Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Советский патент 1977 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение SU551205A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

распределитель 3, два силовых цилиндра 4 и 5 включения фрикционных элементов 6 и 7. Поршни 8 и 9 силовых цилиндров поджаты пружинами 10 и 11. В данном случае фрикционные элементы 6 являются включаемыми, элементы 7 - выключаемыми.

Устройство содержит также клапан 12 регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус 13с отверстием 14, в котором установлены два подпружиненных подвижных поршня 15 и 16. Упор 17 одного поршня может прижиматься к другому поршню. Поршни образуют между своими торцами 18 и 19 полость 20, сообщенную с силовым цилиндром 4 через дроссель 21. По обеим сторонам корпуса клапана отверстие 14 закрыто крышками 22 и 23. Полость 24 в корпусе клапана, расположенная перед торцом 25 поршня 15, сообщена каналом 26 и трубопроводом 27 с распределителем 3, а каналом 28 и трубопроводом 29 - с силовым цилиндром 4, что обеспечивает связь этого цилиндра с распределителем. В корпусе клапана вьшолнен также канал 30, соединяющий цилиндр 4 со сливом 31 при передвижении порщня 15 в сторону поршня 16

Упругое поджатие поршней 15 и 16 по направлению к крышке 22 обеспечено тем, что торец 18 больше противоположного ему торца 25, а также тем, что на поршень 16 со стороны, противоположной торцу 19. действует усилие пружины 32, которое может суммироваться с усилием, создаваемым )шравляющим давлением жидкости, поступающей в отверстие 14 через канал 33.

Упругое поджатие поршней 15 и 16, вместо разности величины торцов 18 и 25, может быть обеспечено также дополнительной пружиной сжатия 34 (см. фиг. 4), опирающейся на оба поршня. В этом случае нет необходимости выполнять торцы 18 и 25 разными по величине.

Корпус 13 клапана снабжен соединенными с его отверстием 14 каналами, один из которых (какал 35) сообщен с источником 1 создания давления рабочей жидкости трубопроводом 36, параллельно распределителю 3, другой канал 37 - трубопроводом 38 со вторым силовым цилиндром 5 включения фрикционных элементов 7, и третий канал 39 - со с лив ом 40. Поршень 16 клапана снабжен наружной канавкой 41, ширина которой больше расстояния между двумя соседними каналами, но меньше расстояния между крайними каналами. Распредетштель 3 также соединен со сливом 42.

Устройство работает следующим образом.

До установки распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, полость между торцом 25 и крышкой 22, а также силовой цилиндр 4, соединены через распределитель 3 со сливом 42. Поэтому из-за отсутствия давления жидкости на торец 25 и из-за воздействия пружины 32, поршни 15 и 16 занимают крайнее левое положение, показанное на фиг. 1, т.е. они взаимно поджаты и торцом 25 поршень 15 прижимается к крышке 22.

При установке распределителя 3 в положение, показанное па фиг. 1, при котором канал слива 42 распределителя перекрыт, рабочая жидкость начинает поступать из насоса 1 через распределитель 3 по трубопроводам 29, 27 и каналам 28,26 в силовой цилиндр 4, отжимая пружину 10 и выбирая зазоры между включаемыми фрикционными элементами 6.

При этом начинает возрастать усилие на торец 25 поршня 15, уравновешиваемое вначале усилием предварительного сжатия пружины 32, действуюшим на примьп ающий к нему поршень 16, а также управляющим давлением жидкости, поступающей по каналу 33. Благодаря этому оба поршня 15 и 16 в начале подачи рабочей жидкости в силовой цилиндр 4 включаемых фрикционных элементов 6 продолжают находиться в крайнем положении. Рабочая жидкость поступает в силовой цилиндр 5 по трубопроводам 36, 38 и каналам 35, 37. Фрикционные элементы 7 на этой стадии включения продолжают находиться во включенном положении. Этим устраняется разрьш силового потока.

Когда давление рабочей жидкости достигает величины, соответствующей началу взаимного прижатия фрикционных элементов 6 (см. фиг. 2), усилие, действующее на торец 25 порпшя 15 начинает превосходить усилие, действующее на поршень 16, благодаря чему оба поршня, сохраняя взаимный контакт, сдвигаются в положение, показанное на фиг. 2. В результате смещения наружной канавки 41 доступ рабочей жидкости в силовой цилиндр 5 прекраш:ается, открьшается его связь со сливом 40, и выключаются фрикционные элементы 7.

Одновременно, в результате смещения поршня 15, жидкость, поступающая в цилиндр 4, начинает частично перетекать через канал 30 в слив 31, чем замедляется темп возрастания усилия на фрикционные элементы 6, что также повыпшет плавность их включения.

В течение этого процесса жидкость через дроссель 21 поступает в полость 20 (из-за дросселирования она вначале не оказьшает воздействия на взаимное положение поршней 15 и 16). По достижении заданного давления в этой полости поршень 16 отходит от .поршня 15 и упирается в крьш1ку23, после чего давление в полости 20, возраставшее при отходе элемента постепенно, начинает возрастать резко, что, в свою очередь, вызьшает такое же возрастание давления в цилиндре 4 и усилия на фрикционные элементы 6.

Вследствие того, что величина торцовой поверхности 18 больше величины торцовой поверхности 25 поршень 15 совершает движение, обратное движению поршня 16, и возвращается в исходное положение (см. фиг. 3), Вследствие прекращения связи каналов 26, 28 со слив ом 31, давление в цилиндре 4 возрастает до величины, соответствующей номинальной силе взаимного прижатия фрикционных элементов 6.

В варианте, показанном на фиг. 4, величины поверхностей торцов 18 и 25 одинаковы; отход поршня 15 осуществляется усилием пружины 34.

Плавность включения фрикционных элементов 6 по задаваемой зависимости изменения усилия их взаимного прижатия по времени обеспечивается, в первую очередь, соответствующим подбором пружины 32 и закона изменения управляющего давления жидкости, подводимой через канал 33. Онаобеспечивается также соответствующим подбором соотнощения величин торцовых поверхностей порщня 15 величины хода порпшя 16, параметров пружины 34 и расположения каналов.

Формула изобретения

Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подпружиненные порщни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых цилиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана, выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом, отличающееся тем, что, с целью повыщения плавности переключения передач, в корпусе клапана выполнены соединенные с его отверстием дополнительные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой - со вторым силовым цилиндром, а третий - со сливом, на порщне клапана выполнена наружная канавка, щирина которой больще расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительньпйи каналами.

59 11

12

Похожие патенты SU551205A1

название год авторы номер документа
Двойная фрикционная муфта 1976
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Винокуров Владимир Максимович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Софонов Сергей Сергеевич
SU663908A1
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины 1973
  • Лысов Александр Михайлович
SU521156A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯУПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХКОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН 1971
SU418356A1
Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства 1974
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Пыткин Анатолий Юрьевич
SU602399A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU602401A1
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства 1981
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1028535A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАПОРНОГО УСТРОЙСТВА 2009
  • Вачугов Владимир Владимирович
RU2412391C2
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 1969
SU243417A1
Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства 1987
  • Физдель Симон Иосифович
  • Соболь Яков Ильич
  • Турчин Александр Михайлович
  • Деуль Яков Иосифович
  • Мущинский Юрий Марьянович
SU1468784A1

Иллюстрации к изобретению SU 551 205 A1

Реферат патента 1977 года Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства

Формула изобретения SU 551 205 A1

SU 551 205 A1

Авторы

Брейгин Давид Беньяминович

Даты

1977-03-25Публикация

1975-03-26Подача