(54) ВИНТОВОЙ ДШЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНСГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винтовой движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU765093A2 |
Винтовый движитель для транспортного средства | 1976 |
|
SU553151A1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1979 |
|
SU874444A1 |
Комбинированный движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU1022855A1 |
Движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU781105A1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2378129C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ ВЕЗДЕХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2531641C2 |
Шнековый движитель | 2017 |
|
RU2650289C1 |
Ротор шнекового движителя | 1973 |
|
SU489671A1 |
Шнековый движитель | 2017 |
|
RU2646778C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и, в частности, к роторно-виитовым движителям. Известен винтовой движитель транспортного средства, в котором для уменьшения, трения его ротора о грунт на наружной повер хности ротора установлены свободные ролики |1| При движении по твердому грунту роликн, уста|Л)вленные йаклонно к оси врашения ротора, свободно 11ерекатыв%| тся по нему и тем самым уменьшается требуемый момент вращения. , Недостатком такого роторно-винтового движителя является то, что он не эффективен на слабонесущих грунтах, где ролнкн внедряются в опорную поверхность и поэтому ие оказывают заметного влияния на уменьшение трения ротора о грунт. Известен также вннмжой движитель,содержащий пустг)телий pf)Top с винтовом гребнем и сквозными отверстиями иа его наружной поксрхмости, к которым с помоСаью компрессионной системы подводится сжатый газ, например, выхлопные га:ш |2|. При движении по слабонесущему грунту или во;{е, компрессионная система выпускает газ через отверстия в роторе, создавая воздушную подушку между, ротором и опорной поверхностью, чем снижается треиие ротора.i 1 Однако описанный движитель не имеет устройства для направленного пуска газа только в те отверстия ротора, которые расположены в пятне контакта его с опорной поверхностью, поэтому газ непроизводительно выходит через верхние отверстия, а при движении по воде имеется опасность заполнения водой всего ротора. Наиболее близким к данному изобретенню по технической сущности и достигаемому результату является винтовой движитель транспортного средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнем и сквозными отверстиями на его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной из опор ротора, и систему подачи газа к тем отверстиям, которые расположены в пятне контакта его с грунтом, причем система полачи выпо,;1нена в виде у(гтаиов.1енной ротоpa неподвижной обечачки с продольными yплoIF нтeлями, контактирующими с внутренней повфтсностью ротора на границах пятна его контакта с грунтом, и газоподводящего трубопровода, соединенного с ннжним радиальным зазором между обечайкой н ротором 3.
Последний винтовой движитель обеспечивает значительную экономию сжатого газа и эффективность его использования для снижения трення ротора, поскольку при движении транспортного средства сжатый газ выходит только из тех отверстий ротора, которые в нижней части попадают в зону между двумя продольными уплотнениями обечайки.
Однако этот движитель помимо сложности изготовления продольного уплотнения имеет еще и тот недостаток, что постоянная ширина зоны выхода газа не позволяет ему приспосабливаться к грунтам с различной несущей способностью, на которых в широких пределах может изменяться ширина пятна контакта ротора с грунтом.
Цель изобретения - осуществление приспособляемости к грунтам с различной плотностью путем регулирования ширины зоны подачи газа.
Поставленная цель достигается тем, что система пОдачи газа выполнена в виде помещенных внутри ротора газОподводящих трубок со впускными клапанами на их концах и установленной в камере сжатого газа плоской нажимной плиты, взаимодействующей с клапанами, причем каждая трубка соединена с отверстиями ротора, расположенными на одной прямой, параллельной оси его вращения, а нажимная плита снабжена приводом ее вертикального перемещения.
Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показано на фиг. 1 - схематическое изображение движителя, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - продольный разрез левой опоры движителя в увеличенном масштабе; на фиг. 4 - разрез Б-Б фиг. .3.,
Винтовой движитель состоят из пустотелого ротора 1 с винтовым гребнем 2 на его наружной поверхности. Ротор I установЛен на подшипниках в опорах 3 и 4 и с помощью привода (на чертеже не показан), расположенного в опоре 3, соединен с трансмиссией транспортного срёдетва.:
К опоре 4 прикреплеиа камера 5 сжатого газа, имеющая штуцер 6 для соединения ее с системой сжатого газа (на Чертеже не показана) транспортного средства. Камера 5 отделена от подшипников опоры 4 уплотнением 7. На наружной поверхности ротора I выполнены сквозные отверстия 8, которые расположены рядами, параллёльйыми оси вращения ротора I.
Система подачи сжатого газа к отверстиям, 8, расположенным в зоне пятна контакта ротора I с грунтом 9, состоит из газоподводящих трубок 10, каждая из которых посредством форсунок 11 соединена с отверстиями 8, расположенными на одной прямой, параллельной оси врап|ення ротора 1, и имеет на своем конце впускной клапан I2-, и нажимной плиты 13, взаимодействующей с клапанами 12 во время их вращения с ротором 1.,
Клапаны 12 состоят, например, из корпуса, внутри которого помещены подпружиненные шарики 14, а нажимная плита 13 установлена на вертикальных направляющих 15 и снабжена приводом ее вертикаль; ного перемещения, выполненным, в данном примере исполнения, в виде соединенного с ней регулировочного винта 16. Для безударного входа шариков 14 в контакт с плитой 0 13 последняя на своей периферии имеет скос 17.
При движении транспортного средства
шарики 14 клапанов 12 набегают на плиту
13 и в зоне, показанной условно на фиг. 4
заштрихованными клапандми 12, сообщают
камеру 5 с газопрдводящими трубками 10,
по которым сжатый газ через форсунки 11
и отверстия 8 в роторе 1 свободно выходит
в зону контакта последнего с грунтом 9.
При этом создается «газовая смазка,
0 уменьшающая трение ротора 1 о грунт 9.
При движении по грунтам с различной несущей способностью ширина пятна контакта изменяется. Изменение ширины зоны подачи сжатого газа достигается поворотом регулировочного винта 16, который по вертикальным направляющим 15 передвигает нажимную плиту 13 и тем самым изменяет количество клапанов 12, одновременно кон тактирующих с. плитой 13, и при оптимальном положенни плиты 13 сжатый газ будет ВЫХОДИТЬ только в зоне контакта ротора 1 с грунтом .9. .
Применение данного изобретения позволяет значительно повысить эффективность газовой смазки винтовых движителей, сократить непроизводительные потери газа и осу5 HiecT Tb приспособляемость этих движителей к грунтам с различной несущей способностью.
Формула изобретения
Винтовой движитель трайспортиого средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнем и сквозными отверстиями на его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной из опор ротора, и систему подачи газа к тем отверстиям, которые расположены в пятне контакта его с грунтом,, отличающийся тем, что, с целью приспособлномостн к
Авторы
Даты
1979-02-15—Публикация
1976-06-14—Подача