Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к области получения холода с помощью 1вьгсокоо;боротных турбохолодильников для охлаждения воздуха в системах ко.ндициОнировани.я.
Известны турбохолодильник-и, содержащие во входной улитке тур-бины влагосборный отсек, соединенный отверстиями с радиальным зазором между стенкалгл улитки и лопатками турбинного колеса л дренажным штуцером с атмосферой 1.
Известны тур|бохолодильники, содержащие на турбинном «олесе цилиндрический поясок с кольцевым остроконечным выступом, Входящим в зазор между двумя козырьками на корлусе масляного картера 2.
Недостаток олисанных турбохолодильников заключается в том, что процент отделяемой .влаги по турбинному воздуху, идущему на охлаждение подшипниковото узла, очень, незначительный (2-3%) и состоит только в удалении влаги, осевшей на отдельные элементы турбохолодильвика. В .этих турбохолодильн«.ка,х не производится полной очистки Всей массы турбинного воздуха, проходящего в ма сляный картер.
Известны турбохолодильники для ОХлаждения воздуха в системах «ондиционирования, содержащие установленный в картере на оп.орах качения ва.т с турбинным колесом
и импеллер с радиальными лопаткаМИ 3. Однако 3 таком турбохолодильнике имшеллер выполнен со стороны вентиляторного колеса, в .результате чего .при полета.х на низких высотах и„1И в странах с влажным тропическим воздухом в систему кондиционирования, а затем через уплотнения подшилникоз в масляный картер турбохолодильника вместе с забортным воздухом попа.дает значительное
количество влаги, большая часть .которой находится на входе в турбохолодильник в свободном (капельно.м) состоянии. Влага накапливается в масляном картере и .приводит к выходу из строя подшипников и, следовательно, всего турбохолодильника в целом.
Целью изобретения является предотвращение попадания Влаги в масляный картер. Это достигается в предлагаемом турбохолодильнике тем, что в нем им пеллер укреплен на турбинном колесе, налример вы.полнен с ним за одно целое со стороны картера, и в средней части имеет концентрично валу кольцевую лроточку, напротив и.мпеллера .раэмещен диск с цилиндрическим буртиком, входящим с зазором в кольцевую проточку, а в турбинном колесе по периферии имлеллера выполнены наклонные разгрузочные отверстия, оси которых пересекают ось вала в одной точке со стороны картера.
На |фиг. 1 изображен предлагаемый турбохолодильник, лродольный разрез; на фиг. 2 показано сечеиие А-А на фиг. 1.
В Масляном картере 1 «а олорах качения 2 (лодШИлниках) установлен вал 3 с насаженным .на него турбинным колесом 4. Со стороны .масляного ка ртера на турбинНО;.м .колесе Вылолнен иМпеллер 5 с -радиальны.ми лопатка.ми 6. В средней части и.млеллер имеет концентрично валу 3 кольцевую проточку 7. Налротиз импеллера .раЗМещен диск 1(5 с цилиндрическим буртиком Я входящим в кольцевую нроточку 7 с зазором и делящим радиальные лопатки 6 имлеллера на два пояСа - «дружный и внутренний. По периферии н.мпеллера 5 в турбинном колесе 4 выполнены наклонные разгрузочные отверстия 10, оси которых пересекают ось вала 3 в одной оч.ке со стороны картера /. На периферии торца корпуса лодщ пников 11 имеются внутренний 12 ,и наружный 13 радиальные козырьки, образующие с нижним 14 и верхним 15 цилиндричесмими поясками на колесе тур|б|ИНы 4 уплотнение, отделяющее полость 16 от лолости /7 перед колесом турбины. С помощью наклонных разгрузочных отверстий 10 .затурбинная полость 16 сообщается с .ПОЛОСТЬЮ 18 выходного патрубка тур|бины. Между заимлеллерной полостью 19 и масляным картером 1 выполнены уплотнения 20. Внутренний радиальный козырек 12 с торцом корпуса .подшипников 11 образует сборную -камеру 21. Отверстия 22 в корпусе подшипников 11 и 23 3 корпусе 24 картера образуют дренажные каналы для удаления сепарирован1ной влаги.
Холодный воздух из полости 18, имеющей повыщенное давление по отношению к карт&ру 1, проходит через накло;нные отверстия 10, имлеллер 5 и далее через уплотнения 20 попадает в картер. Проходя через НЯклоиные отверстия 10, крупные капли Флаги центрифугируются и отбрасываются назад в полость 1,8. Мелкодисперсная влага, прошедшая с воздухом через наклонные отверстия 10, отбрасывается -на периферию лопатками 6 импеллера 5 и поладает в сборную камеру 21. Часть влаги, проникающая в виде жидкой пленки по стенкам диска 8, лроходя кольцевую лроточку 7 С цилиндрическим буртиKOiM 9, срывается со стенок диска 8 и также
отбрасывается радиальными ло-патками импеллера в сборную камеру, откуда скопившаяся там жидкость удаляется наружу через дренажные отверстия 22 и 23.
Ф о р м л а изобретения
Турбохолодильник для охлаждения воздуха в системах кондиционирования, содержащий установленный в картере па опарах качения ;вал с турбинным колесом « импеллер с радиальными лопаткаМИ, отличающийс я тем, что, с целью предотвращения попадания влаги в масляный , импеллер укреплен на тур.бинно.м колесе, например выполнан с ням за одно целое со стороны картера, и в средней части имеет концентрично валу кольцевую проточку, напротив импеллера размещен диск с цилиндрическим буртиком, входящим с зазором в кольцевую
проточку, а в турбинном колесе ло лериферия имлеллера выполнены наклонные разгрузочные отверстия, оси которых лересекают ось вала В одной точке со стороны картера.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство № 348832, кл. F 25 В II/00, 1970.
2. Авторское свидетельство № 484770, кл. F 25 В 11/00, 1972.
3. Авторское свидетельство № 203705, кл. F 25 В 11/00, 1966.
/1 - А
I/ .Х-);,«
:ЯЖ1-.
/ N.
20
Риг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Турбохолодильник | 1975 |
|
SU554451A1 |
КАРТЕРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2003 |
|
RU2237167C1 |
Система смазки подшипников турбохолодильника | 1982 |
|
SU1078215A1 |
Турбохолодильник | 1989 |
|
SU1656982A1 |
Турбохолодильник | 1975 |
|
SU557239A1 |
Турбохолодильник | 1980 |
|
SU1025207A1 |
Турбохолодильник с комбинированной системой смазки | 1974 |
|
SU506734A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2463464C1 |
Турбохолодильник | 1975 |
|
SU561852A1 |
Турбохолодильник системы кондиционирования воздуха отсеков летательных аппаратов | 1962 |
|
SU153840A1 |
Авторы
Даты
1977-08-15—Публикация
1974-12-02—Подача