1
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано как на автомобилях, так и на других транспортных средствах, снабженных электромеханическими стеклоочистителями, у которых в качестве исполнительного органа используется электродвигатель с редуктором, причем двигатель может иметь различное возбуждение, как электромагнитное, так и от постоянного магнита.
Известны устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащие генератор импульсов с / С-цепочкой, управляемый генератором импульсов ключевой элемент, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым двигателем концевым выключателем, причем резистор 7 С-цепочки переменный.
Недостатком известных устройств является отсутствие возможности регулирования количества срабатываний стеклоочистителя за один цикл работы и пауз между циклами.
Известно устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее генератор импульсов с RCцепочкой, к точке соединения переменного резистора и кондесатора которой подключена база первого транизстора генератора, эмиттер которого соединен с источником питания, а
коллектор - с базой второго транзистора генератора, эмиттером соединенного с источником питания, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым двигателем концевым выключателем ключевой элемент, управляющий электрод которого соединен с коллектором второго транзистора генератора, и делитель напряжения. Недостатком этого устройства является зависимое регулирование числа ходов щеток за цикл работы и паузы между циклами, так как постоянные времени цепей заряда (пауза) и разряда (цикл работы) конденсатора равны и определяются в основном величиной переменного резистора С-цепочки.
С целью обеспечения независимого регулирования количества рабочих ходов щеток стеклоочистителя за один цикл работы и длительности паузы между циклами предлагаемое устройство снабжено дополнительным переменным резистором, соединенным последовательно с конденсатором и подключенным к коллектору второго транзистора генератора,
при этом второй вывод переменного резистора С-цепочки подключен к общей точке делителя напряжения.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства для управления двигателем
стеклоочистителя транспортного средства
Устройство содержит генератор импульсов, выполненный па транзисторах 1 и 2 и С-цепочке, образоваиной переменным резистором 3 и копдепсатором 4, последовательно с которым соединен дополнительный переменный резистор 5; ключевой элемент, выполненный иа транзисторе 6 и соединенный последовательно с двигателем 7 и нараллельно с управвляемым двигателем 7 копцевым выключателем 8; делитель напряжения на резисторах 9 и 10.
Устройство работает следующим образом.
При включении питания смещением с делителя на резисторах 9 и 10 транзистор 1 открывается, вследствие чего открываются транзисторы 2 и 6. Конденсатор 4 начинает заряжаться через эмиттерный переход транзистора 1, резистор 5 и открытий транзистор 2. Как только открывается транзистор 6, двигатель 7 запускается; происходит замыкание концевого выключателя 8, который щунтирует цепь эмиттер-коллектор транзистора 6, обеспечивая питание двигателя на все время его собственного цикла работ (двойной ход щеток стеклоочистителя или один оборот выходного вала редуктора). По окончании каждого двойного хода щеток стеклоочистителя выключатель 8, механически связанный с редуктором (на чертеже не показано), размыкается. Если к этому моменту напряжение на конденсаторе 4, которое прикладывается плечом к базе транзистора 1, недостаточно для его запирания, то щетки стеклоочистителя соверщают еще один двойной ход и т. д. до тех пор, пока напряжение на конденсаторе 4 не достигнет уровня, достаточного для запирания транзистора 1. Затем начнется разряд конденсатора 4 через резисторы 3, 10, II, 5, переход база- эмиттер транзистора 6 и двигатель 7. Как только напряжение на конденсаторе 4 уменьШ1ПСЛ до величины, меньшей, чем напряжение на делителе 9. 10 - транзистор 1 открывается, указанный порядок работы повторяется.
Изменяя величину резистора 5, можно регулировать длительность цикла работы стеклоочистителя, а резистора 3 - длительность пауз между циклами.
Устройство позволяет обеспечить щирокий
диапазон регулирования (от одного до нескольких десятков двойных ходов щеток) за
один цикл при паузах между циклами от
нескольких секунд до нескольких минут.
Формула изобретения
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее генератор импульсов с С-цепочкой, к точке соединения переменного резистора и конденсатора которой подключена база первого транзистора генератора, эмиттер которого соединен с источником питания, а коллектор- с базой второго транзистора генератора, эмиттером соединенного с источником питания, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым двигателем концевым выключателем ключевой элемент, управляющий электрод которого соединен с коллектором второго транзистора генератора, и делитель напряжения, отличающееся тем, что, с целью обеспечепия независимого регулирования количества рабочих ходов щеток стеклоочистителя за один цикл работы и длительности паузы между циклами, устройство снабжено дополнительным переменным резистором, соединенным последовательно с конденсатором и подключенным к коллектору второго транзистора генератора, нри этом второй вывод переменного резистора С-ценочки подключен к общей точке делителя напряжения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1992 |
|
RU2040417C1 |
Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства | 1990 |
|
SU1763265A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства | 1972 |
|
SU481479A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя | 1976 |
|
SU616173A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) | 1980 |
|
SU927594A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства | 1978 |
|
SU867729A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТЕКЛООМЫВАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2089416C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
Электропривод | 1983 |
|
SU1181103A1 |
Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства | 1981 |
|
SU1081031A1 |
/3.
6 /
-.Л
,/
Л
il
л«
Авторы
Даты
1976-12-15—Публикация
1973-05-11—Подача