Способ определения дефектов в деталях машин Советский патент 1977 года по МПК G01N29/00 

Описание патента на изобретение SU559168A1

Изобретение относится к технической акустике и может применяться при виброакустическом контроле технического состояния машин и -механизмов в процессе их эксплуатации. Известен способ определения дефектов в подшипниках качения, основанный на прин ципе регистрации, измерения и анализа амплитудного спектра вибрации подшипников, эавлючаюшнйся в том, что регистрируют амплитудиый спектр вибрации исследуемых подшипников, устанавливают их в изделие, создают дополнительную вибрационную осевую нагрузку, прирабатывают подшипники при этой нагрузке, регистрируют вибрационный спектр собранного изделия и по появлению гармонических составляющих с частотами кратными удвоенной частотд вращения тел качения подшипников судят о наличии дефектов подшипников l. Однакр определить степень износа исследуемых, деталей собранного изделия невозможно из-за непригодности такого информативного параметра, как появление или .непоявление гармонических составляющих спектра с частотами кратными удвоенной частоте вращения тел качения подшипников для такой цели, так как этот параметр не может Зыть количественно оценен. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения (Дефектов, в деталях машин, основанный на регистрации, измерении и анализе амплитуды вибрации деталей, в котором сравнивают характеристики вибрации в процессе эксплу атации машин 2j. Недостатком этого способа является низкая точность при определении степени повреждения детали, которая обусловлена разбросом величины амплитуды максимального пикового значения вибросигнала, имеющей случайный характер и зависящей от различ ных посторонних факторов, например от сое- тояния прочности контакта датчика вибрации с объектом контроля и действия посторонней возмущающей силы. Кроме того, невозможно применять способ для количественной ценки степени износа деталей, так как часто kaHoc не оказывает влияния на коэффициент равнения пикового и выпрямленного значеНИИ вибросигнала и его величина не пропорциональна степени износа деталей. Целью изобретения является повышение точностн оценки степени исноса деталей машин, Это достигается тем, что измерение осу ществляют в установленной информативной полосе частот, определяют момент появления металлических включений, в смазке деталей, в которых фиксируют вибрацию, опре деляют и запоминают уровень ее средневып рямленного значения, далее, в течение последующего измерения определяют величину математического ожидания вибрации, и сравнивая ее с установленным уровнем сре невыпрямленного значения вибрации, судят о степени износа деталей машин. Износ в деталях и узлах машин сопровождается вьщелением металлических вклю чений в смазку, причем концентрация мета да а смазке пропорциональна степени износа деталей. Способ основан на том, что учитывают определенную закономерность изменения ви рации исследуемых деталей при изменении концентрации металлических включений в смазке. Уровень вибрации подшипников качения при неизменных условиях эксплуатации про порционален значениям величин - давления и потерь на трение качения (в осно ном щарике по дорожке качения) Mg /TIE (1 S АЛАКС ( + 3о1) момент сопротивления вращени характеризующий потери на тре ние качения; МАКС суммарное давление; -Jмгновенное значение давления на единицу поверхности; -радиус тела качения; -коэффициент Пуассона; -модуль упругости Юнга; -количество микронеровностей и Зацеплений на дорожках и тела качения; -скорость вращения шариков; -вязкость смазки; -высота масляной пленки между шариком и дорожкой качения; чCosV (L- - где R - радиус кривизны дорожки качен V - угол контакта. Из формул (1) и (2) видно, что с увеичением величины вязкости -Т происходит ост суммарного давления , и потерь а трение качения Mj , Это приводит к ропорциональному увеличению уровня вибраии. При наличии металлических включений в мазке подшипника иэ-за соударения микроеровностей дорожек качения, тел качения продуктов износа (частичек металла) выеляется добавочная энергия и повышается ровень вибрации; а,/4г.;, L w(-eM V -энергия, выделяемая соударениями металлических включений и микронеровностей; -масса тела качения; -коэффициент упругости удара (степень восстановления деформации); ( lOlp-voi-- количество микровыключений и микронеровностей, Повышение уровня вибрации подшипников происходит в широком диапазоне частот (от О до 20 кГц). Извес1 но, что различные дв фекты подшипников качения (овальность, гран- ность тел качения, увеличение зазора) проявляют себя на определенных частотах, которые можно подсчитать по известнь м формулам, зная параметры подшипника. В связи с этим, для повышения точности необходимо установить информативную полосу частот, в которой собственные дефекты не оказывают выралсенного влигшия на уровень вибрации и не вносят погрешностей в результаты измерения. Пусть | , | - множество значений низких частот (нижняя часть фиксируемого спектра), на которых выражены проявления различных собственных дефектов подшипника: - т ( N), где ,N номер подшипника, d I гл t - множество значений высоких частот, на которых проявляется другая группа собственных дефектов подшипника: fvij mj ( W ) теперь, учиты вая, 4TOfn (1 ) fMi (N ) + С, где С « постоянная величина для данного номера подшипника, для выбора информативной полосы частоты Д f пользуются формулой --. (N)(,N)-mj-n{: iTnt CN) Способ определения дефектов в деталях машин осуществляют следующим образом. С помощью датчика вибрации фиксируют вибрацию в точке ее распространения от деталей, например, датчик устанавливают на внешней обойме выходного подшипника при контроле технического состояния детапей редуктора. Измерение начинают в момент появления металла в смазке деталей, который определяют любым из известных способов, например, фиксируют изменение добротности катушки индуктивности, установленной в объеме смазки. Преобразованный датчиком сигнал усиливают и вырезают информативную полосу частот, определенную вышеуказанным способом. Зафиксированный в этой полосе сигнал выпрямляют, интегрируют и определяют уровень его средневыпрямленного значения, который запоминают Величина уровня средневыпрямленного значения сигнала в информативной полосе частот снятого в момент появления металлических включений .в смазке деталей, является далее эталонной в процессе проведения контроля. В течение дальнейшей работы контроляруемой машины сигнал, снимаемый с обоймы подшипника разлагают на спектральные составляющие в информативной полосе частот А f и непрерывно определяют величину математического ожидания вибрации, например, если ширина информативной полосы частот А f разбивается равномерно на отдельные составляюшие спектра с шагом разбиения д i , то математическое ожидание получают путем определения частного от деления суммы единичных ординат составляющих спектра умноженной на шаг разбиения д , на ширину информативной частотной полосы:

(5)

Tri - материатическое ожидание вибрации деталей; X i - ордината 1-ой составляющей

спектра вибрации деталей; д f - ширина частотной информативной полосы;

мени измерения определяют величину математического ожидания вибрации, и, сравниаая ее с установленным уровнем средневыпрямленного значения вибрации, судят о степени износа деталей машин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Авторское свидетельство СССР № 36О579, М., Кл. Q О1 М 13/О4, 1972.

2.Патент США № 3677072, кл. 7367, 1972.. дг шаг разбиения частотной полосы на единичные с оставляющие спектра. Затем полученную величину математического ожидания сравнивают (делят, умножают и тл.) с уровнем средневыпрямленного значения вибрации. Способ сравнения выбирают в зависимости от удобства масштабнрования измерительных шкал приборов индикации. По результату сравнения, характернзующему концентрацию металла в смазке деталей, судят о степени износа деталей машин. Формула изобретения Способ определения дефектов в деталях машин,основанный на регистрации, измерении и анализе амплитуды вибрации деталей, в котором сравнивают характеристики вибрации в процессе эксплуатации машин, о тличающнйся тем, что, с целью повышения точности оценки степени износа деталей машин, устанавливают информативную полрсу частот, определяют момент появления металлггческих включений в смазке деталей, в которых фиксируют вибрацию, определяют и запоминают уровень ее средневыпрямленного значения, в течение последующего вре

Похожие патенты SU559168A1

название год авторы номер документа
Способ определения дефектов в деталях машин 1975
  • Басишвили Тенгиз Давидович
  • Тарасов Артем Михайлович
  • Красников Юрий Дмитриевич
  • Ямщиков Валерий Сергеевич
SU576526A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮФТОВ В ПРИВОДЕ СТАНКА 2009
  • Савинов Юрий Иванович
  • Шаронов Сергей Владимирович
RU2399033C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2019
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
RU2709238C1
Способ интегральной диагностики состояния привода барабанной мельницы 1980
  • Марюта Александр Никитович
  • Мороз Александр Константинович
  • Новицкий Игорь Валериевич
SU948454A1
Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления 1987
  • Рябов Александр Сергеевич
  • Корепанов Юрий Викторович
  • Евдокимов Сергей Вениаминович
  • Абрамов Андрей Иванович
SU1418590A1
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МАШИН 2006
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Бойченко Сергей Николаевич
RU2322666C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВИБРАЦИИ 2012
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Науменко Александр Петрович
  • Бойченко Сергей Николаевич
  • Кудрявцева Ирина Сергеевна
RU2517772C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ДЕФЕКТА СМАЗКИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2011
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2460053C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ОБЪЕКТОВ 2008
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Науменко Александр Петрович
RU2363936C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ СТРУКТУРНОГО ДЕФЕКТА В МЕХАНИЧЕСКОМ УЗЛЕ, СОДЕРЖАЩЕМ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ЭЛЕМЕНТ 2010
  • Дебьоль Паскаль
  • Эльбадауи Мохамед
  • Мюзи Оливье
  • Ремон Дидье
RU2527673C2

Реферат патента 1977 года Способ определения дефектов в деталях машин

Формула изобретения SU 559 168 A1

SU 559 168 A1

Авторы

Басишвили Тенгиз Давидович

Тарасов Артем Михайлович

Лифшиц Андрей Ефимович

Красников Юрий Дмитриевич

Сергеев Владислав Петрович

Солод Григорий Иванович

Ямщиков Валерий Сергеевич

Даты

1977-05-25Публикация

1976-01-06Подача