Изве-стны устройства для переключения ступеней скорости коробки передач с рядом зубчатых колес, свобод-но установленных на полом валу, содержащие стержень, раюполо.л внный внутри полОГо вала с возможностью осе;во.го перемещения и имеющий наружную поверхность, вьшолненную в виде нескольких скомлонова.нных попарно прямых и обра.тных конусных .поверхностей, количество KOTqpbix равно количеству переключаемых ступеней скорости, и шарики, раслоложенные в одной плоскости нод каждым зубчатым колесом в радиальных отверстиях полого -вала.
Предлагаемое устройство о.тличается от известных тем, что конусные поверхности стержня она1б,жены смещенными в каждой их naipe на некоторый угол нродольными пазами под шарики, количе,ст1во которьих соответствует количеству щариков, находящихся под каждым з},бчатым колесом.
Это исключает кинематическую погрешность в кинематической цепи п;ри переключении. ско.ростей.
На фигГ. 1 изображено предла1га;емое устройство; на фи;Г. 2 - разрезы на фиг. I.
На полом валу / размещаются свободно сидящие щестерни 2-5, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями вала.
фрикционного материала, а также калеными втул1ками 7 с кольцевой радиусной канав ай, способствующей закреплению шестерен на валу. В рад альных отверстиях лолого вала /, располО|женных в одной поперечной пло,окости, .раз1мещены плавающие шарики 5.
Описываемое устрой|ство содерл и,т пО четыре ша;рика в каждой поперечной плоскости. В отверстии полого ва,ла / перемещается опецнальный клин 9, ил1еющий конусные поверхности по количеству переключаемых ступеней.
Две прямые 10 и И и две обратные 12 и 13 конусные поверхности клина (по количеству переключаемьк ступеней скорости) скомпонованы noinapHo: прямая - 0|б;ратная, прямая- обратная. .Между конусными поверхностями каждой компоновки имеется цилиндрический участок заниженного диаметра.
Кроме этого., на всех четырех конусных поверхностях выполнены пазы 14 по глубине они проходят на уровне участка заниженного диаметра, по ширине выполнены так, что в них свободно заходят шарики 8. По длине
пааы 14 достаточно выполнить на длину конусной поверхности.
Назы. 14 выполнены на клине 9 таким образом, что на одноименных конусных поверх1ностях 10, И и 12, 13 они смещены один отноНЫХ же конусных поверхностях одной КОМПОН01В1КИ пазы по расположению соот1ветст вую-т один дру1Г01му. Количество пазОВ 14 одной конусной поверхности, соответствует количеству шафиков 8. Клин 9 может перемещатыся в отверстии лолОГО. вала / в направлениях от гайки-звездоч1ки 15 посредством втулки 16 с иарезкой. 16 с на реакой ИМеет только осевое перемещение; от проворота она удерживается сегментом 17, который жестко закреплен ,в ш,ели махов ичка 18 с нака1ТКО:й штифтами 19 и фиксирует втул1ку с нарезкой от npOBioipOTa. Маховичок 18 жестжо скреплен с полым вааОМ 1 дюумя шти|фтаМИ 20. Когда механизм устройств-а находится в нейтральном положении (все ша|рики 8 находятся на участке заниженного диаметра клина 9, КЛИН-на П0:ловнне свОего хода в одну из сторон), клин 9 поворотом штифта 2/ можно довернуть относительно, полого вала на угол а, равный углу смещения павов на конусных поверхностях. В результате то чното поворота на угол а клина в одну и другую сторону выступ 22 кольца. 23 входит в торцовый паз резьбовой 1втул ки 16. Маховичок 18 с накат1кой, н естко за|кре1пленный на валу /, в лю|бой мОМбнт может быть зафиксирован двумя кулачками 24, паремещающимпся в направляющих планках 25. Кулачки 24 перемещаются винто,м 26 с правой и лавой нарезками. Маховичок .может фиксироваться и другим каким-либо бьистродейстаующим зажимом, натриьмер эюсдентриковым. Дистанционные кольца 27, расположенные между шестернями 2-5, а также между этими шестернями и щеками корпуса-, ограничивают oceiBoe перемещение шестареи. Работает устройство следующим образом. Свободно сидящие на полом валу / 2-5 удерживаются на нам в результате возникновен.ия момента трения от заклиниваеи1Я шариков 8 между втул-кой 7 и одной из конических по1верхностей клина 9, который, перемещаясь в осевом направлении по отверстию Вала 1, выжимает шарики 8 по радиальным отверстиям в полом валу и прижимает их, создавая натяг, к свободно сидящей на валу шестерне (втулке) 7. На чертеже изображено положение, при котором закреплена на.валу 1 шесте(рня 5. Для переключения механизма со ступени скорости, обусловливаемой, например, закрепленной шестерней 5, на ступень скорости, обусловливаемую закреплением на валу шестерни 4, нео1бходдмо зажать кулач1кам« 24 от винта 26 маховичо1К 18. Это обеспечивает строгую фиксацию вала / .после остановки, так , с «им жестко связан маховичоК 18. Далее вращением гайки звездоч1ки 15 клин перемещается вниз до тех пор, пока прямая конусная поверхность не коснется шариков 8, расположенных под шестерней 4, и не выжмет их по радиальным отверстиям в валу до соприкосновения с радиусной канавкой втулки 7, запрессованной IB шестерне. Дальнейшее .перемещение клина 9 в том же направлении создает натяг в за1клиниван-ии шариками 8 сво бодно сидяшей шестерни 4. Появившийся при этО(М момент трення Oi6ecпечивает закрепление шестерни на валу. Шарики 5 под шестерней 5, оказавшись на участке клина 9 с заниженным диаметром, осв01бождают шестерню 5. Одновременно шарики под шестерней 2 оказываются в пазах, выполненных в конусной поверхности, одно.именной с конусной noeepxiHостью клина 9, под шестерней 4. Шари1ки не могут закрепить шестерню на валу. Таким образо1М, закреплена только одна шестерня 4. Ма|хо1вичок 18 кулачками 24 освобождается от винта 26 и механизм готов работать на другой ступени скорости. Для за|к;реплепия на валу / шестерен 2 или 3 описанным методом закрепляется маховичок. Вращением гайки-звездоики 15 клин 9 перемещается в нейтральное положение (на половину всего хо.да в одну сторону), когда все шарики оказываются на участке клина 9 с заниженным диаметром. После этого поворотом штифта 21 клин 9 повора|ЧИва1еТ|СЯ на yrovi а смещения пазов. Если яри закреплениях шестерен 4 или 5 шарики 8 этих шестерен находятся против конусных поверхностей, то шарики шестерен 5 и 2 при перемещан и и в осевом направлении клина 9 не входят в соприкооновение с конусньши поверхностями, а входят в пазы; закрепления шестерен 5 и 2 на валу / не происхог дит. По.сле описанного .поворота клина 9 иа У1ГОЛ а шарики шестерен 3 к 2 оказываются против конусных поверх1носте.й клина 9; закрепление шестерен 5 и 2 происходит в зависимости от того, в какую сторону перемещается клин 9 в осевом направлении. После закрепления той или иной свободно сидящей па валу шестерни происходит освобождение махович ка 18, и устройство готово работать на другой ступени скорости. Предмет изобретения Устройство для пе/реклюяения ступеней скорости коробки передач с рядом зубчатых колес, свободно установленных на полом валу, содержащее стержень, расположенный внутри полого вала с .возможностью осевого перемешения и имеющий наружную поверхность, выпол.ненную в виде нескольких скомпонованных попарно прямых и обратных конусных поверхностей, количество которых равно количестщу переключаемых ступеней ско рости, и шарики, расположенные в одной плоскости под каждым зубчатым колесом в радиальных отверстиях полого вала, отличающееся тем, что, с целью исключения внесения кинематипри пе.реклю:1ении, конусные поверхности стержня снг|б,жены смещенными в каждой их паре на некоторый у,гол продольными пазами под ша.рИ|КИ, количест;во кото.ры-х соопветствует коли че1стзу шариков, находящиеся под каждым злбчаты;М колесом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Аппарат для репозиции и фиксации костных отломков | 1988 |
|
SU1563687A1 |
Опорная система | 1981 |
|
SU970482A1 |
Стан холодной прокатки труб | 1985 |
|
SU1338910A1 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 1924 |
|
SU7190A1 |
Устройство для включения и отключения рукоятки механизма подачи | 1977 |
|
SU621482A2 |
МНОГОКРАТНЫЙ ВОЛОЧИЛЬНЫЙ СТАН МАГАЗИННОГО ТИПА | 2005 |
|
RU2278756C1 |
РУКОЯТКА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОНСОЛИ ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКОВ | 1949 |
|
SU85336A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086427C1 |
Устройство для возвратно-поступательного перемещения инструмента в двух взаимно перпендикулярных направлениях | 1990 |
|
SU1796392A1 |
Трансмиссия велосипеда или мотоцикла (варианты) | 2018 |
|
RU2693387C1 |
75
$ $$$$$$$$
.1
А -А
ИГ
Б-Б
иг.2
Даты
1969-01-01—Публикация