Изобретение относится к общему машиностроению, преимушественно к устройствам автоматизированных приводов подач станков. Известно резьбовое устройство для создания между соединяемыми деталями углового натяга 1. В этом устройстве два соосно расположенных косозубых зубчатых колеса соединены между собой с возможностью осевого перемещения без проворота при помощи резьбовых элементов. За счет этого перемещения между зубьями этих двух и третьего, соединенного с ними колеса, создается угловой натяг, необходимый для обеспечения достаточной жесткости в передаче. Фиксация отрегулированного положения зубчатых KO. осуществляется также при помощи резьбовых элементов. Таким образо.м, это устройство обеспечивает только переменный натяг, величина которого изменяется в процессе работы в зависимости от погрещностей зубчатой передачи. Кроме того, устройство может быть использовано только в зубчатой передаче с косозубыми щестернями. Наиболее близким к изобретению является приспособление для устранения зазора между зубьями колес, содержащее сдвоенное зубчатое колесо, один венец которого жестко установлен на валу, а другой - подвижный - имеет возможность углового разворота и подпружинен в осевом направлении с пОмощью упругого э,имента и нажимной гайки 2J. Зубчатые венны соединены между собой торцовым зубчат, зацеплением. Однако преобразование осевого усилия, создаваемого упругим элементом, в крутящ.чу момент осуществляется за счет проскальзывания с трением одного зубчатого венца относитель.чо другого по боковым сторонам торцовых зубьев, что снижает срок службы приспособления, его чувствительность и создает дополнительн :.1е усилия на зубчатое зацепление колес. Целью изобретения является повышение срока службы приспособления путем иск/иочения трения скольжения. Указанная цель достмгается тем, что упругий элемент выпо.гнен с виде стержней, расположенных равномерно округ вала и наклонно к его оси и жестко закрепленных по конца.м в кольцах, одно us которых соединено с подвижным зубчатым нснцом, а другое установлено на валу с возможностью осевого перемещения. На чертеже представлено приспособление и поперечном разрезе. Приспособление состоит из двух подвижнь х колец 1 и 2, соосно расположенных и coe;uiHei ных между собой несколькими упругими стержнями 3, расположенными вокруг оси и наклонно
к нсй и одном направлении. На кольце 1 расположены элементы, фиксирующие его от проворота на валу 4 и выполненные, например, в виде шлицевых пазов 5. На кольце 2 установлены элементы для жесткого крепления с проворачиваемым зубчатым венЦом 6, выполненные, например, в виде фланца 7.
Предлагаемое приспособление действует следуюо им образом. Кольцо 1 перемещают при помощи нажимной гайки 8 по шлицам вдоль вала 4. Благодаря упругой деформации стержней осуществляется проворот кольца 2. Вместе с этим проворачивается и зубчатый венец 6, имеющий возможность углового поворота относительно вала. Другой соосный зубчатый венец 9 размещается на щлицах этого же вала неподвижно. За счет взаимного разворота двух зубчатых венцов на третьем венце 10 создается угловой натяг, необходимый для обеспечений жесткости передачи. Величина этого натяга регулируется изменением взаимного расположения колец 1 и 2 и осуществляется определенным перемещением нажимной гайки с последующей ее фиксацией.
Формула изобретения
Приспособление для устранения зазора между зубьями колес, содержапхее сдвоенное зубчатое колесо, один венец которого жестко установлен на валу, а другой имеет возможность углового поворота и подпружинен в осевом направлении с помощью упругого элемента и нажимной гайки, отличающееся тем, что, с целью повыщения его срока службы путем исключения трения скольжения, упругий элемент выполнен в виде стержней, расположенных равномерно вокруг вала и наклонно к его оси и жестко закрепленных по концам в кольцах, одно из которых соединено с подвижным зубчатым венцом, а другое установлено на валу с возможностью осевого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Кожевников С. П. и др. Механизмы, М., «Мащиностроение, 1965, с. 184, фиг. 324.
2. Авторское свидетельство СССР № 229105, кл. F 16 Н 55/24, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое люфтовыбирающее колесо | 1989 |
|
SU1714260A1 |
Упругое зубчатое колесо | 1978 |
|
SU702201A1 |
ПЛАНШАЙБА РАСТОЧНОГО СТАНКА С РАДИАЛЬНЫМСУППОРТОМ | 1972 |
|
SU422543A1 |
Поворотная муфта | 1981 |
|
SU1016583A1 |
Шариковая винтовая передача | 1986 |
|
SU1370353A1 |
Зубодолбежный станок | 1991 |
|
SU1779492A1 |
УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2005 |
|
RU2309312C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2013 |
|
RU2566584C2 |
Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола | 1976 |
|
SU663544A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Абрамова В.А. | 2014 |
|
RU2568626C1 |
Авторы
Даты
1978-02-05—Публикация
1976-05-14—Подача