ней кромке винтового гребня; внутри ротора с радиальным зазором установлена неподвижная обечайка с уплотнениями, контактирующими с внутренней поверхностью ротора в основном на границах пятна контакта его с грунтом, а система подачи газа сообщена посредством трубопровода с нижней частью указанного зазора. Кроме того, внутри винтового гребня параллельно его задней кромке установлена герметичная диафрагма, а полость между задней кромкой и диафрагмой разделена герметичными поперечными перегородками на отдельные секции, каждая из которых расположена по крайней мере над одним из отверстий наружной поверхности ротора.
Такое выполнение винтового движителя обеспечивает образование газовой пленки на поверхности ротора и винтового гребня в пятне контакта его с грунтом и предотвращение выхода газа через верхние отверстия в роторе.
На фиг. 1 изображен движитель, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг.
3- разрез Б-Б фиг. 2.
Винтовой движитель содержит пустотелый ротор 1 с навитым на нем полым гребнем 2, имеющим переднюю 3 и заднюю 4 кромки. Вся наружная поверхность ротора и задняя
4кромка гребня 2 выполнены со сквозными отверстиями 5 и 6. Внутри ротора с небольщим радиальным зазором установлена неподвижная обечайка 7, имеющая два самоприжимных уплотнения 8, контактирующие с внутренней поверхностью ротора и разделяющие общий зазор между ротором и обечайкой 7 на верхнюю 9 и нижнюю 10 части. Уплотнения 8 расположены приблизительно на границах пятна контакта грунта И.
Движитель снабжен системой подачи газа (на чертеже не показана), которая посредством трубопровода 12 сообщена с нижней 10 частью зазора для подвода газа в зону пятна контакта. Для того чтобы газ самопроизвольно не выходил по полому гребню 2 в тех местах, где он навит выще уплотнений 8, внутри гребня 2 параллельно его задней 4 кромке установлена герметичная диафрагма 13, а винтовая полость между диафрагмой 13 и задней 4 кромкой разделена герметичными перегородками 14 на отдельные секции 15. Для поступления газа в эти секции 15 каждая из них расположена по крайней мере над одним из отверстий 16 ротора. Для возможности профилактической продувки отверстий 5 ротора, расположенных в верхней 9 части зазора, имеется трубопровод 17.
При движении транспортного средства с таким движителем по песку, болоту и Другому слабонесущему грунту газ по трубопроводу 12 подводится в нижнюю 10 часть
радиального зазора между обечайкой 7 и ротором, откуда через отверстия Б и 6 выходит в зону контакта движителя с грунтом И, обеспечивая «газовую смазку трущихся поверхностей. Утечки газа предотвращаются уплотнениями 8 и наличием отдельных секций 15 на винтовом гребне 2, т. к. эта конструкция обеспечивает снабжение газом только тех секций 15, которые расположены ниже уплотнений 8, т. е. находятся во взаимодействии с грунтом 11.
При движении по воде ее количество, проникающее внутрь ротора 1, ограничивается объемом зазора 10 (9), что ввиду его малого размера не оказывает заметного влияния на плавучесть движителя. Попавщая внутрь ротора вода, так же, как и твердые частицы грунта, удаляется на твердом грунте самопроизвольным стопом и продувкой по трубопроводам 12 и 17.
Применение данного изобретения позволит значительно (на 65-70%) снизить коэффициент трения между грунтом и поверхностью винтового движителя и в связи с этим уменьщить энергозатраты на перевозку полезного груза и износ движителя.
Формула изобретения
1. Винтовой движитель для транспортного средства, содержащий пустотелый ротор со сквозными отверстиями в задней части его наружной поверхности, полый винтовой гребень с передней и задней кромками, и систему подачи газа в отверстия ротора, отличающийся тем, что, с целью уменьщения трения о грунт и экономии газа, сквозные отверстия выполнены дополнительно на всей наружной поверхности ротора, а также на задней кромке винтового гребня, внутри ротора с радиальным зазором установлена неподвижная обечайка с уплотнениями, контактирующими с внутренней поверхностью ротора в основном на границах пятна контакта его с грунтом, а система подачи газа сообщена с нижней частью указанного зазора.
2. Винтовой движитель по п. 1, отличающийся тем, что внутри винтового гребня параллельно его задней кромке установлена герметичная диафрагма, а полость между задней кромкой и диафрагмой разделена герметичными поперечными перегородками на отдельные секции, каждая из которых расположена, по крайней мере, над одним из отверстий наружной поверхности ротора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент США № 2388711, кл. 115-19, 1945.
2.Патент США № 3397668, кл. 115-1, 1967.
1Б
12
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винтовой движитель транспортного средства | 1976 |
|
SU647169A1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU765093A2 |
Амфибия | 1981 |
|
SU1039740A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
Волновой движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1812146A1 |
ЦИЛИНДР СРЕДНЕГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2009 |
|
RU2414602C1 |
ПАТРОН КЛАПАНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗА | 1991 |
|
RU2027931C1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1979 |
|
SU874444A1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2047539C1 |
Энергоустановка с управляемой реактивной тягой | 2017 |
|
RU2687190C2 |
/J
В-Б
15
/«
Авторы
Даты
1977-04-05—Публикация
1976-02-05—Подача