1
Изобретение относится к электротехнике И может быть использовано в тяговых элек гроцвигател ях тепловозов.
Известен якорь электрической машины, Ьодержащий размещенный на валу сжатый с1 торцов нажимными плитами сердечник из шихтованных листов электротехнической стали.
В результате неравномерной высоты пакета якоря из-за погрешности изготовления (отдельных пластин в осевом направлении вс{з никают значительные напряжения на валу юд нажимными плитами и в их ребрах. Kpqме того, усилие при напрессовке пакета и 1ажимных плит (около 100 т) приложено к сектору нажимных плит, определяемому центральным углом, меньшим ISO , поэтому всю нагрузку воспринимает часть ребер нажимных плит работаюших на изгиб в плоскостях, проходящих через ось врашения вала якоря и сечения вала под нажимными плитами.
Это уменьшает надежность последних.
Целью изобретения является уменьшение напряжений на валу якоря и ребрах нажим ых плит,т.е. повышение надежности элек грической машины.
С этой целью в предлагаемом якоре Msstду нажимной плитой и торцом сердечника Между крайними листами которого установрены листы из упругого материала, разме цена профильная шайба, имеющая вдоль окружности на стороне, обращенной к сердечИику, прерывистые выпуклые участки, а на Ьтороне, обращенной к нажимной плите, вдоль рольшего диаметра - выступ. Причем обе стороны имеют :встречнук) конусность с Ьершинами конусов, лежащими на оси вала.
Лист из упругого материала может иметь ртверстня, соответствующие прерывистым выпуклым участкам профильной шайбы.
На фиг. 1 показан якорь, в продольном разрезе; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1.
На вал 1 якоря тягового электродвигареля напрессованы пластины пакета 2 желв-|ра якоря, Сжатые с обоих сторон шайбами 1з,4 профильного сечения с двусторонними |соническими центрирующими поверхностями. Шайбы имеют круговой выступ со стороны нажимных плит 5,6 и прерывистый - со стрроны пакета 2 железа якоря, с обоих сторон которого между крайними его плястинаk H установлены листы 7 из упругого материала.
Напряжения, возникающие неравномерно р части ребер нажимных плит 5,6 и в се 1ении вала 1, вследствие разности высоты пакета 2 в осевом направлении, компенсируются за счет деформаций упругих листов 7 и профильных шайб 3, 4 с крайними пла тгинами пакета2 железа якоря в следующей (последовательности. При сборке якоря про.исходит вначале упругая деформация листай ,7, что уменьшает неравномерность распре-1 деления осевых усилий С) по пакету 2. И осевых напряжений растяжения по всему |сечению вала 1, При этом более равномер4ными становятся напряжения изгиба в реб-i pax нажимных плит 5, 6. При разной толщинепластин пакета2 в направлении его сжатия происходят пластичные и упругие деформации участков крайних пластин 2 железа якоря, контактирующих с прерывистыми выступами профильных щайб 3,4. При |ЭТОм часть металла крайних пластин пакета выдавливается в отверстия, имеющиеся В упругих листах 7, и суммарная толщина пластин уменьшается в секторе пакета 2, воспринимаюи1ем большие усилия, сжатия. .Все это обеспечивает выравнивание усилий сжатия по поверхности нажимных плит 5, 6 и усилий растяжения вала 1 якоря.
В процессе работы якоря при изгибных колебаниях вала последовательная работа упругих листов и профильных шайб, контак-г тирующих с участками крайних пластин пакета железа якоря, обеспечивает уменьше|ние неравномерности распределения напряжений на валу якоря и ребрах нажимных плит, что повыщаеТ надежность и долговеч ность двигателя.
Формула изобретения
1. Якорь электрической машины, содержащий размещенный на валу сжатый с нажимными плитами сердечник из щих-1 тованных листов электротехнической стали, отличающийся тем, что, с целью |повыщения надежности, между нажимной плитой и торцом сердечника, между крайними листами которого установлены листы из .упругого материала, размещена профильная |шайба, имеющая вдоль окружности на стороне, Обращенной к сердечнику, прерывистые вы;пуклые участки, а на стороне, обращенной ;к нажимной плите, вдоль большего диаметра - выступ, причем обе стороны имеют встречную конусность с вершинами конусов| лехсащйми наоси вала.
2. Якорь по П.1, отличаюши йс я тем, что лист из упругого материала имеет отверстия, соответствующие преры.вистым выпуклым участкам профильной шайбы.
Источники информации, принятые во вин|мание при экспертизе;
1. Алексеева А. Е. Конструкция элек- трических машин. Госэнергоиздат 1958 г., Ьтр. 22-24.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU851651A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046496C1 |
Способ ремонта якоря тягового электродвигателя | 1984 |
|
SU1243924A1 |
Якорь электрической машины | 1989 |
|
SU1677785A1 |
Якорь электрической машины | 1987 |
|
SU1663698A1 |
Якорь электрической машины | 1978 |
|
SU817865A1 |
Якорь электрической машины | 1985 |
|
SU1354339A1 |
Тяговый электродвигатель транспортного средства | 1987 |
|
SU1457076A1 |
Якорь электрической машины | 1984 |
|
SU1262630A2 |
РОТОР (ЯКОРЬ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2485658C2 |
J
1РигЛ
Авторы
Даты
1977-01-05—Публикация
1975-04-03—Подача