1
Изобретение относится к области машииостроения и может быть использовано, в частности, в конструкциях коробок передач автомобилей и строительно-дорожных машин.
Известен сдвоенный фрикцион, содержащий корпус, неподвижную перегородку, два комплекта ведомых и ведущих дисков, порщни, клапан и пружины, устаиовленные между клапаном и стенкой перегородки 1.
Недостатки этого сдвоенного фрикциона состоят в том, что при включении, например, правой стороны сдвоенного фрикциона правая пружина деформируется, а аналогичная левая пружина, расположенная в левой стороне фрикциона, расслабляется и при сбросе давления жесткая фиксация нейтрали и плавность включения фрикциона не достигаются.
Известен также сдвоенный фрикцион, содержащий корпус, неподвижную перегородку, два комплекта ведомых и ведущих дисков, основные и всиомогательиые иорщни и пружины, установленные между вспомогательными порщнями и стенкой перегородки 2.
Данная конструкция наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Недостатки такого фрикциона также состоят в неравномерной деформации пружин и отсутствии четкой фиксации нейтрали. При этом установленные между вспомогательными поршнями и стенкой перегородки винтовые пружины имеют относительно малую длину и, следовательно, неблагоприятную характеристику.
Целью изобретения является повышение
плавности включения и надежности фиксации
порщней в нейтральном положении, а также
повышение технологичности изготовлеиия.
Это достигается тем, что винтовые пружины
устройства фиксации нейтрали основиых поршней снабжены стаканами, установленными попарко-противоположио с возможностью осевого перемещения в отверстиях разделительной стенки корпуса так, что каждый из осиовных порщней контактирует торцовой поверхностью с одинаковым количеством различиых торнов предварительно поджатых пружин и стаканов, а каждая из пружин устройства фиксации нейтрали вспомогательных поршней установлена в отверстии разделительной стенки и предварительно поджата торцами вспомогательных иорщией.
При этом отверстия в корпусе для щтаиг, соединяющих основные поршни, и отверстия
для стаканов выполнены равных диаметров и
равнорасположенными на окружности, цеитр
которой расположен на оси вращения корпуса;
На фиг. 1 показана описываемая муфта в
продольном разрезе по пружииам; иа фиг. 2-то же по осям щтаиг и игтифтов.
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим управлением состоит из цилиндрического корпуса 1, выполненного за одно целое, со ступицей 2 и разделительной стенкой 3, двух основных поршней 4 и 5, связанных между собой штангами б, двух комплектов ведущих и ведомых дисков 7, 8 и 9, 10, двух упорных дисков 11 и 12, ограниченных стопорными кольцами 13 и 14, четного количества цилиндрических винтовых пружин 15 и 16 со стаканами 17 и 18 с буртами, попарно и противоположно располол енных в отверстиях разделительной стенки 3 между основными поршнями 4 и 5. В корпусе 1 выполнены равнорасноложенные на одном диаметре отверстия под стаканы 17, 18 и соединительные штанги 6. Муфта содержит также два вспомогательных иорнпш 19 и 20 с пружинами 21, установленными между ними и проходяшимн через отверстия в разделительной стенке 3, стопорные кольца 22 и 23; поршни 19 и 20 имеют дроссельные отверстия 24 и 25 и зафиксированы один относительно другого направляюш,им штифтом 26; уплотнения 27-29 и 30-32 посадочных мест основных поршней 4 и 5, а также уплотнения 33 и 34 посадочного диаметра вспомогательных поршней 19 и 20.
Таким образом, муфта содержит образованные между основными поршнями 4 н 5 полости AI и А2 и образованные между вспомогательными поршнями 19 и 20 полости BI и БЗ. Уплотнения 35 изолируют эти полости одна от другой и от соединяющих их переливных отверстий 36, выполненных в разделительной стенке 3. Поршни 19 и 20 имеют кольцевые уплотнения 37 и 38. Кроме этого, конструкция предусматривает наличие ступиц шестерен 39 и 40 с радиальными отверстиями 41 и 42, осевых подводящих каналов 43-45 вала 46 с радиальными отверстиями 47-50 и уплотнений 51-54 и 55-58, уплотняющих радиальные отверстия 49 и 50.
Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением работает следующим образом.
Жидкость от источника питания, например от насоса (не показан), поступает через распределительное устройство, например золотниковую коробку (не показана), в каналы 43 и 44. При включении правого фрикциона жидкость по каналу 43 через радиальное отверстие 49 подается в полость AI, ограниченную вспомогательным 19 и основным 4 поршнями.
Поршень 4 под давлением жидкости в полости AI начинает двигаться вправо совместно с поршнем 5, расположенным с противоположной стороны в корпусе 1, сжимая пружины 16, действующие на поршень через стаканы 18. Поршни 4 и 5 связаны между собой соединительными штангами 6, проходящими через отверстия в разделительной стенке 3 корпуса 1. Жидкость из полости Б2 при движении поршней 4 и 5 вправо перетекает в полость BI через отверстие 36 в разделительной стенке 3 корпуса 1. Вследствие большей жесткости пружии 21, действующих на вспомогательные поршни 19 и 20, чем пружин 16, поршень 19 находится в крайнем правом положении и прижат к стопорному кольцу 23. Когда поршень 4, пе- ремещаясь вправо, выбирает зазор между дисками 7 и 8, т. е. прижмет эти диски к упорному диску 11, движение которого вправо ограничено стопорным кольцом 13, давление в полости AI повышается и поршень 19, преодолевая сопротивление пружин 21, перемеш,ается влево и перекрывает переливные отверстия 36 кольцевым уплотнением 37.
Жидкость из полости AI через дроссельное отверстие 24 проходит в полость BI и вследствие повышения давления в полости AI основной поршень 4 плотно сожмет диски 7 и 8.
При перекрытии распределительным устройством (золотниковой коробкой) подвода лсидкости в полость AI вспомогательный поршень 19 под действием пружин 21 отходит вправо до упора в стопорное кольцо 23, открывая тем самым отверстия 36 в разделительной стенке 3, соединяет полости BI и Бд, а основные поршни 4 и 5 под действием пружин 16 двигаются влево, устанавливаясь в нейтральное положение.
Для включения левого фрикциона жидкость по каналу 44 через радиальное отверстие 50 подается в полость А2. Основной поршень 5 под давлением жидкости в полости AZ начинает двигаться влево совместно с поршнем 4, расположенным с противоположной стороны в корпусе 1, сжимая пружины 15, действующие на поршень 5 через стаканы 17. Поскольку поршни 5 и 4 связаны между собой соединительными штангами 6, проходящими через отверстия в разделительной стенке 3 корпуса 1, то жидкость из полости Б при движении поршней 5 и 4 влево перетекает в полость БЗ через отверстия 36 в разделительной стенке 3 корпуса 1. Вследствие большей жесткости пружин 21, действующих на вспомогательные порщни 19 и 20, чем пружин 15 вспомогательный поршень 20 находится в крайнем левом положении, т. е. прижат к стопорному кольцу 22.
Когда поршень 5, двигаясь влево, выбирет зазор между дисками 9 и 10, т. е. плотно прижмет эти диски к упорному диску 12, движение которого влево ограничено стопорным кольцом 14, давление в полости АЗ повышается и поршень 20, преодолевая сопротивление пружин 21, перемещается вправо и перекрывает кольцевым уплотнением 38 отверстия 36.
Жидкость из нолости А2 через дроссельное отверстие 25 поступает в полость Б2 и вследствие повышения давления в последней основной поршень 5 плотно сжимает диски 9 и 10.
При перекрытии распределительным устройством (золотниковой коробкой) подвода жидкости в полость А2 вспомогательный поршень 20 под действием пружин 21 отходит влево до упора в стопорное кольцо 22, открывая тем самым отверстия 36 в разделительной стенке 3, соединяет полости Б2 и БЬ а основные поршни 5 и 4 под действием пружин 15 двигаются
вправо, устанавливаясь в нейтральное положение. Стаканы 17 и 18 уплотнены уплотнителями 35, установлепными в разделительной стенке 3.
Для охлаждения трущихся поверхностей дисков жидкость от источника питания (насоса) поступает в канал 45 и по радиальному отверстию 47 поступает к дискам 7 и 8, а через отверстия 41 в ступице шестерни 39 поступает к труии1мся поверхностям дисков 7 и 8 н по радиальному отверстию 48 ноступает к дискам 9 и 10, а через отверстия 42 в ступице шестерни 40 - к трущимся поверхностям дисков 9 и 10.
Вследствие постоянного присутствия жидкости в полостях Б и Ъ действие центробежных сил сведено к нулю.
Переключение муфты происходит быстро, так как жидкость постоянно находится в полостях Б и Б2 и перетекает из одной полости в другую через отверстия 36.
Плавность работы достигается тем, что дополнительная подача жидкости для поднятия давления в полостях Б и Б2 осуществляется через дроссельнь е отверстия 24 и 25.
Таким образом, предложенное техническое решение позволяет повысить плавность включения фрикционных муфт, жесткость фиксации нейтрали, а также повысить технологичность изготовления.
Формула изобретения
1. Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим унравлением, содержащая корпус с разделительной стенкой, имеющий ступицу с отверстиями для подвода жидкости, установленные на ступице основные и вспомогательные кольцевые поршни с уплотнениями, основные из которых соединены между собой
штангами, проходящими через отверстия в корпусе, оси которых параллельны оси вращения корпуса и снабжены центрирующим устройством фиксации нейтрали с винтовыми пружинами, а вспомогательные установлены с возможностью осевого перемещения по ступице, ограниченного стопорными кольцами, п также снабжены пружинным устройством фиксации нейтрали, отличающаяся тем, что,
с целью повышения плавности включения и надежности фиксации поршней в нейтральном положении, винтовые пружины устройства фиксации нейтрали основных поршней снабжены стаканами, установленными нопарнопротивоположно с возможностью осевого перемеш,енпя в отверстиях разделительной стенки корпуса так, что каждый из основных поршней контактирует торцовой поверхностью с одинаковым количеством различных торцов
предварительно поджатых пружин п cTaii,a,нов, а каждая из пружин устройства фиксации нейтрали вспомогательных поршней установлена в отверстии разделительной стенки и предварительно поджата торцами всномогательных поршней.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления, отверстия в корнусе для штанг, сосдиняюнхих основные поршни, и отверстия для
стаканов выполнены равных диаметров п равнорасположенными на окружности, центр которой расположен на оси врашения корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1- Гапоян Д. Т. Фрикционы автоматических коробок передач. М., «Машиностроенне, 1966, с. 40 и 68.
2. Авторское свидетельство СССР № 206956, кл. F 16D 25/06, 1967. /-/ 2 Ю 1 30 3 23 I / .9 y.O / Jf 18 5 /уг, /
Ptj-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением | 1989 |
|
SU1746085A1 |
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ | 2019 |
|
RU2714622C1 |
Двойное сцепление трансмиссии | 2022 |
|
RU2778713C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
Фрикционная муфта | 1974 |
|
SU553372A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2009 |
|
RU2415317C2 |
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением | 1983 |
|
SU1208359A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1180578A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1220944A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2006 |
|
RU2321784C1 |
Авторы
Даты
1977-08-30—Публикация
1975-12-03—Подача