(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
распределитель 3, два силовых цилиндра 4 и 5 включения фрикционных элементов 6 и 7. Поршни 8 и 9 силовых цилиндров поджаты пружинами 10 и 11. В данном случае фрикционные элементы 6 являются включаемыми, элементы 7 - выключаемыми.
Устройство содержит также клапан 12 регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус 13с отверстием 14, в котором установлены два подпружиненных подвижных поршня 15 и 16. Упор 17 одного поршня может прижиматься к другому поршню. Поршни образуют между своими торцами 18 и 19 полость 20, сообщенную с силовым цилиндром 4 через дроссель 21. По обеим сторонам корпуса клапана отверстие 14 закрыто крышками 22 и 23. Полость 24 в корпусе клапана, расположенная перед торцом 25 поршня 15, сообщена каналом 26 и трубопроводом 27 с распределителем 3, а каналом 28 и трубопроводом 29 - с силовым цилиндром 4, что обеспечивает связь этого цилиндра с распределителем. В корпусе клапана вьшолнен также канал 30, соединяющий цилиндр 4 со сливом 31 при передвижении порщня 15 в сторону поршня 16
Упругое поджатие поршней 15 и 16 по направлению к крышке 22 обеспечено тем, что торец 18 больше противоположного ему торца 25, а также тем, что на поршень 16 со стороны, противоположной торцу 19. действует усилие пружины 32, которое может суммироваться с усилием, создаваемым )шравляющим давлением жидкости, поступающей в отверстие 14 через канал 33.
Упругое поджатие поршней 15 и 16, вместо разности величины торцов 18 и 25, может быть обеспечено также дополнительной пружиной сжатия 34 (см. фиг. 4), опирающейся на оба поршня. В этом случае нет необходимости выполнять торцы 18 и 25 разными по величине.
Корпус 13 клапана снабжен соединенными с его отверстием 14 каналами, один из которых (какал 35) сообщен с источником 1 создания давления рабочей жидкости трубопроводом 36, параллельно распределителю 3, другой канал 37 - трубопроводом 38 со вторым силовым цилиндром 5 включения фрикционных элементов 7, и третий канал 39 - со с лив ом 40. Поршень 16 клапана снабжен наружной канавкой 41, ширина которой больше расстояния между двумя соседними каналами, но меньше расстояния между крайними каналами. Распредетштель 3 также соединен со сливом 42.
Устройство работает следующим образом.
До установки распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, полость между торцом 25 и крышкой 22, а также силовой цилиндр 4, соединены через распределитель 3 со сливом 42. Поэтому из-за отсутствия давления жидкости на торец 25 и из-за воздействия пружины 32, поршни 15 и 16 занимают крайнее левое положение, показанное на фиг. 1, т.е. они взаимно поджаты и торцом 25 поршень 15 прижимается к крышке 22.
При установке распределителя 3 в положение, показанное па фиг. 1, при котором канал слива 42 распределителя перекрыт, рабочая жидкость начинает поступать из насоса 1 через распределитель 3 по трубопроводам 29, 27 и каналам 28,26 в силовой цилиндр 4, отжимая пружину 10 и выбирая зазоры между включаемыми фрикционными элементами 6.
При этом начинает возрастать усилие на торец 25 поршня 15, уравновешиваемое вначале усилием предварительного сжатия пружины 32, действуюшим на примьп ающий к нему поршень 16, а также управляющим давлением жидкости, поступающей по каналу 33. Благодаря этому оба поршня 15 и 16 в начале подачи рабочей жидкости в силовой цилиндр 4 включаемых фрикционных элементов 6 продолжают находиться в крайнем положении. Рабочая жидкость поступает в силовой цилиндр 5 по трубопроводам 36, 38 и каналам 35, 37. Фрикционные элементы 7 на этой стадии включения продолжают находиться во включенном положении. Этим устраняется разрьш силового потока.
Когда давление рабочей жидкости достигает величины, соответствующей началу взаимного прижатия фрикционных элементов 6 (см. фиг. 2), усилие, действующее на торец 25 порпшя 15 начинает превосходить усилие, действующее на поршень 16, благодаря чему оба поршня, сохраняя взаимный контакт, сдвигаются в положение, показанное на фиг. 2. В результате смещения наружной канавки 41 доступ рабочей жидкости в силовой цилиндр 5 прекраш:ается, открьшается его связь со сливом 40, и выключаются фрикционные элементы 7.
Одновременно, в результате смещения поршня 15, жидкость, поступающая в цилиндр 4, начинает частично перетекать через канал 30 в слив 31, чем замедляется темп возрастания усилия на фрикционные элементы 6, что также повыпшет плавность их включения.
В течение этого процесса жидкость через дроссель 21 поступает в полость 20 (из-за дросселирования она вначале не оказьшает воздействия на взаимное положение поршней 15 и 16). По достижении заданного давления в этой полости поршень 16 отходит от .поршня 15 и упирается в крьш1ку23, после чего давление в полости 20, возраставшее при отходе элемента постепенно, начинает возрастать резко, что, в свою очередь, вызьшает такое же возрастание давления в цилиндре 4 и усилия на фрикционные элементы 6.
Вследствие того, что величина торцовой поверхности 18 больше величины торцовой поверхности 25 поршень 15 совершает движение, обратное движению поршня 16, и возвращается в исходное положение (см. фиг. 3), Вследствие прекращения связи каналов 26, 28 со слив ом 31, давление в цилиндре 4 возрастает до величины, соответствующей номинальной силе взаимного прижатия фрикционных элементов 6.
В варианте, показанном на фиг. 4, величины поверхностей торцов 18 и 25 одинаковы; отход поршня 15 осуществляется усилием пружины 34.
Плавность включения фрикционных элементов 6 по задаваемой зависимости изменения усилия их взаимного прижатия по времени обеспечивается, в первую очередь, соответствующим подбором пружины 32 и закона изменения управляющего давления жидкости, подводимой через канал 33. Онаобеспечивается также соответствующим подбором соотнощения величин торцовых поверхностей порщня 15 величины хода порпшя 16, параметров пружины 34 и расположения каналов.
Формула изобретения
Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подпружиненные порщни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых цилиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана, выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом, отличающееся тем, что, с целью повыщения плавности переключения передач, в корпусе клапана выполнены соединенные с его отверстием дополнительные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой - со вторым силовым цилиндром, а третий - со сливом, на порщне клапана выполнена наружная канавка, щирина которой больще расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительньпйи каналами.
59 11
12
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU663908A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины | 1973 |
|
SU521156A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯУПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХКОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН | 1971 |
|
SU418356A1 |
Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства | 1974 |
|
SU602399A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602401A1 |
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1028535A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАПОРНОГО УСТРОЙСТВА | 2009 |
|
RU2412391C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ | 1969 |
|
SU243417A1 |
Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства | 1987 |
|
SU1468784A1 |
Авторы
Даты
1977-03-25—Публикация
1975-03-26—Подача