с тёр мочувствительным элементом, а Тёпрыскявившее сопло выполнено с дву.МЯ вШадными отверстиями. На фиг. I показан роторно-поршневый д1йгат ёйь внутреннего сгорания, продольный разрез; на фиг, 2 - двигателя с приводным механизмом в первом рабочем положении; на фиг. .3 то же, с приводным механизмом во втором рабочем положении на фиг. 4 Тб ё7с; йриводным механизмом в третьем рабочем положении; на фиг. i5 - to же, с приводнам м ех ииswoM в четвертом рабочем положении; на фиг. 6 - 1а 1рйШт вТйполнения многосекцирнного двигателя; на фиг. 7 - вид А) фиг. 6; на фиг. 8 - то же, поперечное се.чение. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с рубашкой охлаждения и торцовые стенки (крышки) 2 и 3, ограничивающие внутренн ою трохоидальнут6 раЪочу 8 КЖмеру 4. в боковых стенках 2 и 3 уста на подшипниках 5 и 6 зксЦёйтр ковый вал 7, на эксцентрике 8 которо го уётайовлен/ многогранный ротор-пор шень 9 с возможностью вращения на подшипнике 10. Число оборотов ротора поршня 9 йаходится в определенном со ртнршении с числом оборотов вала 7 -L 6nafOn.3ipfi наличию передачи, состояще из зубчат6го колеса 11 йнутрённето заЦёИленйя; закрепленнрго в рртррепоршне.Э, и шестерни Т:2,1ра мёщё11ноЙ на части стенки 2. Ротор-поршень 9 имеет полости 13 для рхлаждающей жидкости, поступающей через отверсти 14. Дляттредупрёждения прпадания jpxлаждающей жидкости в камеру 4 ках ротора-поршня 9 установлены упло нительные кольца 15. Смаэкд подшипников 5, 6 и 10, а также;охлаждение ротора-поршня 9 осу Щёе вЛяётся за счет циркуляции жидкости, обеспечиваемой насосом 16 подачи жидкости из картера 17 по трубо проводу 18 и каналу19 в стенке 2 к подшипнику 5. Порледний имеет отверс тия 20, которые с одной стороны сообщаются с каналом 19 через кольцевую канавку 21, а с другой - с радиальным отверстием 22 в эксцентриковом валу 7, отверстие 22 рррбщены с П15ЬдЪльным каналом 23 и последний сообщён с каналами24 и 25 для смазки подшипников 10 и 6 соответственно Для охлаждения ротора-поршня 9 в кольцевом кармане 26 стенки 3 устанЬвлёйО впрыскивающее сопло 27, его ваходное отверстие 28 направ лёно в полость 14 рртора-поршня 9 и )а 11лению его вращени я. Сопло 27ппЬЙсЬёдинено через трубопровод 29 клапан 30 и трубопррврды 31 и 32 в систему циркуляции жидкости. СХгвод жмдкбсти из подшипников 5, 6 и 10 Ъ1йуШёдтвЛЯётся через кольцевую полос
703041 33, между колесом 11 и шестерней 12,в канал 34 и далее в картер 17. Количество жидкости, проходящей через сопло 27, регулируется клапаном 30 в зависимости от давления охлаждающей жидкости, температуры и изменения нагрузки двигателя, для этого клапан 30 имеет пружину 35 и поршневой золотник 36, сообщающийся с одной сторрны с трубопроводом 31, а с другой - с трубопроводом 29, перекрывая его. Пружина 35 удерживает золотник 36 в закрытом,прложении. На подпятник 37 пружины воздействует сиртема рычагов 38 приводного механизма 39 изменения нагрузки и рычаг 40,. установленный р возможностью поворота в опоре 41. Рычаг 40 Удерживается пружиной 42 так, чтобы клапан 30 был в (акрытом положении, и .пружина 43 рычагов 38 такжё удёрживает клапан 30 в закрытом положении. Рычаг 40 ажртййр)йб соединен с рычагом 44, нижний крнец которого соединен с термочувствительнам элементом 45, который размещён в рубашке корпуса и реагируёт на тёМпёраТуру охлаждающего аген-; .та. , , , . / / термочувствительный элемент 45 может .быть установлен в любом месте py6aiiji H охлаждения или корпуса, где имеются возмсякности определить рабо v T;efJittepSfypy двигателя, например в области канала 34, через который (йгся охлаждающая ротор-поршень 9 жидкость. В варианте выполнения по фиг. 6 дЛя многосёкцйонного РПД в промежуточной стенке 46 выполнено отверстие, ;4ё1Е 3 KOTOfiOe проходит эксцентриковый |Вал 47 с деумя эксцентриками 48. Смазка обозначенных выше подшипников осуществляется через осевой 49 ва;ла 47., -. Для дхйШденйя смежных роторовпоршней 9 в полости 50 промежуточной |стенки 46 размещено впрыскивающее сопло Si, kotppbe Шёдинёно с клапаном 30 через тр|убопровод 52. Во впрыскивающем сопле 51;ийё(зтся два выходных отверстия 53, наЬравлённых в полости 14 в направлении, обозначенном стрелкой S и ейдтвёТЬтвуйЩём вращению ротора-поршня 9, направление вращения послёднёгЪ обозначено стрелкой D (фиг. 7 и 8). Указанное направленйе по стрелке D относится также и к выходному отверртию 28 сопла 27. После пуЬка двигателя в холодном сортрянии подача охлаждающей жидкости в полости 13 невозможна, так как ;Подпятник 3 пружины клапана 30 нагружен системой рычагов-38 и рычагом 40 и клапан 30 закрыт. Однако при рабо тгайщем насосе 16 обеспечена подача жидкости к под11шпникам 5, 6 и 10. Охлаждение ротора-поршня 9 осушествляется только жидкостью, стекающей из подшипников 10. Когда приводной механизм 39 изменения нагрузки при холодном двигателе перемещается вниз (фиг. 2), выводя двигатель с режима холостого хода, система рычагов 38 :поднимается с подпятника 37. Несмотр на повышающееся давление жидкости, влияющее на золотник 36, клапан 30 остается закрытым под действием рычага 4б, вследствие чего отсутствует подача жидкос.ти в полости охлаждения ротора-поршня через сопло 27. Благодаря этому быстро достигается прогре ротора-поршня 9 и прилегающие части корпуса. С повыиением рабочей температуры на рычаг 44 воздействует термочувствительный элемент 45, поднимается рычаг 40, и золотник 36 под давление жидкости, преодолевая усилие ПРУЖИНЫ 35, движется вверх и открывает трубо провод 31, сообщая его с трубопроводом 29, если при этом механизм 39 остается в неизменном положении, что может соответствовать, например, режиму полной нагрузки (фиг. 3). В этот период жидкость через отверстие 28 сопла 27 впрыскивается в полости 13 ротора-поршня 9, т.е. осуществляется необходимое в рабочем состоянии охлаждение.: Таким образом, полное и комбини- : рованное охлаждение ротора-поршня 9| начинается только по достижении рабочей температуры на режимах работы двигателя, отличных от холостого хо да, и при обеспечении жидкостного давления. По достижении двигателем рабочей температуры, как показано на фиг.4, рычаг 40 поднят от действия элемента 45 и связанного с ним рычага 44. Есл при этом состоянии механизм 3 нагрузки возвращается в исходное полож ние (сброс нагрузки до холостого хода), клапан 30 закрывается. Подача охлаждающей жидкости к роторупоршню прекращается, предупреждается его переохлаждение. Смазка и охлажде ние подшипников в этом случае сохраняются. На фиг. 5 показано рабочее состоя ние, соответствующее режиму нагрузки по достижении заданной рабочей темпе ратуры. Рычаги 40 и 38 подняты, но клапан 30 находится в закрытом поло ении под действием пружины , так как отсутствует достаточное давление в системе подачи охлгикдающей жидкости для подъема золотника 36. Это рабочее состояние возникает при невысоких числах оборотов двигателя, вследствие чего производительность насоса 16 снижается, уменьшая давление жидкости в системе, и может иметь кратковременный характер, из-за чего значительного повышения температуры ротора-поршня не происходит, и потому подача жидкости к последнему не предусмотрена. Прекращение подачи охлаждающей жидкости, возможное при определенных словиях работы двигателя, имеет кроме эффё ктиЁного и быстрого прогрева ротора-поршня в холодном состоянии .и предупреждения его переохлаждения на холостом ходу и то преимущество, что позволяет регулировать количество циркулирующей жидкости, обеспечивая необходимое давление в системе. Формула изобретения 1.Система жидкостного охлаждения ротора-поршняротбрно-пориневого двигателя внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой и приводным механизмом изменения нагрузки, содержащая полость охлаждения в роторепоршне и впрыскив ающёе сопло, сообщенное с каналом подачи охлаждающей жидкости, размещенным в торцовой стенке корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и обеспечения регулирования подачи охлаждающей жидкости, впрыскивающее сопло размещено в тор.цовой-стенка и его выходное отверстие направлено в полость ротора-поршня в .сторону -его вращения. 2.Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в канале подачи охлаждающей жидкости установлен регулирующий клапан , управляемый в завиСИМ9СТИ от параметров нагрузки двигатёпя, давления охлаждающей жидкости и, через термочувствительный элемент, от температуры охлаждающей жидкости. 3.Система по п.2, о т л и ч а ющ а я с я тем,что регулирующий кла- , пан с помощью рычагов соединен с при13одным механизмом; и вменения нагрузки и с термочувствительным элементом. 4.Система по п.1-3, о т л и ч щ а я с я тем, что впрыскивающее сопло выполнено с двумя выходными отверстиями. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ 1223610, кл. 46 а 55/04, опублик. 1967.
7 38
4
Авторы
Даты
1979-12-05—Публикация
1976-03-19—Подача