1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механическшс например, зубчатых передачах для компенсации угловой погрешности расположения зубчатых колес, кулаков валов и других элеме TOE передач в условиях синхронной работы двух или более пар этих деталей.
Известно устройство угловой компенсации расположения колес, предназначенное для обеспечения синхронной работы двух пар зубчатйх колес, содержащее ведущие и ведомые зубчатые колеса. Зубчатое колесо, устанавливаемое с обеспечением синхронной работы, посажено на вал свободно и взаимодействует с ним через набор конических колец, распираемых болтами между валом и ступицей и осуществляющих передачу крутящего момента за счет сил трения. Кольца распираются после того, как все пары зубчатых передач выставлены для синхронной работы.
Недостатки указанного устройства состоят в том, что в них в условиях вибрационной нсшрузки и ударного действия сил изнаiiJHiiacTCH место контакта фрикционных элементов, в результате чего неизбежна крул( кая авария.
Иэвестны также компенсационные уст)юйсва для передачи незначительных крутящих мометов, содержащие свободно сидящие на валу зубчатые щестерни со ступицами. Ступица с валом жестко соединяется индивидуально подгоняемыми шпонками.
устройства являются наиболее близкими к изобретению,
Однако конструкция данных компенсацио ных устройств нетехнопогичиа, так как требует повторный демонтаж и монтаж механизмов , и ненадежна в работе.
Цель изобретения - обеспечение компенсации угловой погрешности расположения, например, шестерен, в условиях их ciinxpoitной попарной работы и повышение надежности.
Зто достигается тем, что сопряженные шестерни выполнены со ступицами одна из которых установлена на валу свободно, снабжены жестко закрешленными ив ступицах дисками с окнами к выступами, взаимопроникающими в соответствующие окна и обриаующими попарно пазы с цилиндрическими посадочными поверхностя лн с установленными Б этих «азах самоустанавливаюшимцся клиньями, выполнен1Ш1Ми с боковыми цнлиндрическими поверхностями, ответными посадочным цилиндрическим поверхностям пазов, На фиг. 1 изображена схема предлагавмого компенсационного устройства в зубчатой передаче; на фиг, 2 - вид А фиг, 1; 1Ш фиг, 3 - разрез Б-Б фиг. 2. Компенсационное устройство содержит диски 1 и 2, на торцах которых выполнены выступы 3 и 4, самоустанавливаюшиеся кли нья 5 и 6, винты 7. На свободных концах ступиц зубчатых колес 87 9 жестко закреплены диски 2, 1, Ступица зубчатого колеса 8 на валу 10 установлена свободно, а ступица зубчатого колеса 9 - жестко. Компенсационное устройство работает следующим образом. После установки зубчатых коаес в цили дрические полуотверстия выступов 3 и 4 дисков 1 и 2 заводят клинья 5 и 6 и путем взаимного смещения их винтами 7 устана&ливают синхронно зубчатое Колесо 8 по от мощению к колесу 9, т.е. так, чтобы оба зубчатых колеса одновременно передавали вращение,
Ьлагодаря цилиндрическим поверхностям клиньев и дисков контгшт по клиновой пиво;.Хности всегда самоустанавливается по всей плоскости, и, следовательно, обеспечивается надежная передача любог-о усилия в любом режиме работы. изобретения Ф о р м у л а Компенсационное устройство мехаиичис- кой передачи, содержащее вал и устаношю ные на нем ведомые элементы, например щестерни, отличающееся тем, что, с целью обеспечения компенсации угловой погрещности расположения, например, шестерен в условиях их синхронной попарной работы и повышения наделшости, сопряженные шестерни выполнены со ступицами, одна из которых установлена на валу свободно, и которые снабжены жестко закрепленными на ступицах дисками с самоустанавлйваю- щими клиньями, окнами и выступами, взаи- мопроникающими в соответствующие окна и образующими попарно пазы с цилиндрическими посадочными поверхностями с установленными в этих пазах самоустанавливающи- мися клиньями, выполненными с боковыми цилиндрическими поверхностями, ответными посадочным цилиндрическим поверхностям пазов.
игЛ
Bud А
иг 2
Авторы
Даты
1977-10-05—Публикация
1976-02-06—Подача