(54) МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ И ЕЕ СМАЗКА | 2005 |
|
RU2364523C2 |
Веломобиль с пневмоаккумуляторным приводом | 1988 |
|
SU1717471A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1974 |
|
SU539184A1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU732598A1 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1989 |
|
SU1661510A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА В СБОРЕ, ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ПОД НАГРУЗКОЙ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И МАШИНА | 2016 |
|
RU2732642C1 |
Дисковый тормоз | 1989 |
|
SU1703881A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2481512C1 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1978 |
|
SU734455A1 |
1
Изобретение относнтся к фрикционным многодисковым муфтам с механической связью, работающим со смазкой, и может быть использовано в любой отрасли машиностроения.
Известны фрикционные муфты, в которых для улучшения условий смазки дисков в корпусе, в барабане и в валу выполнены последовательно сообщающиеся между собой каналы для подачи к дискам смазки и в выходном отверстии канала корпуса установлен на осн вращения обратный клапан. Клапан открьюается при проскапьзьшании дисков, в результате чего из муфты вытесняется старая смазка с продуктами износа дисков и в муфту поступает свежая (1 .
Ввиду того, что диски в таких муфтах во всех режимах работы привода в условиях обильной смазки, эти муфты в отключенном состоянии имеют значительный остаточный вращающий момент, особенно при высоких частотах вращения.
Известна также фрикционная муфта, содержащая ведомые и ведущие фрикционные диски, установленные на ведомой полу муфте-стакане и на ведущем валу, имеющем осевой и радиальные каналы, сооби$ающиеся с заполненной смазкой полостью, связанной с центробежным насосом для подачи смазки, обеспечивающим интенсивную циркуляпию смазки в период q)a6aTbroaHHH муфты 2.
В зтой муфте имеется встроенньй центробежный насос, позтому ее конструкция отличается сложностью и увеличенными габарнтными размерамк.
Кроме того, такая конструкция не позволяет регулировать количество поступающей к скам смазки в зависимости от режима работы муфты и, соответственна значения остаточного вращающего . момента отключенной муфты. Это ведет, особенно при высоких частотах вращення, к повышенному нагреву как самой муфты, так и коробки передачи или узпа, в который встроена эта муфта, к снижению их КПД и уменьщению надежности..
Целью изобретения является улучщение условий смазки фрикционных дисков для уменьшения остаточного вращающего момента муфты.
Для этого в известной фрикционной муфте, содержащей втулку с установленными на ней фрикционными дисками, имеющую продольное и радиальные отверстия для смазки дисков, а также механизм включения и смазочное устройство, продольное отверстие втулки вьшолнено ступенчатым, с эксцентричным взаимным расположением ступеней. Смазочное устройство снабжено штифтом, эксцентрично установленной и жестко соединенной с ним плоской пружиной и закрепленным на свободном конце пружины шариком, расположенным в плоскости, проходящей через оси радиальных отверстий втулки, причем штифт установлен с возможностью поворота.
На чертеже изображена предлагаемая муфта.
Муфта имеет общую втулку 1, в которой расположен центробежный регулятор, состоящий из штифта 2, плоской пружины 3 Ишарика 4. Пружина 3 с одной стороны прикреплена к штифту, а с другой -к шарику.
Регулятор расположен в параллельных оси втулки отверстиях а и б, оси которых смещены в радиальной плоскости; на величину эксцентриситеTaEj.
Отверстие б пересекают радиальные сгжзочные отверстия в к г. Ось шарика смещена в радиальной плоскости относительно оси щтифта на величину эксцентриситета Е2С правой торцовой стороны штифта имеется шлиц и стрелка, а на втулке обозначены три положения регулятора -0,1 и II.
В положешш О плоскость пружины располагается в радиальной шюскости, а ось шарика совмещается с осью штифта. В этом положении регулят-ор нечувствителен к скорости вращеш я муфты и масло к дискам свободно проходит через имеющиеся зазорь между шариком и отверстияКШ в и г.
В положении I бсь шарика з неподвижном состоящш муфты и отсутствии центробежной силы совмещается с осью отверстия б. Масло свободно поступает из отверстия в в отверстие г и далее - в пакет дисков. При вращеюш муфты щарик под действием центробежнь1х сил смеа ается к отверстию и в зависимости от частоты вращения муфты. полностью И1Ш частично перекрьшает достут масла к дискам.
В Положении И ось шарика смещена относительно оет отверстия б на величину Е +Ё2. В неподвижном состошти муфты шарик перекрьшает отверстае в и доступ масла к дискам закрыт. По мере величения скорости вращеняя муфты шарик
под действием центробежных сил все больше отжимается и масло через увеличивающийся зазор между отверсти ями в и шариком поступает в отверстие г к далее - к дискам.
В связи с регулированием количества масла,
поступающего к дискам при смазке муфты через вал, могут быть получены характеристики муфты с уменьшенными значениями остаточного вращающего момента при сохранении нагрузочной способнести муфты - единичной энергии и средней теплорассеивающей способности. Это позволяет улучшить КПД узлов, уменьшить их нагрев и увеличить надежность.
Проверка уменьц1ения остаточного вращающего
; момента для электромагнитной муфты серии ЭТМ 11-го габарита показьшает, что в положении Г при частоте вращения 800 об/мин MQB равно 0,23 Н.м, что в 4 раза меньше, чем в положении 0; в положеши II при числе оборотов 80 об/мин MQB уменьшается с 0,38 Н.м. до 0,24 Н,м. или в 1,6 раза.
Формула изобретения
Многодисковая фрикционная муфта, содержащая втулку с установленными на ней фрикционными дисками, имеющую продольное и радиальные отверстия для смазки дисков, а также механизм включения и смазочное устройство, отличаю щ а я с я тем, что, с целью улучшения условий смазки, продольное отверстие втулки вьшолнено ступенчатым, с эксцентричным взаимным расположением ступеней, а смазочное устройство снабжено штифтом, эксцентрично установленной и жестко
соединенной с ним плоской пружиной и закрепленным на свободном конце пружины шариком, расположенным в плоскости, проходящей через оси рад шльных отверстий втулки, причем штифт установлен с возможностью поворота.
Источники информации, принятые во внимани
при экспертизе;
Авторы
Даты
1977-07-25—Публикация
1975-12-29—Подача