Указатель изменения направления движения транспортного средства Советский патент 1977 года по МПК B60Q1/38 

Описание патента на изобретение SU564986A1

дов порогового элемента, иидикаториую лампу ц диод 3.

В это-м устройстве сопротивление сигнальных ламп измеряется в течение всей бестоковой паузы. Коммутация сигнальных ламп осуществляется коита:ктами реле, включенного в коллекторную нень мощного транзистора задатчика цикло-в, выполненного ла транзисторах.

Измерительный резистор включен параллельно коммутирующим контактам -реле. Пороговым элементом, реаги-руюп1,нм на величину напряжения на сигнальных ламнах в бестоковую паузу, является транзистор. Делитель па резисторах, выход которого нодключен к эмиттеру этого транзистора, устраняет злнянне из.менения питающего иа:пряжения на точность работы устройства. Частота работы задатчика цнклов определяется величинами сопротивлений резисторов делителя задатчика, а также состоянием транзистора порогового элеме гга в бестоковую паузу. Если сигнальные лампы исправны транзистор норогового эле.мента в бестоковую паузу закрыт и норог включения транзистора задатчнка будет определяться его делителем.В случае иеиснравности одной из ламн транзистор лорогового элемента открыт, .величина напряжения на одном из резисторов делителя возрастает, а длительность бестоковой паузы уменьщается.

Таким образо.м, частота работы задатчикл циклов зависит от состоя 1ия сигиальиых ламн. При появлении }1еисправности частота возрастает. При размыкании контактов иереключателя палравления схема приходит в нсходпое состояние, нрн котором тра-нзисторы задатчика циклов закрыты, а транзистор порогового элемента открыт.

Для нолучетгня достаточного напряжения на входе порогового элемента нри палнч,нн неиснра.вности в течение всей бестоковой наузы необходимо в бестоковую .наузу пропускать через сигнальные лампы г нзмерительиый резистор значительные по величине тока, что приводит к раосеива-нию большой величины мощности на резисторе, а следовательно, и к нагреву всего прибора, что может сказываться гга пороге срабатывания транзистора порогового элемента, зависящего от окружающей температуры. Но так как наафяженпе на сигналыгых лампах в бестоковую наузу меняется по эксноненцпальному закону г пзмерение велич ны этого напряжения ведется на ПО..1ОГОМ участке эксноне1ггы, то даже небольп1ие нзме1 ения в нороге срабатывания транзистора ириводят к существенному изменению .времени его включения.

Цель изобретения - новышение надежности работы указателя в широком темнературном дна назоне окружающей среды.

Поставленная иель достигается тем, что указатель снабжен одновибратором, элементом «ИЛП и инвертором, вход которого подключен к точке соедииеиия коммут 1руюп1его

эле.мента и переключателя направлени-я, а выход - к другому входу иорогового элемента, выход которого соединен со входом одиовибратора, выходом соединенного с одним из входов эле.мента «ИЛП, другой вход которого подключен к выходу задатчика циклов, а выход - к индикаторной лам:не. Диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и нараллельно с ко.м.мутирующим элементом, а третий вход порогового элемента соединен с источииком нитанпя через дополнительный коммутирующий элемент.

На фиг. 1 изображеиа блок-схема указателя; па фиг. 2 - принципиа.чьная схема; на 15 фиг. 3 ноказа.на фор.ма напряжения на сигнальных ламнах в бестоковую наузу а - нри ненсправных и б - при исиравных ламнах.

Указатель изменения нанравлення движе 1ня транснортного средства включает в себя 20 С1нпальные лампы 1, размещенные на кузове транснорт1юго средства и соединенные с источником итання (иа фиг. не показан) через переключатель 2 натфавления и ком-мутируюнхий элемент с контактом и 3 задатчика цн.к25 лов 4. К точке соедипепия переключателя 2 н коммутирующего эле.мента входом подсоединен ннвертор 5, а .параллелыго коммутирующему эле.менту включена цепь, состоящая из последовательпо соединенных из.меритель ого 30 резистора 6 н диода 7.

Указатель содержнт также пороговый элемент 8, один из входов которого соединен с вы.ходолг инвертора 5, другой подсоединеп к точке между измерительиым резисторо.м 6 и 35 диодом 7, а третий через доиолиительный коммутируюпхий элемент 9 соединен с нсточником литания.

Выход порогового эле.мепта соединеп с од)1овнбратором 10, который, в свою очередь, подключен к одному нз входов элемента «НЛП 11, к другому входу которого нодключен задатчик никло.в 4. . выходом элемента «НЛП 11 и обни-1м. нронодом источника литания включена индикаторная лампа 12,

45 размещешшя ла пульте управления транспортного средства.

В исходном состояннн контакты нерекл;очателя 2 и коита-кты 3 коммутируюн1его элемента задатчика циклов 4 разомкнуты.

Сигналы на вводах эле.мента «НЛИ 11 отсутствуют и индикаторная лам на 12 не горит. При замЕ 1каиии контактов переключателя 2 задатчик ни.клов 4 с определенной частог

5 той замыкает и размыкает свои контакты 3. При замыка-нии контактов 3 загораются сигнальные ламны 1 указателя, одновременно загорается и гд гкаторная ламна 12 нод действием сигнала, юда Л10го на вход элемента

«НЛИ 11 с выхода задатчика цнклов 4. В течение токовой наузы (контакты 3 замкнуты) ннвертор 5 -держивает нороговый элемент 8 в нерабочем состоянии.

При размыка.нии контактов 3 (бестокоаая

пауза) выключе1гие инвертора 5 происходит

раньше, чем включение порогового элемента 8.

При этом напряжение на сигнальных лампах 1 скачком уменьшается до величины, определяемой соотношением значений сопротивлений элементов б и 7 и разогретых иитеи ламп I, а затем убывает но экспоненциальному закону но мере их остывания, как показано на фиг. 3. Величина максимального значения напряжения в момент после размыкания контактов 3 на сигнальных лампах 1 зависит от их числа. Если все лампы 1 исправны, то величина эксионе-НЦиального папряження на них после размыкания контактов 3 элемента 8 (см. фиг. За) ниже порога срабатывания, и индикаториая лампа 12 загорается и гаснет синхронно и синфазно с лампами 1. Если одна из лам:П 1 неисправна, величины этого напряжения достаточно для включения порогового элемента 8, который остается во в.клкучениом состоянии на время частичного остывапия нитей исправных ламп.

Импульс с выхода элемента 8 передним фронтом залускает одновибратор 10, который формирует импульс длительностью, большей длительности бестоковой наузы. На время действия и-мпульса с выхода одновибратора 10 элемент «ИЛИ 11 подключает индикаторную лампу 12 к источнику питания.

Таким образом, при неисправной одной из ламп 1 указателя индикаторная лампа 12 горит постоянно, однозначно оловеш.ая водителя о неисправности. Причем, в токо1вую лаузу ла.мпа 12 горит под действием сигнала, поданного на элемент «ИЛИ 11 с задатчика циклов 4, а в бестоковую - с одповибратора 10.

При увеличении числа сигнальных ламп (в случае автомобиля с прицепом) порог срабатывания элемента 8 уменьшается за счет размыкания -контактов коммутируюш.его эле.мента 9.

С изменением температуры окру/каюшей среды величина напряжения, при которой срабатывает пороговый элемент 8, меняется, и одновременно изменяется прямое падение напряжения на диоде 7, которое является «пьедесталом для экспоненциального напряжеНИя, снимаемого с ламл 1 на вход порогового элемента 8. Следовательно, срабатывание устройства происходит при одном и том же значении экспоненщиального напряжения, которое «опускается или «поднимается на «пьедестале одновременно с увеличением или уменьшением порога срабатывания порогового элемента 8 под действием температуры.

На .принципиальной схеме устройства (см. фиг. 2) выход инвертора 5 зашуитирован емкостью 13, которая препятствует появлению ложного им;нульса на выходе порогового элемента 8 при исправных лампах, из-за конечного времени размыкания коммутирующего элемента задатчика циклов 4.

Устройство надежно и точно работает в широком температурном диапазоне. Схема устойчива для работы как на транснортпол средстве с прицепом, так и без него.

И, кроме того, устройство удобно i эксплуатации, так как при пеисправностн одной из сигнальных ламп индикаторная лампа 12 горит постоянно.

Формула изобретения

1. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчи.к циклов, коммутируюший элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, пороговый элемент, измерительный резистор, включенный между источником питания и одним из входов порогового элемента, ипдикаторную лампу и Д1юд, о т л и ч а ю HI и и с я тем, что, с целью ловышеиия надежности работы указателя в широком температурном диапазоне окружаюшей среды, он снабжен одповибратором, элементом «ИЛИ и инвертором, вход которого подключен к точке соединения коммутирующего элемента :i переключателя направления, а выход к другому входу порогового элемента, выход которого соединен со В.ХОДОМ одновибратора, выходом соединенного с одним из входов элемента «ИЛИ, другой вход которого подключен к ВЫХОДУ задатчика циклов, а выход - к п{дикаторной ламле, причем диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и параллельно с lco мyтиpyюшим элементом.

Указатель по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что третий вход порогового элемента соединен с .источником питания через до.полнительный коммутирующий элемент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1.Патент Великобритании Хг 13335803, кл. G 4Q, 1973.

2.Патент Великобритании Хз 1353685, кл. G 4Q, 1973.

3.Патент Великобритании Л 1340793, кл. G 4Q. 1973.

}f2

Похожие патенты SU564986A1

название год авторы номер документа
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1977
  • Миронов Юрий Васильевич
  • Кольченко Владимир Сергеевич
SU943034A1
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1986
  • Ивин Александр Алексеевич
  • Кочергин Вячеслав Арсеньевич
  • Чуркин Евгений Анатольевич
SU1357281A1
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства 1977
  • Беляев Александр Семенович
  • Купеев Юрий Александрович
  • Шильников-Дмитриев Евгений Дмитриевич
  • Якушев Владимир Алексеевич
SU716891A1
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1977
  • Кольченко Владимир Сергеевич
  • Миронов Юрий Васильевич
SU931529A1
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства 1986
  • Ардашев Валентин Макарович
  • Мезрин Виктор Георгиевич
SU1318453A2
Регулируемый источник питания с автоматическим переключением режимов стабилизации 1989
  • Михайлов Валерий Викторович
  • Прусак Владимир Миронович
  • Лонский Юрий Александрович
  • Ковалихин Евгений Иванович
SU1709288A1
Устройство для контроля светосигнальных ламп 1987
  • Искрич Николай Васильевич
  • Корховой Евгений Васильевич
SU1418786A1
Схема управления автоматическими коробками скоростей металлорежущих станков 1985
  • Грищук Константин Степанович
  • Заруцкая Вера Федоровна
SU1260914A2
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА 1993
  • Рыжов Владимир Михайлович
RU2092340C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ 1999
  • Гаменюк Ю.Ю.
RU2162801C1

Иллюстрации к изобретению SU 564 986 A1

Реферат патента 1977 года Указатель изменения направления движения транспортного средства

Формула изобретения SU 564 986 A1

П

ID

)

о oII

ffoflog cpaioTTtMSoffU

Порог cpaSamnooH

CffflV f/rtfl

SU 564 986 A1

Авторы

Миронов Юрий Васильевич

Кольченко Владимир Сергеевич

Даты

1977-07-15Публикация

1975-12-22Подача