Способ определения поправки компаса Советский патент 1976 года по МПК G01C17/34 G01C21/02 

Описание патента на изобретение SU522412A1

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПРАВКИ КОМПАСА

Похожие патенты SU522412A1

название год авторы номер документа
ЦИФРОВАЯ МАГНИТНАЯ КОМПАСНАЯ СИСТЕМА С КОРРЕКЦИЕЙ 2020
  • Иванов Вячеслав Элизбарович
  • Ву Суан Хау
RU2769922C2
Видоизменение пеленгатора 1928
  • Богатырев С.А.
SU16896A1
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке 1935
  • Иванов Ю.П.
SU45113A1
КОРАБЕЛЬНЫЙ ПЕЛЕНГАТОР БОГОМАЗОВА 1992
  • Алексеев С.П.
  • Богомазов В.К.
  • Богомазов К.Я.
RU2111502C1
Визирное приспособление для компаса 1940
  • Каврайский В.В.
SU60162A1
Устройство автоматического определения поправки компаса 1990
  • Жмак Анатолий Григорьевич
SU1810893A1
Устройство для указания курса летательного аппарата 1927
  • Г. Юнкерс
SU8030A1
Диск для радиопеленгаторов 1929
  • Август Лейб
SU27637A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2431156C1
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПРАВКИ КОМПАСА ПО ВНУТРЕННИМ СТВОРАМ 1958
SU118402A1

Иллюстрации к изобретению SU 522 412 A1

Реферат патента 1976 года Способ определения поправки компаса

Формула изобретения SU 522 412 A1

Изобретение относится к области астро номической навигации и может найти прим |нение для определения поправки компаса I на различных судах в открытом море. Известен способ определения места суд на по измерению высот светил над огнями других судов, который заключается в том, что Б момент прохо 1 дения судна объе та под светилом на судне-наблюдателе иэмершот угол (высоту) между светилом и топовым огнем судна-объекта, далее этот измеренный угол исправляют соответствую щими поправками и обычным порядком используется для определения места судна посветилам l. Так как измеряется вертикальный угол, I то этот спсюоб нельзя использовать для I определения поправки компаса. I Кроме того, известен способ определе ния азимута предмета, основанный на опре |деленли naKjioHHoro угла, между светилом и земным предметом. Этот способ можно применить для определения поправки ком- .паса по сзет11лу, однако, потребность в .другом объекте значительно снижает БОЗ MOJKHocTb судоводителей. Известен также астроиоминесккй спо|соб определения поправки компаса по светилам в открытом море, заклкгТ-тсйюидайся 3 сравнении наблюденного -пеле -гга к пеленга, вычисленного по формуле: -,. дк ип - кп где Д К - поправка компаса; ИП - истинный пеленг сверила; КП - компасный пеленг светила 12,. Исткгшый пеленг .светила (азимут светила) вычисляют на момент измерения не-, ленга по одной из формул: ; biTI А - bint j,COS &ес Jl jCtg-А tgd cos Pcccsect (2.) icos A &inб secfcзec}i-i g ete OX«j« - местный часовой угол светила, рассчитывается на момент BpervieHii, заф лк-сироьанный по хронометру; h - высота светила, измеренная секстано А - азимут светила; д - склонение светила; Фс широта места наблюдателя. Компасный пеленг светил измеряют по компасу с помощью пеленгатора. Для пеленгования светил при высотах, меньших 15, пеленгатор наводят на светило непосредственно. При измерении пеленгов светил, высот которых больше 15 , пелен1 уют не светило, а его отраженж в зеркале. Зеркало вносит дополнительные ошибки в измеряемый пелеет в положении откидHoio зеркала и наклона визирной плоскоети пеленгатора, Незначительные ошибки известного спо соба в положении отхищгого зеркала вызывают заметные ошибки в компасном пеле1п: е светила при малых вь сотах и недо- пустимо большие - при- больших высотах. это создает для судоводителей зна чительные трудности при определении поправки компаса по светилам. Целью изобретения является увеличение точности и уменьшение ограничения по БЫ сотам светил. Это достигается тем, что одновременно с измерением курса измеряют наклон ный угол между краем светила и точкой пересечения любой вертикальной линии суд па, ,например, стороны гюйсштоха с линие видимого горизонта, Компасный пеленг точки пересечения рассчитывают по.формуле: КП КК jLKY (4) , где КК - компасный курс судна; КУ - курсовой jTo/i вертикальной лини Формулу; (4) используют со знаком ( + ) при пеленговании с левого борта, (-) с Правого. Изобретение поясняется . 1-3. Способ определения поправки компаса заключается в следуюше:м. Измеряют секстанта . наклонный угол1р между светилом и точкой пересечения вер тикальной линии судна с горизонтом. В момент касания светилом этой точки фиксируют по секундомеру время и дают рулевому команду ноль. По этой команде рулевой по путевому репитеру замечает курс судна. Записывают отсчеты секундомера, секстанта, репитера. Измеряют высоту светила над горизонтом. Ее можно измерить до измерения угла Р Сличают ку щомер с хронометром. Рассчитывают компасный пеленг верти кальной линии по формуле (4). Определяют истинный пелеш вертикальой линии ИП А ± (5), де - угол между вертикалом светила и вертикальной линией. Формулу (5) используют со знаком {+), если светило находится с левого борта и наоборот. Угол 0 рассчитывают по формуле соЬоС cos (Ъ sech f6)i Эту формулу получают из сферического прямоугольного треугольника (см. фиг. 1). Перед подстановкой в формулы измеренные углы li и 1 должны быть исправлены. поправками ( i -н S ) и обшими поправками .Ah и А РОбщая .поправка Д Р (см. фиг. 2 и 3) рассчитывается по одной и,з формул: соьр) - binh соь binh о . ,, vwaiJ . ..(l.-)J.-R к. соьр sinh д () .«-Вд cosh Sin р 4 Pi - -ff;r: -« cob p sinh Cd + {r cosh sitip где - наклонение видимого горизонта; P - рефракция светила; р - параллакс светила. Отличаясь высокой точностью, предлагаемый способ прост в выполнении. Кроме того, он не нуждается в использовании откидного зеркала, что дает возможность зна- чительно увеличить пределы высот Солнца, годных для определения поправки компаса. Благодаря этому поправку компаса по светилу можно определить в любое время суток с высокой точностью, в том числе и в южных широтах, где Солнце находится высоко над горизонтом. Особенно важно это для промысловых судов, которые длительное время находятся в открытом море. Форму 1а изобретения Способ опр деления поправки компаса, включающий 1Ю 1ерение курса судна и высоты светила над линией видимого горизонта, фи.ксацию момента в|,юмени измерения высоты светила, отлкчаюшийс я, тем, чтос

целью увеличения точности и умень1цения юграничения по высотам светил, одновременно с измерением курса измеряют наклонный угол I между-краем светила и точкой ;пе,ресечения любой вертикальной линии судна, ;Например, стороны гюйсштока, с линией еи1димого горизонта.

i Источники ннформапии, прюсягые во вииjмание при экспертизе

j 1. Ермков В. 11. диссертации, ItUJS г. Определение места судна но высот светил над огнями других судов , СпроМосква,

itOHHHK капитана дальнего плавании 11973 г.

SU 522 412 A1

Авторы

Лазарев Владислав Алексеевич

Даты

1976-07-25Публикация

1974-08-23Подача