Способ поворота многоопорного транспортного средства на месте Советский патент 1977 года по МПК B62D15/00 

Описание патента на изобретение SU562457A1

1

Нообретеино относится к миогоопорным трсигспортиым средствам, в частисюти к способам, их поворота на место.

Известен способ поворота ни месте многоопорпого Кйчосного транспортного сред- ства, обеспечиваемы ; путем разнонаправ- noHHDio врашомпя колес противоположных бортов после предварительного разворота KpaiiHHx колес по касательной к траектории их движения при повороте l.

Недостатками такого способа являются конструктивная сложность механизмов, обеспечивающих предварительный разворот крайних колес, и увеличение продолжительности поворота.

Известен способ поворота многоопорногс транспортного средства, заключак: ;.ипйся в том, что прик.-ищ1-4вают разнонаправленное тяговоо усилие к опорам противоположных бортов 2j,

Этот способ поворота прост и ЕЮ требует дополннтс.чьчых механизмов. Однако из-за особенностей взаимодействия опор, в частности KLX-IOC, с грунто.м прн повороте .при одинак(нои скорости вра.щоипя все.х

ксхлес оорта крайние колеса оказываются недогруженными, т.е. не используются их гюччнцисшьные тяговосцешшю свойства и, кро.;о того, они создают значительные силы сопротивления повороту, что приводит к уменыиению скорости поворота и увеличению энергозатрат.

Цель изобретен1щ - увеличение скорости поворота многоопориого транспортного средства и уменьшение энергозатрат.

Это достигается тем, что перемещают крайние опоры противополо и1ых бортов с больше) скоростью, чем средние.

На чертеже изображена схема поворота, многоопорного транспортного средства.

Для осуществления поворота вокруг цент ра О многэопоонэго транспортного средст ва 1, имеющего наири.мер, шесть опор, в ддг1но. случае - две пары крайних 2 и одну пару средних 3 колес, прикладывают р.-с.ишнапраЕленное тяговое усилие к опорам противоположныж бортов. Применительно к данной схеме это обеспечивается раэпопанравлонным Bpii.uieiniex колес противо - 1ЮТОЖНЫХ бортов. 11ри этом, Д.ЧЯ реализаци необходимого пиворачцвающего момента колоса 2 и 3 диджны иметь некоторую окружную скорость проскальзывания oiiopVgi «созываемую скигюстью буксования, а крайние колеса 2, не расположенные на ниле- речной осп X транспортного средства, проходящей через центр поворота, кроме того будут иметь GoKOBoii юз со скоростью V| , называемой скоростью бокового юза, равнойVK,M гдео)- угловая скорость поворота машины 2 - paccTOiiiHie от поперечной оси машины до рс1ссматрпваемого колеса. Тогда aGcoiiKjTtiafl скорость скольжения колеса но грунту будет paBiia v,Vv а между вектором этой скорости и НрОДОЛЬНОЙ осью MiJJJiHHbl /-«g - g4fТаким образом, чем дальше колесо от поперечной осп .чиинпны, тем больше угол Д Для средних колес 3, которьш располой ены на поперсчной оси X , /i - О, а значит ( Va - скорость скольжения). В дальнейшем для простоты понимания физической сущности поворота допускают, чт свойства трення опор (колес) о грунт изо тропны, т.е. лпнии де 1ствия результирующе СШ1Ы трения Рщ и абсоо1ютиой скорости скольжения V-. совпадают, а их векторы а причем велпчппа силы противонсшравлепы д при одинаковой пагрузке па колесо и ностоянпом коэ(я}1пнпенте трения постоянна и онределяется только наличием скольжения oriojjbi о грунт. Соответствие принятых средств взаимодействия одор с грунтом за висит ит CBoiicTB грунта и конструкции on piii. 1ак,на твердых г-рунтах эти свойства являются превшшруюищми, Hii деформируеNn ix грунт х они несколько искажаются. Тогда средние; колеса 3, вследствие oJ сутствия бокоииго к.;.1а, будут загружены окружной сил oil Ру . Кргшнпе /tie колеса 2 наг1)ужепы ок})ужной cmioiiP j-cosji которая MOHj.iiie силы , развиваелшй средними колесами 3. Этот факти объясняет MeHbniyio сзагрузку Kpaiunix колос, в особенности равных скоростях вра. к ал ее бортов. Ксли крайние колеса 2 Bptiiii.rrb с большей скоростьи), нем средние качоса 3, то прн той же скорости поворота (х Kop;iyca Транспоптпого средства это прпводит к увеличепию скорости буксования Vg и уменьшению :пи /З и, вследстви. .Того, К увеличению окружной силы (силы тяги) Р COS/ij и уменьшению боковой силы сопротивления повороту, равнойP 5 rt/3| Р,ц -SJh /3 . Таким образом, увеличение скорости вращения крайних колес, при той же скорости поворота транспортного средприводит К увеличению сил тяги, развиваемых крайни.к4и колесами, т.е. к увеличению поворачиваю-идего момента и к уменьшению сил сопротивления повороту, что, в конечном счете, приводит к увеличению свободного поворачивающего момента, т.е. к способности машины преодолевать больший внешний момент сопротпвления повороту при той же скорости поворота СОд В реальных условиях свободного поворота совместное действие этих факторов приводит, в конечном счете, к увеличению скорости поворота и уменьшению энергозат- рат. Оптимальное соотношение угловых скоростей колес в рели1ме бортового поворота зависит от свойств грунта, г еометрических и конструктивных нарамет 1ов движна еля, Г1редварительные расчеты показывают, что для шестиколесного варианта шасси выбор оптимального значения увеличения скорости вращепия крайних колес может обеспечить такие же характеристики пово- рота, КсЖ и для двухгусеничпого движителя, выполненного в тех ;1че габаритах. Экспериментальные исслс дования бортового поворота на месте восьмиколесного iiiaccn показали, что на сухом песке минимум энергозатрат достигается нри увеличении скорости вращения крайних колос в 1,4 раза, при этом по сравпению с JJOBOротом при равных скоростях вращения колес борта, энергозатраты yмeпьшaкJтcя на 19%, а скорость увеличивается на 40%. Следует заметить, что геометрия пспытуемого шасси не является Хсфактерной для этого спо- соба поворота. Этот способ oco6eiHio эффективен для шасси, у которых отношение про дольной базы к поперечной значт-ельно больше единицы, 11редлс гаемый способ бортового поворо1 а применим для транспортн1лх средств с любым многоопорным Д1 ижитолем; ко/юспым, гусеничным, шага.о.иим н капесно-шагающим. Ф о р м у л а и а о б р о т е н и я Способ поворота JvUiorooHopnoro транспорТЕЮго средс№а па ккстс, злкихчаюлшй.ся. Б том, что к опора.: нроппюппл.о/кных

боотов, гшикладывают разнонапоавленное тяговое усилие, отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости поворота и уменьшения энергозатрат, крайние ОПОРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ бортов перемещают г; большей скоростью, чем средние.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Авторское свидетельство СССР № 127144, кл. В 62 D 7/14, 1959.

2,Авторское свидетельство СССР № 368О94, кл. В 60 Р 3/40. 1971.

Похожие патенты SU562457A1

название год авторы номер документа
Многоопорное транспортное средство с бортовым поворотом 1983
  • Гладцын Андрей Петрович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
SU1111926A1
Многоопорное транспортное средство с бортовым поворотом 1980
  • Кажукало Иван Федорович
  • Петрига Валерий Николаевич
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
SU910484A1
САМОХОДНАЯ ШАГАЮЩАЯ ТЕЛЕЖКА МНОГООПОРНОЙ МНОГОСЕКЦИОННОЙ ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЫ КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ 2012
  • Чернышев Вадим Викторович
RU2495562C1
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ МНОГООПОРНЫХ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1993
  • Брискин Е.С.
  • Русаковский А.Е.
  • Арзамасков А.М.
  • Чернышев В.В.
RU2063353C1
Способ поворота транспортного средства со всеми ведущими и поворотными колесами и устройство для его осуществления 1990
  • Нестерова Оксана Викторовна
SU1776598A1
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой 2017
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2675482C1
Способ поворота многоопорного колесно-шагающего транспортного средства 1975
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Лубенко Борис Михайлович
  • Сологуб Павел Степанович
SU522987A1
Полноприводное транспортное средство 1986
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Сологуб Павел Степанович
SU1357296A1
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1993
  • Брискин Е.С.
  • Русаковский А.Е.
  • Арзамасков А.М.
  • Чернышев В.В.
RU2063354C1
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2000
  • Чернышев В.В.
  • Брискин Е.С.
  • Малолетов А.В.
RU2174085C1

Реферат патента 1977 года Способ поворота многоопорного транспортного средства на месте

Формула изобретения SU 562 457 A1

SU 562 457 A1

Авторы

Кажукало Иван Федорович

Комиссаров Виктор Иванович

Мшкинюк Вячеслав Константинович

Сологуб Павел Степанович

Даты

1977-06-25Публикация

1976-03-22Подача