1
Изобретение относится к машиностроению
Известны муфты свободного хода, содержащие два храповика .
Недостатком таких муфт является невозможность ограничения передаваемого крутяuiero момента.
Известны также храповые муфты свободного хода, содержащие поджимаемые пружиной кулачковые ведомую полумуфту и ведушую, установленную на валу, а также предо рачительное фрикционное устройство с пружинными шайбами и дисками связывающее ведомую полумуфту с валом 2j.
Эти муфты наиболее близки к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако такие муфты имеют нкзкую долговечность, которая зависит от усадки пружинных шайб, поджимающих фрикционные диски, и пробуксовки муфты при нерасчетном моменте.
Цель изобретения - повышение лопговечности. .
Отличительной особенностью изобретения является то, что ведущая полумуфта выпол- мена с винтовыми шлицами, связывающими
ее с ведуитм валом, а ведомый вал снабжен упором, взаимодействующим при передаче крутяи1его момента с пружинными шайбами предохранительного фрикционного устройства, диски которого установлены свободно между ведомой полумуфтой и валом.
Такое выполнение муфты увеличивает ее долговечность, так как пружинные и1айбы полностью деформируются только во врс мя передачи максимального момента. Налитие упора позволяет передавать расчетный момент.
На фиг. 1 изображен обший вид храповой муфты свободного хода,разрез; на фиг. 2 элементы муфты в увеличенном масштабе.
Муфта свободного хода расположена в корпусе 1, который жестко соединен с ведуишм валом 2. На валу 2 имеются винтовые .члицы 3, на которых установлена кулачковая ведущая попумуфта 4. Ведомая полу- муфта 5 с расположенным в ней предохрани 1ельным устройством 6, выполненным фрикционным дисковым, установлена иа ведомом валу 7, который выполнен в виде шестерни. Ведущие диски 8 предохранительного устройства 6 соединены с ведомой полуму4нтой 5, ведомые диски 9 - с ведомым валом 7. Кулачки полумуфт 4 и 5 удеу киваются В зацеплении пружиной 10. На ведомом валу 7 между п зедохранителыпям ycrpoflcTBONf в н упором 11 расположены упругие шайбы
12.Упругие шайбы 12 с одпоЯ стороны опираются на торцовую поверхность упора 11,
а с другой стороны - на нажимное кольцо
13,Между ведомой полумуфтой 5 и упором
11 имеется стзор 14. Ведомая полумуфта 5 предохранительное устройство 6, нажимное кольцо 13 и упор 11 зафиксированы на ведомом валу 7 пружинным кольцом 15. В корпусе 1 все детали муфты свободного хода удерживаются пружинным кольцом 16,
Муфта свободного хода работает следук шим образом. При передаче крут5пдего момента в винтовых шлицах 3, на- которых устоновлена ведушая полумуфта 4, возникает осевое усилие, величина которого пропорцио- нальна передаваемому моменту. Это усилие через ведомую полумуфту 5, предохранитель ное устройство 6 и нажимное кольцо 13, воздействует на дискбвые пружины 12, которые при этом прогибаются. Максимальная величина прогиба упругих шайб 12 ограничена перемеишнием ведокюй полумуфты 5 до упора 11 на величину зазора 14, Величина зазора подбирается так, что упругие шайбы 12, полностью сжатые, развивают усилие, обеспечивающее передачу расчетного крутящего момента. При подводе к храповой муфте свобошюго хода крутящего момента, преBtjmajomero расчетный, предохранительное устройство 6 будет пробуксовывать, тем самым предохраняя детали муфты и всей машины от поломок перегрузок.
В режиме обгона, когда частота враще№ }
ния ведомого вала 7 статювятся больше частоты вращения ведущего вала 2, ведомая 4 и ведущая 5 полумуфтрл проворачиваются одна относительно другхзй. При этом ведушая полумуфтя 4 перемешается по винтовым шлицам 3 ведущего вала 2, сжимая пружину 10. В режиме обгона, а также при отсутствии передаваемого крутящего момента на диски 8 и 9 фрикционного П1)едохранительного устройства 6, а следовательно, и на упругие шайбы 12, усилие не воздействует.
Формула изобретения
Муфта свободного хода, содержащая поджимаемые пружиной кулачковые ведомую полумуфту и ведущую, установленную на лу, а также предохранительное фрикционное устройство с дисками и пружинными шайбами, связываюшее ведомую полумуфту с валом, отличаюшаяся тем, что, с целью повышения долговечности, ведущая полумуфта выполнена с винтовыми шлицами, связывающими ее с ведушим валом, а ведомый вал снабжен упором, взаимодействук щим при передаче крутящего момента с пружинными шайбами предохранительного фрикционного устройства, диски которого установлены свободно между ведомой полумук той и валом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 416966, М. кл. F 16 D 41/00, 1975.
2.Патент ФРГ № 2233838, кл. 46 Р 11/О2, 1972. Ч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Храповая муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1754971A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU750169A1 |
Храповая муфта | 1989 |
|
SU1770632A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU881414A2 |
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ФРИКЦИОННАЯМУФТА | 1966 |
|
SU180028A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1040241A1 |
Фрикционная упруго-предохранительная муфта Г.В.Гонского | 1981 |
|
SU1008529A1 |
Авторы
Даты
1977-12-25—Публикация
1976-05-26—Подача