1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в механических прессах, а также в других машинах, требуюших передачи больших крутяш,их моментов.
Известна фрикционная многодисковая муфта, содержаш,ая ведуш,ую нолумуфту, жестко связанный с нею барабан с внутренними нродольными шлицами, в которых подвижно установлены ведушие дискн, унорный диск, а также ведомую полумуфту с нродольными наружными шлицами, в которых подвижно установлены ведомые диски
1.
Эта муфта в качестве фрикционных элементов имеет накладки, которые приклепываются или приклеиваются к дискам, что требует при износе фрикционных элементов полной разборки узла и демонтажа его с пресса. Это связано с большой трудоемкостью слесарио-сборочных работ.
Известная также фрикционная муфта, содержащая фрикционные вкладыши, расположенные в окнах дисков-сепараторов, свободно устанавливаемых во фрикционных дисках 2.
Однако эта муфта имеет только две поверхности трения, что ограничивает область ее применения. Кроме того, конструкция
2
крепления вкладыша в диске усложнена наличием сепаратора.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств многодисковой муфты с фрикционными вкладышами.
Указанная цель достигается тем, что муфта имеет управляющее зубчатое кольцо, а каждый фрикционный диск снабжен устройством для его осевого перемещения и фиксации, вынолиенным в виде неподвижного в осевом паиравлении стержня, соединенного резьбой с диском, и имеющим приводную шестерню, взаимодействующую с зубчатым кольцом.
Кроме того, с целью равномерного перемещения дисков устройство для перемещения и фиксации иметь по крайней мере еще два дополнительных стержня и все стержни расположены равномерно по окружности диска.
На фиг. 1 изображена муфта в разрезе; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Муфта содержит ведущую полумуфту, включающую постоянно вращающийся маховик 1, установленный на подшипниках качения на валу 2, жестко связанный с маховиком барабан 3 с внутренними продольными шлицами 4, на которых подвижна устапов.теиы ведуи ;ие диски 5 с фрикционными вкладышами 6, и ведомую полумуфту, включающую жестко связанный с валом 2 упорный диск 7, имеющий наружные нродольные шлицы 8, на которых подвижно установлены ведомые диски 9 и иажимной диск 10 с порщнем 11, установленным в цилиндре 12, который зафиксирован на резьбовой шейке вала 2.
Устройство для осевого перемещения и фиксации дисков с фрикционнымн вкладыщами имеет резьбовые стержни 13 (не менее трех для каждого диска), расположенные по окружности равномерно и зафиксированные от осевого перемещения кронщтейнами 14, закрепленными на барабане 3. Каждый из резьбовых стержней имеет приводную шестерню 15, закрепленную на конце, причем шестерни стержней различных дисков смещены одна относительно другой па величину, не менее ее ширины. С шестернями взаимодействует управляющее зубчатое кольцо 16, ширина которого равна или менее ширины шестерни 15. Кольцо имеет отверстия 17 для его поворота.
Работает муфта следующим образом.
Постоянно вращающийся маховнк 1, а вместе с ним и барабан 3 вращает и ведущие диски 5 с фрикционными вкладышами 6 в момент включения муфты, т. е. при подаче сжатого воздуха в полость цилиндра 12 поршень 11, перемешаясь, замыкает ведущие и ведомые диски через вкладыши 6, тогда через силы треиия вращение от маховика передается на вал 2. Поскольку многодисковая муфта имеет плавающие вкладыши, расположелшхс в окнах ведущих дисков, которые тоже свободно установлены на внутренних щлицах барабана, то дляобеспечения необходимого зазора между ведущими и ведомыми дисками, а также возможности их перемещ, и фиксации по мере износа фрикциоиных вкладыщей муфта имеет устройство для осевого перемещепия и фиксации дисков с фрикциоппыми вкладышами, которое работает следующим образом.
Резьбовой стержень 13 ввернут в средний ведущий диск и зафиксирован от осевого перемещения между крайним левым ведущим диском и кронштейном 14, вращая зубчатое колесо 16, взаимодействующее с шестернями резьбовых стержней 13, средии11 ведущий диск будет перемещаться в ту или другую сторону до достижения необходимых зазоров между дисками. Резьбовой стержень 13 ввернут в крайний правый ведущий диск и также зафиксирован от осевого перемещения, а его щестерня смещена по отпощению щестерни стержня 13 на величину, равную или более ширины шестерни. Для установки крайнего правого ведущего диска необходимо зубчатое колесо 16 совместить с шестерней стержня 13 и также, вран1,ая это кольцо, установить диск. Для того, чтобы не было самопроизвольного вращемия резьбовых стержней, зубчатое колесо надо зафиксировать в среднем положении по отнощению шестерней стержня 13.
Фор м у л а и 3 о б р е т е и и я
1. Фрикционная многодисковая муфта, содержащая нажимной упорный и фрикционные диски с вкладышами, отличающаяс я тем, что, с целью злучщения эксплуатационных свойств, она снабжена управляюш,им зубчатым кольцом, а каждый фрикционный диск снабжен устройством дли его осевого перемещения и фиксации, выполненным в виде иенодвижного в осевом направлении стержня, соединенного резьбой с диском, и имеющим приводпую шестерню, взаимодействующую с управляющим зубчатым кольцом.
2. Муфта ио п. 1, отличающаяся тем, что, с целью равномерного перемещения дисков, устройство для перемещения и фиксации имеет по крайпей мере два дополнительных стержня и все стержни расположены равномерно по окружности диска. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР ЛЬ 398794, кл. F 16D 67/04, 1972.
2.Авторское свидетельство СССР К 211239, кл. F 47С, 14, 1967.
К
п
/.f
, . ,.., ..
s
s
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149292C1 |
Привод стартера | 1974 |
|
SU543777A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Механизм для передачи вращающего момента | 1983 |
|
SU1254221A1 |
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов | 1981 |
|
SU1083087A1 |
Гайковерт | 1981 |
|
SU954204A1 |
Многодисковая фрикционная муфта сцепления | 1972 |
|
SU435392A1 |
Муфта свободного хода | 1976 |
|
SU585343A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Авторы
Даты
1978-07-30—Публикация
1977-02-14—Подача