Следящая система с люфом Советский патент 1976 года по МПК G05B11/01 

Описание патента на изобретение SU521550A1

нелинейный элемент и дифференциатор подключены. ко входу первого сумматора. Такое построение системы исключает колебательное движение объекта управления, вызванное возмущающим воздействием двигателя, и тем самым повышает точность работы системы.

На чертеже представлена структурная схема предложенной скорректированной следящей системы с люфтом и приняты обозначения: 1 -регулятор; 2 - двигатель с датчиком угла; 3 - нелинейное звено типа «зона нечувствительности - модель люфта; 4 - механическая передача без люфта и объект управления с датчиком угла; 5 - нелинейное звено типа «насыще 6 - дифференциатор; 7 и 8 - первый н второй сумматоры; ссд/г/ и схи/// - углы поворота валов двигателя и нагрузки.

При расцеплении валов двигателя и объекта управления (вал нагрузки) вал двигателя попадает в зону люфта, при этом главная обратная связь отключается, и система оказывается разомкнутой и неуправляемой, что может привести к появлению автоколебаний. Поэтому, если в моменты расцепления валов двигателя и нагрузки на двигатель нодавать форсирующий сигнал, заставляющий его «прижиматься к валу нагрузки, то главная обратная связь не будет отключаться. Сигнал (ад - ап), поступающий на вход нелинейного корректирующего устройства, как раз и несет информацию о моменте расцепления валов двигателя н нагрузки.

Передаточная функция двигателя 2 приближенно может быть представлена в виде

7 5ТТТ

где 7д - электромеханическая постоянная времени двигателя, обусловленная моментом вращающихся частей на валу двигателя.

Параметры нелинейного корректирующего устройства (элементы 5 и 6) выбирают, исходя из условия

.()р(Т,р+),

Ki Кз 1) Cg и,

где We(P) -передаточная функция дифференциатора 6;

и - коэффициенты усиления линейных участков нелинейных характеристик звеньев 3 и 5;

Cs - величина насыщения нелинейного звена 5; 2Ь - величина зоны нечувствительности звена 3 (величина зоны люфта).

При этом поведение скорректированной нелинейной следящей системы с люфтом чолгюстью совпадает с поведением исходной линейной системы (без люфта), если

пренебречь неидеальностью дифференциатора 6.

Физический смысл разработанной линейной коррекции заключается во введении форсирующего воздействия на двигатель; как только появляется рассогласование между углами поворота валов двигателя и нагрузки, срабатывает нелинейное корректирующее устройство, на двигатель поступает форсирующее воздействие, и он выбирает зону люфта.

Передаточная функция реального дифференциатора имеет вид

SW (п} Р ДР

(1 + Гф,р)(1 + Гф.р)Время прохождения двигателем зоны люфта под действием корректирующего сигнала определяется постоянными времени Тф и Тф,, которые всегда можно выбрать достаточно малыми, чтобы ими пренебречь, по сравнению с протяженностью реальных процессов, происходящих в следящей системе. Тогда двигатель выбирает

5 зону люфта практически мгновенно, и динамические характеристики скорректированной следящей системы с люфтом определяются характеристиками исходной линейной системы (без люфта).

0 В процессе эксплуатации следящей системы люфт в механической передаче увеличивается, что приводит к ухудшению точностных характеристик. Предложенная следящая система с нелинейным корректирующим устройством позволяет повысить точность работы системы с люфтом и тем самым удлинить срок эксплуатации между профилактическими ремонтами механической передачи.

0.

Формула изобретения

Следящая система с люфтом, содержащая последовательно соединенные регулятор, первый сумматор, двигатель с датчиком угла, механическую передачу объект управления с датчиком угла, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности системы, в нее введены второй сумматор, нелинейное звено типа «насыщение

Э и дифференциатор, причем выходы датчиков угла двигателя и объекта управления связаны со входами второго сумматора, выход которого через последовательно соединенные нелинейный элемент и дифференциатор подключены ко входу первого сумматора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.. св. № 318907, кл. G 05Ь 11/12 3 1970.

2.Нелинейные корректирующие устройства в системах автоматического управления. Под ред. Е. П. Попова и Ю. И. Топчеева. М., Машиностроение, 1971.

Похожие патенты SU521550A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Сухинин Б.В.
  • Нечепуренко Ю.Г.
  • Ловчаков В.И.
  • Сурков В.В.
RU2114455C1
Следящая система с люфтом 1981
  • Клепиков Владимир Борисович
  • Потепух Олег Иванович
  • Барыльский Павел Васильевич
  • Голоколос Александр Николаевич
  • Карлюка Анатолий Сергеевич
  • Литвиненко Валерий Сергеевич
SU1012194A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
  • Краснов К.В.
RU2143719C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
RU2154295C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Саранцев Станислав Сергеевич
  • Лысов Владимир Ефимович
RU2509328C2
Следящая система 1980
  • Кошевой Анатолий Андреевич
  • Стеклов Василий Куприянович
  • Рахимбекова София Ермиевна
SU962841A1
Следящая система 1981
  • Музыченко Николай Юрьевич
  • Ковалев Борис Николаевич
SU993202A1
Способ компенсации люфта в механической передаче 1974
  • Житков Владимир Борисович
  • Лакота Николай Андреевич
  • Никанчиков Борис Владимирович
  • Челышев Владимир Алексеевич
SU531127A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Соловьев Вячеслав Алексеевич
  • Зайченко Илья Владимирович
  • Гудим Александр Сергеевич
  • Горячев Владимир Федорович
RU2296355C2
Следящая система 1983
  • Као Тиен Гуинь
  • Пичугин Евгений Дмитриевич
  • Прокофьев Владимир Евгеньевич
  • Рауль Ривас Перес
  • Нгуен Ван Дык
SU1109712A1

Иллюстрации к изобретению SU 521 550 A1

Реферат патента 1976 года Следящая система с люфом

Формула изобретения SU 521 550 A1

SU 521 550 A1

Авторы

Житков Владимир Борисович

Лакота Николай Андреевич

Никанчиков Борис Владимирович

Челышев Владимир Алексеевич

Даты

1976-07-15Публикация

1974-07-24Подача