1
Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, в частности к указателям изменения направления движения транспортнго средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп, и может быть использовано в оборудовании автомобилей различного назначния .
Цель изобретения - повьшение надежности
На чертеже приведена принципиальная схема указателя,
Указатель изменения направления движения транспортного средства содержит задатчик 1 циклов, коммути- руюпщй элемент 2 которого соединен последовательно с переключателем 3. направления и включен в цепь питания сигнальных ламп 4. Измерительный резистор 5 и делитель 6 напряже ния подключены параллельно коммутирющему элементу 2. Инвертор 7 входом подключен к источнику питания через коммутирующий элемент 2, Выход инвертора 7 объединен с выходом делителя 6 и подключен к входу порогово элемента 8, выполненного на триггер Шмитта. Выходы порогового элемента 8 и задатчика 1 подключены к входам элемента И-НЕ 9, выход которого под питания индикаторной
ключен к цепи лампы 10.
Инвертор 7 реализован на транзисторе 11 и резисторах 12 и 13, Выход инвертора 7 зашунтирован конденсатором 14, который защищает от ложного срабатывания триггер ИЬштта из-за конечного времени размыкания контактов коммутирующего элемента 2, Пороговый элемент 8 реализован на операционном усилителе 15 и резисторах 16-18, а элемент И-НЕ 9 - на транзисторе 19 и резисторах 20-22
Указатель работает следующим образом,
В исходном состоянии контакты переключателя 3 и контакты коммутирющего элемента 2 задатчика 1 циклов разомкнуты При этом на входах элемента И-НЕ 9 напряжение, близкое к напряжению источника питания, индикаторная лампа 10 не горит, При замыкании контактов переключателя 3 с определенной частотой срабатывает коммутирующий элемент 2, При замыкании контактов элемента 2 загораются сигнальные лампы 4 указателя, а на
0
5
выходе задатчика 1 циклов формируется напряжение нулевого уровня, воздействующее на вход элемента И-НЕ 9, и индикаторная лампа 10 загорается, В течение токовой паузы (контакты элемента 2 замкнуты) инвертор 7 удерживает пороговый элемент 8 в исходном состоянии (напряжение на выходе элемента 8 близко к напряжению источника питания)о
При размыкании контактов элемента 2 (бестоковая пауза) напряжение на сигнальных лампах 4 скачком умень- 5 шается до величины, определяемой соотношением значений сопротивлений измерительного резистора 5 и разогретых нитей накала сигв-льных ламп 4, при этом происходит выключение ин- вер.тора 7, а затем по мере остывания нитей сигнальных ламп 4 это напряжение убывает по экспоненциальному закону.
Если все сигнальные лампы 4 и электропроводка их цепей исправны, то величина напряжения на них после размыкания контактов элемента 2 ниже выбранного порога срабатывания элемента 8, в результате чего индикаторная лампа 10 не горит. При замыкании контактов элемента 2 на выходе задатчика 1 циклов появляется напряжение нулевого , воздействующее на вход элемента И-НЕ 9, и индикаторная лампа 10 включается. Таким образом индикаторная лампа загорается и гаснет синхронно и син-. фазно с сигнальными лампами 4,
Если одна из сигнальных ламп 4 . неисправна, то порог напряжения на сигнальных лампах превышает порог срабатывания элемента 8 и на его выходе появляется сигнал нулевого уровня, при этом индикаторная лампа 10 включается, а порог срабатывания элемента 8 за счет резистора 18 положительной обратной связи уменьшается. Индикаторная лампа 10 остается во включенном состоянии, так как напряжение на сигнальных лампах 4 во время всей бестоковой паузы больше порога срабатывания элемента 8, Таким образом, при -неисправности одной из сигнальных ламп 4 указателя изменения направления движения тран- спортНого средства индикаторная лампа 10 горит постоянно, однозначно оповещая водителя о неисправности сигнальных ламп.
0
5
0
5
0
5
В случае, когда все сигнальные лампы 4 исправны, но увеличилось сопротивление электропроводки их цепей (например, окислились контакты),напряжение на сигнальнь х лампах 4, как и в случае с неисправной одной из сигнальных ламп, превышает порог срабатывания элемента 8 и индикаторная лампа 10 включается. В некоторый момент времени напряжение на лампах 4 становится меньше порога срабатывания элемента 8, который переходит в исходное состояние, а индикаторная лампа 10 выключается.
Таким образом, при неисправности электропроводки цепи сигнальных ламп 4 указателя изменения направления движения транспортного средства индикаторная лампа 10 горит с интерва- ламн, при этом во включенном состоянии она находится всю токовую паузу и некоторое время в бестоковую паузу, причем, чем больше сопротивление электропроводки, тем большее вре- мя индикаторная лампа находится во включенном состоянии в бестоковую nav3Vo
Редактор В.Петраш
Составитель Л.Резникова Техред Л.Сердюкова
5933/16
Тираж 590 Подписное
ВНШПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
Формула изобретения
Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчик циклов, первый вывод которого соединен с переключателем направления, включенного в цепь питания сигнальных ламп, измерительный резистор, пороговый элемент, выходом связанный с индикаторной лампой, и инвертор, вход которого подключен к первому выводу задатчика циклов, второй вывод которого соединен с полюсом источника питания, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности, он снабжен делителем напряжения, элементом И-НЕ, выход которого подключен в цепь питания индикаторной лампы, а входы подключены соответственно к третьему выводу задатчика циклов и выходу порогового элемента, выполненного на триггере Шмитта, вход которого подключен к выходам инйер- тора и делителя напряжения, последний из которых и измерительный резистор подключены к первому и второму выводам задатчика циклов.
Корректор Г.Решетник
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU943034A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1975 |
|
SU564986A1 |
УСТРОЙСТВО ПРЕРЫВИСТОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1993 |
|
RU2088438C1 |
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU716891A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU931529A1 |
Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1986 |
|
SU1318453A2 |
Устройство для управления вентильным электродвигателем | 1983 |
|
SU1135002A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1985 |
|
SU1357280A1 |
Устройство для управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства | 1986 |
|
SU1323435A1 |
Устройство для контроля светосигнальных ламп | 1987 |
|
SU1418786A1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к указателям изменения направления движения транспортного средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп. Цель изобретения - повышение надежности Указатель изменения направления движения транспортного средства содержит задатчик 1 циклов, коммутирую- П1ий элемент 2 которого соединен последовательно с переключателем 3 направления и включен в цепь питания 0сигнальных ламп 4„ Измерительный резистор 5 и делитель 6 напряжения подключены параллельно коммутирующе - му элементу 2, Вход инвертора 7 подключен к источнику питания через элемент 2 Выход инвертора 7 объединен с выходом делителя 6 и подключен к входу порогового элемента 8, выполненного на триггере Шмитта, Выходы элемента 8 и задатчика I подключены к входам элемента И-НЕ 9, выход которого подключен к цепи питания индикаторной лампы 10. Построение указателя и выполнение порогового элемента 8 на триггере В1митта позволяет измерять сопротивление нитей сигнальных ламп 4 в течение всей бестоковой паузы, а также контролировать сопротивление электропроводки цепей сигнальных ламп 4, что позволяет предупредить отказ в работе указателя изменения направления движения транспортного средства. 1 ил о i СЛ со сд N3 00
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1975 |
|
SU564986A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
/ |
Авторы
Даты
1987-12-07—Публикация
1986-06-02—Подача