транспортного средства. Ведомый элемент 5 муфты свободного хода устаеовлен на ВЫ ходном валу 6 раздаточной коробки 1 и посредством карданного вала 7 и нары конических шестерен - ведущей 8 и ведомой 9, связан с ведущими колесами 10 и 11 ведущего моста. Колеса 10 и И установлены на полуосях соответственно 12 и 13.
На ведомой шестерне 9 главной передачи закреплены ведущие диски 14 управляемой фрикционной муфты, а ведомые диски 15 муфты установлены на полуоси 12.
Другая полуось 13 жестко соединена с ведущими дисками 14 управляемой фрикционной муфты.
Управление фрикционной муфтой осуществляется с помощью гидроцилиндра 16 с поршнем 17. На ведущем элементе 3 муфты свободного хода выполнены трапецеидальные кулачки 18. Такие же кулачки выполнены на диске 19, связанном с клапаном 20 управления. Управление производится путем соединения клапаном 20 какой-либо пары магистралей: магистрали 21 от источника давления с магистралью 22 полости слива гидросистемы транспортного средства или с магистралью 23.
Работает привод следующим образом.
Привод к колесам 10 и И ведущего моста выполнен с небольшим кинематическим опережением (4-5%), в связи с чем лри отсутствии буксования ведущих колес 4 кинематически связанная с ними посредством ведущего элемента 3 муфта свободного хода расклинена, а вращение ведомого элемента 5 осуществляется от вала 6 через карданный вал 7, от полуоси 13 через цилиндр 16, связанный с ведущими дисками 14, и пару шестерен 9 и 8 главной передачи переднего моста. При этом клапан 20 сообщает магистраль 21 источника давления с магистралью 22 слива. Диски 14 и 15 разомкнуты, и передние колеса 10 и И крутящего момента не «передают.
В случае проскальзывания ведущих колес 4 ведущего моста и достижения величины буксования порядка 4-5% частота вращения колес 4 моста увеличивается по сравнению с частотой вращения колес 10 и 11. Соответственно увеличивается и частота вращения ведущего элемента 3 муфты свободного хода, которая достигает частоты вращения ведомого элемента 5 и вала 6. При этом муфта свободного хода заклинивается, а трапецеидальные кулачки 18, совмещаясь с впадинами трапецеидальных кулачков диска 19, сдвигают подпружиненный клапан 20, который, перемещаясь вдоль вала 6, лрерывает магистраль 22 слива и сообщает магистраль 21 источника давления с магистралью 23 управления фрикционной муфтой переднего моста. После того, как муфта свободного хода заклинилась, привод к мосту начинает передавать крутящий момент от ведомого элемента 5 муфты свободного хода на вал 6, далее - на карданный вал 7 и на ведущую шестерню 8 глйвйой передачи моста. Рабочая жидкость, поступающая от источника давления по магистрали 23, воздействует на поршень 17 гидроцилиндра 16 и замыкает диски 14 и 15, соединяя ведомую шестерню 9 главной передачи с полуосью 12 колеса 10.
В этом случае крутящий момент передается всеми четырьмя колесами, что способствует снижению его величины на каждом отдельном колесе при сохранении суммарного тягового усилия и, следовательно, повышению проходимости транспортного средства. При этом колеса одного из мостов блокированы. При прекращении буксования ведущих колес 4 моста кинематически связанный с ним ведущий элемент 3 муфты свободного хода вновь отстает в своем вращении от ведомого элемента 5. Муфта расклинивается. Трапецеидальные кулачки 18, воздействуя на трапецеидальные кулачки диска 19, сдвигают подпружиненный клапан 20, который теперь перекрывает магистраль 23 и сообщает источник давления с магистралью 22 слива. Диски 14 и 15 размыкаются, освобождая колесо 10, и привод к мосту вновь работает в ведомом режиме.
При движении транспортного средства на повороте управляемые колеса 10 к И проходят больший путь, чем неуправляемые колеса 4. В связи с этим частота вращения связанного с ними ведомого элемента 5 муфты свободного хода еще больше превысит частоту вращения ведущего элемента 3, обеспечивая дифференцированное движение колес
10 и 11.
Формула изобретения
Привод колес ведущего моста транспортного средства, содержащий главную передачу, состоящую из пары шестерен, ведущая из которых связана карданным валом с раздаточной коробкой, а ведомая соединена с ведущими дисками управляемой фрикционной муфты, полуоси и устройство управления фрикционной муфтой, имеющее клапан управления и силовой гидравлический цилиндр, связанные между собой магистралью, отличающийся тем, что с целью снижения динамических нагрузок при автоматическом включении привода, он снабжен муфтой свободного хода, размещенной на выходном валу раздаточной коробки и состоящей- из ведущего элемента с трапецеидалыными кулачками, связанного с входным валом раздаточной коробки, ведомого элемента, установленного на выходном валу, и диска с трапецеидальными кулачками, установленного на выходном валу раздаточной коробки с возможностью передвижения вдоль
этого вала и связанного с клапаном управления, при этом трапецеидальные кулачки диска связаны с трапецеидальными кулачками ведущего элемента, ведущие диски фрикционной муфты соединены с одной из полуосей, а
ведомые диски - с другой полуосью.
15
/ iB
12 .
ю
13
ЦШЩ-/:
-Y
./7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство автоматической блокировкидиффЕРЕНциАлА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852651A1 |
Привод ведущего моста прицепной машины | 1986 |
|
SU1369978A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1632816A1 |
Транспортное средство | 1984 |
|
SU1191323A1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1987 |
|
SU1428605A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 1998 |
|
RU2163868C2 |
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства | 2016 |
|
RU2613143C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2104882C1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
ТРАНСМИССИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ МЕЖОСЕВОЙ И МЕЖКОЛЕСНЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ СВЯЗЯМИ С АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РЕЖИМАМИ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2551052C2 |
Авторы
Даты
1976-11-30—Публикация
1974-01-04—Подача