1
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-иоршневым двигателям внутреннего сгорания с планетарным движением ротора-поршня в трохоидальной рабочей камере.
Известны роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой и планетарным движением в ней полого ротора-поршня, снабженного системой смазки и охлаждения его элементов путем подачи масла по осевому каналу эксцентрика выходного вала и сообш;еиному с ним раздельному радиальному каналу для подачи масла к роликовому подшипнику и в полость ротора-поршня для его охлаждения 1.
Недостатком этих двигателей является сложность размеш,ения раздельных радиальных каналов в эксцентрике выходного вала.
Известны также роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, содержаш.ие полый роторпоршень, установленный на эксцентрике выходного вала с осевым и радиальным каналами для подвода масла к подшипникам качения, размещенным в полости между роторомпоршнем и эксцентриком выходного вала 2.
Недостатками таких двигателей являются худшие условия смазки подшипников, расположенных у торцов эксцентрика и нагруженных в большей степени, чем подшипники, расположенные в средней плоскости эксцентрика. Для улучшения условий смазки подшипников в предлагаемом двигателе радиальный капал расположен у одного из торцов эксцентрика, а на его выходе выполнен кольцевой маслосборник, связанный распределительными отверстиями с полостью размеш,ения подшипников и внутренней полостью ротора-поршня.
На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель, продольный разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1 в увеличенном масштабе.
Двигатель содержит корпус 1 с трохоидальной рабочей камерой, полый ротор-иоршень 2,
планетарно ДБИжуш,ийся в рабочей камере, центральный канал 3 для подвода масла, выполненный в выходном валу 4 и сообп;енный с ним радиальный канал 5, который расположен у торца эксцентрика 6. В полости между
ротором-поршнем 2 и эксцентриком 6 выходного вала расположены многорядные подшиппики 7 качения, на которых установлен роторпоршень 2.
На выходе радиального канала 5 выполнен
кольцевой маслосборник, который образован сообш,енными радиальным отверстием 8 кольцевыми полостями 9 и 10. Причем первая полость 9 связана распределительным отверстием 11 с полостью размеш,ения подшипников,
а вторая полость 10 связана распределнтельным отверстием 12 с внутренней полостью ротора-поршня.
При этом для лучшей технологичности выполнения и сборки маслосборника, образованного этими полостями, полость 9 выполнена в шайбе 13, установленной в торец крайнего подшипника, а полость 10 - в бурте втулки 14 подшипника.
Предлагаемый двигатель работает следующим образом.
При враш,ении ротора-поршня 2 в рабочей камере масло, подаваемое по каналу 3 выходного вала 4 направляется по каналу 5 в полость 9 кольцевого маслосборника. Из полости 9 маслосборника масло направляется через отверстие 11 к наиболее нагруженному ряду подшипников 7, расположенному у торца эксцентрика 6, и далее вдоль последуюш,их рядов подшипников (направление движения масла показано на чертежах стрелками).
Одновременно из полости 9 через отверстия 8 масло поступает в полость 10 маслосборника, а из нее через отверстие 12 в полость ротора-поршня 2, например, на его охлаждение.
Формула изобретения
Роторно-поршневой двигатель внутреинего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, 5 содержащий полый ротор-поршень, установленный на эксцентрике выходного вала с осевым и радиальным каналами для подвода масла к подшипникам качения, размещенным в полости между ротором-поршнем и эксцентриком выходного вала, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий смазки подшипников, радиальный канал расположен у одного из торцов эксцентрика, а на его выходе выполнен кольцевой маслосборник, связанный
5 распределительными отверстиями с полостью размещения подшипников и внутренней полостью ротора-поршня.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
0 1. Н. С. Ханин, С. Б. Чистозвонов. «Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., Машгиз, 1964, с. 125.
2. Патент США № 2947290, кл. 123-8.05, 1960 (прототип).
,1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU767379A1 |
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU652337A1 |
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU653416A1 |
Роторно-поршневой двигатель внутреннегоСгОРАНия | 1979 |
|
SU832098A1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1971 |
|
SU312949A1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2091596C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2075616C1 |
Роторно-поршневой двигатель | 1987 |
|
SU1606720A1 |
Система жидкостного охлаждения роторапоршня роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1976 |
|
SU703041A3 |
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU602126A3 |
Авторы
Даты
1977-09-15—Публикация
1975-12-12—Подача