Гидроскопический компас Советский патент 1941 года по МПК G01C19/38 

Описание патента на изобретение SU59832A1

Предлагаемое изобретение касается устройства уже известного гироскопического комнаса с баллистической системой жидкостных сообщающихся сосудов и маятниковым чувствительным к девиации элементом, воздействующим на электрический орган, изменяющий электрическое напряжение на своих зажимах пропорционально углу принудительного изменения положения центра тяжести дополнительной баллистической системы .

Согласно изобретению, в качестве упомянутой баллистической системы в гиро-компасе применены два сообщающихся через капилляр сосуда, соединенные с воздушным насосом трубопроводом, снабженным переключателем и перекидными кранами, управляемыми от электрического чувствительного органа таким образом, чтобы передача жидкости в сосудах дополнительной баллистической системы происходила принудительно в сторону, обратную перетеканию жидкости в основной баллистической системе. Кроме того, согласно изобретению, для привода воздушного насоса в предлагаемом гирокомпасе используется синхронный мотор, скорость которого пропорциональна меридиональной составляющей скорости корабля.

Как видно из чертежа, на которой изображен разрез предлагаемого гирокомпаса, этот последний состоит из окруженной следящей системой 2 гиросферы 1 с гироскопами 3 и баллистическими соединенными при посредстве трубок 6 и 7 сосудами 4 и 5 гашения. Внутри гиросферы 1 помещено устройство, состоящее из вспомогательной баллистической системы, в которую входят сосуды 8 и 9, наполненные жидкостью по возможности с большим удельным весом, чем жидкость основных сосудов 4 и 5, и соединенные между собой капиллярной трубой 10; верхние пространства этих сосудов 8 и 9 сообщаются через перекидные краны Ни 12 с помощью трубопровода 13 с воздушным насосом 14. Перекидные краны 11 и 12 сцеплены с электромагнитами 15 и 16, которые при своем действии поворачивают краны и тем самым сообщают верхнее пространство сосудов 8 и 9 с насосом 14. Насос 14 приводится в действие синхронным мотором 17, действующим от так называемого гиро-щирот (или за неимением тосладйего от щйротного ключа), который приводит его во вращение в зависимости от движения корабля по широтной составляющей. Величины зазоров при открывании кранов И и 12 находятся в строгой зависимости от величины тех или иных ускорений корабля. Обмотки электромагнитов 15 и Ш с одной стороны соединены с переключателем 18, приводимым в действие мотором 17, а с другой стороны - с электродной поверхностью гиро-сферы 1 и дальше через поддерживающую жидкость с контактным кольцом следящей системы 2. Контакты переключателя 18 соединены с электродными пластинками 22 гиро-сферы и следящей системы и дальще с контактными кольцами.

Таким образом при вращении мотора 17 в одном направлении переключатель 18 всегда будет поставлен на электромагнит 15, а при вращении в другую сторону - на электромагнит 16, насос же 14 будет работать при любом направлении вращения мотора 17.

Для включения того или другого электромагнита 15 или 16 служит расположенный на следящей системе 2 или на кольце горизонта 23 коптактор ускорений 19.

Этот контактор 19 состоит из маятника 20 и двух элементов 21, реагирующих на давление (пьезо-кварца, угольных пластинчатых столбиков, сегнето-электриков и т. п.) и зажимающих рычаг маятника 20. Контактор 19, будучи замкнут зажатым рычагом маятника 20 с источником тока, присоединяется своими элементами 21 к контактным пластинкам 22 и дальше к переключателю 18. При желании получить от контактора токи большей силы включается усилитель 24.

Действие описанного устройства сводится к следующему. Когда корабль будет описывать циркуляцию или набирать скорость в плоскости меридиана, то в указанной плоскости появится ускорение и вследствие этого одновременно заработают с одной стороны основная баллистическая система сосудов 4 и 5, т. е. жидкость начнет перетекать из одного сосуда в другой и начнет вращаться мотор 17, а с другой стороны, под влиянием образующихся ускорений как круговых, так и прямолинейных в плоскости меридиана, в контакторе 19 будет создаваться или проходить, под влиянием надавливания груза маятника 20, ток, пропорциональный |Да1вле(н1ию или, что то же, ускорению. В результате произойдет открьвваИие оДним из1 электромагнитов 15 или 16 соответствующего крана 11 и 12 на величину, пропорциональную силе тока, и воздух из насоса 14 будет поступать в один из сосудов 8 или 9. Поступающий воздух будет выжимать жидкость вспомогательной баллистической системы из одного сосуда в другой, но в направлении, обратном направлению перетекания жидкости в основной баллистической системе.

К моменту прекращения ускорения перетекание жидкости в обеих системах прекратится, перетекшие жидкости будут создавать равные, но обратно направленные моменты, которые равновесия системы не нарушат, и девиации ускорения не получится. По прекращении ускорения жидкости будут перетекать Б обратном направлении.

Предмет изобретения.

1.Гироскопический компас с баллистической системой жидкостных сообщающихся сосудов и маятниковым чувствительным к девиации элементом, воздействующим на электрический чувствительный орган, изменяющий электрическое напряжение на своих зажимах пропорционально углу принудительного изменения положения центра тяжести дополнительной баллистической системы, отличающийся тем, что в качестве последней применены сообщающиеся через капилляр сосуды 8 и 9, соединенные с воздушным насосом 14 трубопроводом 13, снабженным переключателем 18 и перекидными кранами 11 и 12, управляемыми электромагнитами, включенными в цепь электрического чувствительного органа таким образом, что перетекание жидкости в сосудах 8 и 9 происходит принудительно в сторону, обратную перетеканию жидкости в основной системе 4 и 5.

2.Форма выполнения компаса по п. 1,. отличающаяся тем, что для привода воздущного насоса 14 приме|{ен синхронный мотор 17, скорость которого пропорциональна меридиональной составляющей скорости корабля.

3. Форма выполнения компаса по по. 1 и 2, отличающаяся тем, что электрический чувствительный элемент 21, соединенный с маятником 20,

выполнен из известных индикаторов давления, например, пьезо-кварца, сегнето-электрика, пластинчатого угольного столбика и т. п.

Похожие патенты SU59832A1

название год авторы номер документа
АВТОНОМНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ОДНОГИРОСКОПНЫЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГИРОКОМПАСА 1996
  • Смирнов Е.Л.
  • Перфильев В.К.
  • Воронов В.В.
  • Яловенко А.В.
  • Степанов В.А.
RU2120607C1
Гироскопическое устройство 1958
  • Антипов Е.Ф.
  • Антонов С.И.
  • Логунов С.С.
  • Москвер К.Б.
  • Ольман Е.В.
  • Румянцев С.И.
  • Семенов Л.И.
  • Хохлов А.Ф.
  • Чернов Ю.А.
SU120343A1
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС 1932
  • Р.Э. Жиллмор
SU38554A1
Чувствительный элемент поплавкового гирокомпаса 1990
  • Новгородский Алексей Владимирович
  • Жбанов Юрий Константинович
  • Чичинадзе Михаил Валентинович
  • Герасимов Николай Васильевич
  • Смирнов Евгений Леонидович
  • Перфильев Владимир Константинович
  • Воронов Владимир Васильевич
  • Орехов Алексей Владимирович
SU1810762A1
ВЙВЛЙОТЕГСА 1966
SU184465A1
Устройство для измерения углов бортовой и килевой качки судна 1986
  • Воробьев Геннадий Борисович
  • Крымов Владимир Митрофанович
SU1434254A1
ВИЗУАЛЬНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС-ДАТЧИК 1995
  • Клейман А.Ю.
  • Зайцев А.В.
  • Казакова Г.Ф.
RU2098759C1
Устройство для решения дифференциальных уравнений 1937
  • Солодовников В.В.
SU57020A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ЗАТУХАНИЯ СУДОВЫХ КОМПАСОВ 1973
  • Авторы Изобретени Витель М. А. Шиф, Ю. К. Жбанов, Л. М. Подашев, А. М. Утенков, О. И. Барский Б. Ф. Петрунин
SU399846A1
МАГНИТНЫЙ КОМПАС 2008
  • Кардашинский-Брауде Леонид Александрович
  • Казакова Галина Федоровна
  • Пугачев Валерий Николаевич
  • Юлпатов Евгений Константинович
RU2372587C1

Иллюстрации к изобретению SU 59 832 A1

Реферат патента 1941 года Гидроскопический компас

Формула изобретения SU 59 832 A1

го

19 2

.1||

SU 59 832 A1

Авторы

Алексеев В.В.

Даты

1941-01-01Публикация

1940-01-26Подача