1
Изобретение относится к ступенчатым коробкам передач самоходных машии, преимущественно тракторов.
По основному авт. св. № 225713 известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых коробок передач самоходных машин, содержащее селекторный механизм, силовые цилиндры, включенный в соединяющие их трубопроводы механизм переключения передач без разрыва силового потока и гидравлический аккумулятор.
Однако механизм переключения передач известного гидра влического устройства обеспечивает снижение работы буксования фрикционных элементов только при переключении с одной передачи на другую во время движения машины.
Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что оно снабжено клапаном с плавающим поршнем, полость перед одним из торцов которого подключена к гидравлическому аккумулятору, полость перед его противоположным торцом соединена через дроссель со сливом и подключепа через селекторный механизм в его нейтральном положении к насосу, а на боковой поверхности поршня выполнена кольцевая проточка, соединяющая силовые цилиндры фрикционных элементов высших передач через селекторный механизм с насосом при смещении поршня в сторону полости, подключенной к гидравлическому аккумулятору. Это позволяет снизить буксование фрикционных элементов низшей передачи при трогании машины.
С целью регулирования давления в силовых
цилиндрах к клапану целесообразно подключить трубопровод с перепускным клапаном, соединяющим силовые цилиндры со сливом через кольцевую проточку в порщне при смещении последнего в сторону полости, подключенной к гидравлическому аккумулятору.
С целью ускорения подготовки устройства к работе в плавающем поршне целесообразно выполнить канал, соединяющий кольцевую проточку с полостью клапана, подключенной
к гидравлическому аккумулятору.
На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.
Силовые цилиндры 1-4 соединены лсиклерами 5 со сливом, а трубопроводами 6-9 -
с селекторным механизмом 10. Силовые цилиндры соедннены с механизмом 11 переключения передач без разрыва силового потока и
через отверстия на боковой поверхности корпуса клапана 12 -с его внутренней полостью, которая с одного торца связана каналом 13 е гидроаккумулятором 14 и с механизмом 11, а с другого торца - каналом 15 через нейтральное положение механизма 10 с насосом, и через жиклер 16 - со сливом. Внутри корпуса клапана 12 расположен плавающий поршень 17 с торцовыми выточками, образующими полости а и б, и с кольцевой проточкой, образующей полость в, которая соединяет силовые цилиндры между собой и через нерепускной клапан 18 - со сливом. Полости а и б соединены «а.налом г в порщне.
В нейтральном положении селекторного мехапизма 10 жидкость от насоса заполняет полость б клапана 12, перемещает порнюнь 17 в верхнее положение, и полости силовых цилиидров 1-4 через трубопроводы 6-9 п кольцевую полость б соединяются между собой и через перепускной клапан 18 - со сливом.
При включении селекторного механизма в положение включения одной из передач, например первой, жидкость но трубопроводу 6 заполняет полость силового цилиндра 1, кольцевую полость в, через трубопроводы 7-9, - силовые цилиндры 2-4, а через канал 13 и механизм II - гидроаккум лятор 14. Канал г поршня предназначен для ускорения заполнения гидравлической системы. С повыщением давления жидкости в системе, поддерживаемого перепускным клаланом 18, порщень перемещается в нижнее положение, и трубопроводы силовых цилиндров разъединяются. При этом жидкость из полости б сливается через жиклер 16, от площади сечения которого зависит величина давления и время подключения фрикционных элементов. Давление в отключенных силовых цилиндрах надает благодаря наличию в них сливных отверстийжиклеров 5, а давление в силовом цилиндре первой передачи быстро нарастает до рабочей величины.
Движение машииы в накате обеспечивается отключением селекторного механизма от насоса золотником слива (на чертеже не изображен). В этом случае, так же как и при переключении передач на ходу поршень 17 под давлением жидкости, поддерживаемым гидро аккумулятором, остается в нижнем положении, т. е. силовые цилиндры всех передач надежно разъединены.
Предмет изобретения
1.Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых коробок передач самоходных машин по авт. ев. ЛЬ 225713, отличающееся тем, что, с целью снижения буксования фрикционных элементов низшей передачи нри трогании машины, оно снабжено клапаном с плавающим поршнем, полость перед одним из торцов которого подключена к гидравлическому аккумулятору, полость перед его противоположным торцом соединена через дроссель со сливом и подключена через селекторный механизм в его нейтральном положении к насосу, а на боковой поверхности порщпя выполнена кольцевая проточка, соединяющая силовые цилиндры фрикционных элементов высщих передач через селекторный механизм с насосом при смещении поршня в сторону полости, подключенной к гидравлическому аккумулятору.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью регулирования давления в силовых цилиндрах, к клапану подключен трубопровод с перепускным клапаном, соединяющий силовые цилиндры со сливом через кольцевую проточку в порщне при смещении последнего в сторону полости, подключенной к -гидравлическому аккумулятору.
3.Устройство по пи. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью ускорения его подготовки к работе, в плавающем порщне выполнен канал, соединяющий кольцевую проточку с полостью клапана, подключенной к гидравлическому аккумулятору.
«4
/5
-/
Даты
1974-03-05—Публикация
1971-09-03—Подача