 1976 года по МПК F01D5/02 F25B11/00 

Описание патента на изобретение SU503028A1

1

Изобретение относится к области крепления быстровращающихся рабочих колес на валу турбомашины, преимущественно холодильной.

Наиболее распространенным является способ посадки рабочих колес на вал с натягом. Недостатками его являются увеличение напряжений в диске и невозможность разборки без специальных мер (нагрев, охлаждение, а в некоторых случаях - превращение в негодность деталей).

Известное крепление рабочего колеса на валу с помощью конических втулок решает две задачи - легкоразъемность и плотное соединение колеса с валом во время работы. Недостатками такого крепления являются увеличенные размеры узла вдоль оси и необходимость подгонки сопрягаемых конических поверхностей.

Крепление рабочего колеса на валу с помощью конических шпонок не нашло применения из-за сложности изготовления и эксплуатации.

Известны также способы крепления рабочих колес на валу с помощью цилиндрической втулки. В ступицу колеса запрессовывается втулка, а затем колесо с втулкой насаживаются на вал с малым зазором или с натягом. Но такое крепление не обеспечивает плотного крепления на валу в рабочих условиях из-за

значительного перемещения внутренней поверхности втулки.

Цель изобретения - повысить эксплуатационную надежность и упростить монтажнодемонтажные работы за счет одновременного обеспечения быстроразъемности соединения, плотной посадки колеса на валу при сборке и во время работы, простоты изготовления и умеренных напряжений в колесе вследствие

малых натягов.

Эта цель достигается тем, что втулку устанавливают с радиальным зазором порядка 2-4 мкм между втулкой и колесом, а также между втулкой и валом. Затем к торцам втулки прикладывают равномерно распределенные по окружности изгибающие моменты и под воздействием последних деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть - в сторону ступицы. В результате зазоры выбираются и образуются натяги.

Во время вращения ротора внутренняя поверхность ступицы перемещается, а наружная поверхность втулки следует за ней, обеспечивая плотное их соприкосновение. Крепление

втулки на валу обеспечивается за счет весьма малых перемещений втулки от инерционных сил.

На фиг. 1 показана конструктивная схема, иллюстрирующая способ крепления рабочего

колеса на валу; на фиг. 2 - характер дефор3

мации втулки, который подтверждается теоретически и экспериментально.

На вал 1 с небольшим радиальным зазором посажена цилиндрическая втулка 2, в которой со стороны внутренней поверхности выполнена широкая выточка. На втулку также с зазором посажено рабочее колесо 3. Выбранные зазоры (2-4 мкм) позволяют легко надевать и снимать втулку и колесо. Нри затяжке гайки втулка деформируется и указанные зазоры выбираются, а затем при дальнейшей затяжке гайки в местах контакта втулки с валом и ступицей колеса образуются натяги.

Формула изобретения

Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины, преимущественно холодильной, с помошью установленной между ступицей колеса и валом цилиндрической втулки, о т л ичаюш.ийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и упрощения монтажно-демонтажных работ, втулку устанавливают с радиальным зазором порядка 2- 4 мкм, прикладывают к ее торцам изгибающие моменты и под их воздействием деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть - в сторону ступицы.

Похожие патенты SU503028A1

название год авторы номер документа
Узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины 1974
  • Адлер Михаил Викторович
  • Никулина Ольга Васильевна
SU499410A1
Узел крепления колеса турбомашины на валу 1973
  • Горбунов Анатолий Михайлович
  • Орлов Игорь Евстафьевич
SU478118A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Авдеев Александр Александрович
  • Лисянский Александр Степанович
  • Тихомиров Сергей Александрович
  • Дуб Владимир Семенович
  • Назаров Олег Игоревич
  • Томков Юрий Поликарпович
  • Недавний Виталий Викторович
RU2375588C1
Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства 1983
  • Гурский Владимир Антонович
  • Назин Анатолий Иванович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Лемачко Виктор Владимирович
SU1123901A1
Узел крепления рабочего колеса на валу 1989
  • Попов Игорь Константинович
SU1707267A1
УЗЕЛ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ 2011
  • Апажев Аслан Каральбиевич
  • Аппаев Залим Шамилевич
  • Хапов Жираслан Суфьянович
  • Карданов Таймураз Хусейнович
RU2450175C1
Ротор турбомашины 1989
  • Зинченко Юрий Степанович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Мовчан Сергей Александрович
  • Усенко Владимир Васильевич
SU1642078A1
Соединение маховика с валом 1979
  • Белов Станислав Анатольевич
  • Давыдов Юрий Александрович
  • Ершов Валентин Федорович
  • Николушкин Герман Михайлович
  • Шишкин Валентин Сергеевич
SU796514A1
УЗЕЛ ФЛАНЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ 2000
  • Бугов Х.У.
  • Апажев А.К.
  • Хамуков А.Ц.
  • Семёнов Л.Х.
  • Сотников А.А.
  • Пылёв И.М.
RU2205322C2

Иллюстрации к изобретению SU 503 028 A1

Реферат патента 1976 года Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины

Формула изобретения SU 503 028 A1

ФуеЛ

SU 503 028 A1

Авторы

Адлер Михаил Викторович

Никулина Ольга Васильевна

Даты

1976-02-15Публикация

1974-07-05Подача