1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к колесным движителям высокой проходимости, имеющим некруглую форму обода.
Известно колесо транспортного средства, содержащее гибкий обод, соединенный со ступицей шарнирно прикрепленными двухзвен ными спицами, кулачок, установленный на оси колеса и взаимодействующий со свободными концами спиц, выступающими за шарниры ступицы.
Однако такие колеса не способны изменять на ходу форму обода, поэтому в некруглом ободе сохраняется повышенный уровень внутренних напряжений, отрицательно влияющий на работу колеса. Кроме того, эти колеса не способны приспосабливаться к опорной поверхности грунта, тем самым снижается их проходимость.
Цель изобретения - повышение проходимости, увеличение ресурса работы колеса и снижения механических потерь за счет изменения формы обода на ходу транспортного средства.
Это достигается тем, что кулачок выполнен в виде кольца из деформируемого материала, а на оси колеса установлен механизк деформации указанного кольца.
Механизм деформации кольца размеш.ен внутри него. Кроме того, механизм дефоркшцнм может быть выполнен в виде шарнирно связанных между собой звеньев, расположенных в форме ромба, соединенного своими шарни- рамискольцом, и двухнакрест лежащих рычагов, каждый из которых шарнирно прикреплен к серединам противоположных звеньев ромба. При этом один из рычагов соединен с осью колеса жестко, а другой - шарнирно и связан с силовым приводом.
С целью увеличения жесткости профиля кольца, каждый конец рычага снабжен взаимодействующим с кольцом упором.
На фиг. 1 показано колесо с овальным контуром обода, общий вид; на фиг. 2 - то же, с круглым контуром обода; на фиг. 3 колесо, разрез по оси; на фиг. 4 - кулачок с механизмом его деформации с круглым профилем кольца, общий вид; на фиг. 5 - то же, с овальным профилем кольца; на фиг. 6сиповой привод механизма деформации кулачка.
Колесо состоит из гибкого металлического обода 1, который соединен со ступицей 2 при помощи набора двухзвенных спиц, сое- тоящих из звеньев 3 и 4. Звенья 3 и 4 соединены шарнирами 5, а с ободом 1 и ступицей 2 - соответственно шарнирами 6 и 7.
Концы 8 звеньев 4 спиц, выходяшие за
шарниры 7, снабжены роликами 9, -кагящимися по внутренней поверхности кулачка 10, выполненного в виде кольца из деформируемого материала, например металлического обруча.
Внутри кулачка 10 размещен механизм его деформации который состоит из шарнирного ромба, составленного из звеньев 11 и накрест лежащих рычагов 12 и 13. Звенья 11 ромба соединены шарнирами 14 между собой и с кулачком 1О, а рычаги 12 и 13 посредством шарниров 15 соединены с серединами противоположных звеньев 11. Причем рычаг 13 установлен на оси 16 колеса неподвижно, а рычаг 12 на той же оси 16 шарнирно и связан с силовым приводом 17 через поводок 18.
Корпус силового привода 17 соединен поводком 19 с осью 16 колеса. Колесная ось 16 установлена в податапниках балансира 20 параллелограммной подвески, и в ней размещен привод колеса (на чертеже не показан), а поводок 19 соединен с реактивной штангой указанной подвески. Для увеличения жесткости кулачка 10 концы рычагов 12 и
13 снабжены профилированными упорами 21
При движении по грунтам с высокой несущей способностью механизмом деформации устанавливается круглая форма обода 1
(см. фиг. 2).
На грунтахс низкой несущей способностью
осуществляется перелом от круглого обода к овальному (см. фиг. 1). При этом силовой привод 17 воздействует на поводок 18 рычага 12, поворачивая последний относително колесной оси 16 в фиксированное положение. Рычаг 12 через шарниры 15 производит складывание механизма деформации, который шарнирами 14 и упорами 21 придает кулачку 1О овальную форму (см. фиг. 5).
Ролики 9, взаимодействуя с внутренней поверхностью кулачка 10 через звенья 4 и 3 спиц, вызывают деформацию обода 1, обеспечивая его овальную форму.
Посредством разной степени деформации обода предлагаемое колесо может приспосабливаться к грунтам-с различной несущей способностью, обеспечивая пониженные внутренние напряжения в режиме движения с круглым ободом, что повышает его долговечность. Кроме того, само колесо может изменять клиренс транспортного средства.
Формула изобретения
1.Колесо транспортного средства, содержащ.ее гибкий обод, соединенный со ступицей шарнирно прикрепленными двухзвенными спицами, кулачок, установленный на оси колеса
и взаимодействующий со свободными концами спиц, выступающими за шарниры ступицы, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости, увеличения ресурса работы колеса и снижения механических потерь за счет изменения формы обода на ходу транспортного средства, кулачок выполнен в виде кольца из деформируемого материала, а на оси колеса установлен механизм деформации указанного кольца.
2.Колесо по п. 1,отличающее с я тем, что механизм деформации кольца размещен внутри него.
3.Колесо по пп. 1и2, отличающееся тем, что механизм деформации выполнен в виде шарнирно связанных между собой звеньев, расположенных в форме ромба, соединенных своими шарнирами с кольцом, и двух накрест лежащих рычагов, каж.дый из которых шарнирно прикреплен к серединам противоположных звеньев ромба, при этом один из рычагов соединен с осью колеса жестко, а другой - шарнирно и связан с силовым приводом.
4.Колесо по п. 3, отли чающееся тем, что, с целью увеличения жесткости профиля кольца, каждый конец рычага снабжен взаимодействующим с кольцом упором. 11 Фиг.З ifr
Фиг. 5
Фиг. 6
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСО С ОСЬЮ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2471636C1 |
Металлоэластичное колесо транспортного средства | 1973 |
|
SU500084A1 |
Металлоэластичное колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1421542A1 |
Колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1735068A1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2280562C2 |
Колесо повышенной эластичности | 1978 |
|
SU747745A1 |
КОЛЕСО И СПОСОБ ЕГО ПРИВЕДЕНИЯ ВО ВРАЩЕНИЕ | 2015 |
|
RU2658530C2 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU650877A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU921936A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2114006C1 |
Авторы
Даты
1976-08-25—Публикация
1975-06-18—Подача