ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B60W10/10 F01M1/16 

Описание патента на изобретение RU2305642C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами коробок передач тракторов, строительно-дорожных машин.

Наиболее близкой к изобретению является система управления фрикционными муфтами коробки передач, содержащая насос, подающий масло через редукционный клапан к механизму переключения передач, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, гидравлический аккумулятор, сообщаемый с магистралями включаемых фрикционных муфт, причем часть потока масла от редукционного клапана направляется в систему охлаждения рабочей жидкости, системы смазки коробки передач, редуктора привода насосов, муфты вала отбора мощности (Тракторы "Кировец", К-701, К-700А, техническое описание и инструкция по эксплуатации 701.00.00.000-3. В/О "Трактороэкспорт", СССР, Москва, 1980, с.40...49, рис.27, с.80...87, рис.54, прототип).

Недостатком этого устройства является то, что подача в систему охлаждения рабочей жидкости и системы смазки коробки передач, редуктора привода насосов, муфты вала отбора мощности определяется давлением масла в напорной магистрали фрикционных муфт, проходным сечением дросселей и вязкостью рабочей жидкости, зависящей от окружающей температуры. Кроме того, тупиковая схема подачи смазки к подшипникам опор и шестерен ведущего вала обусловливает их масляное голодание при снижении рабочего давления в напорной магистрали из-за возрастающих утечек или закупоривании маслопроводящего канала отложениями.

Таким образом, гидравлическая система не обладает достаточной саморегулируемостью, обеспечивающей рациональный тепловой режим и режим смазки коробки передач и других сборочных единиц трансмиссии в различных природно-производственных условиях.

Задача изобретения - повышение эффективности и надежности коробки передач путем адаптации ее гидросистемы к изменяющимся внешним воздействиям и техническому состоянию элементов гидропривода.

Поставленная задача решается тем, что гидравлическая система коробки передач транспортного средства, содержащая насос, связанный масляными магистралями с редукционным клапаном и посредством механизма переключения передач с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, при этом блок соединен магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии.

На чертеже схематически изображена предлагаемая система гидропривода коробки передач.

Гидравлическая система содержит масляный насос 1, связанный через фильтр 2 и редукционный клапан 3 с механизмом переключения передач 4, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт 5, причем редукционный клапан связан отводящей магистралью 6 с предохранительно-регулирующим блоком 7, который содержит уравновешивающий 8 и сливной 9 каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный 10 и исполнительный 11 элементы. Блок соединен магистралями 12 и 13 с системами охлаждения рабочей жидкости 14, смазки сборочных единиц трансмиссии: коробки передач 15, редуктора привода насосов 16, муфты вала отбора мощности 17.

Чувствительный элемент 10 терморегулятора выполняет функции предохранительного клапана, а управляемый им исполнительный элемент 11 регулирует подачу в систему охлаждения рабочей жидкости и системы смазки сборочных единиц трансмиссии.

Гидравлическая система работает следующим образом.

Насос 1 подает масло через фильтр 2 к редукционному клапану 3. Регулируя величину давления, он меняет соотношение потоков масла, направляемых на гидропривод фрикционных муфт 5 и к предохранительно-регулирующему блоку 7.

Подача на гидропривод пропорциональна утечкам, остальной поток распределяется предохранительно-регулирующим блоком: 1) во внутреннюю полость ведущего вала 15 для принудительной смазки подшипников, 2) через дроссели-ограничители на смазку редуктора привода насосов 16 и муфты вала отбора мощности 17, 3) на охлаждение в радиатор 14. Давление потока контролируется положением чувствительного элемента 10 терморегулятора, относительно сливного канала 9.

При увеличении утечек в напорной гидролинии фрикционных муфт или снижении производительности насоса давление в магистрали 6 снижается и чувствительный элемент 10, перекрывая слив, поддерживает необходимое количество рабочей жидкости, направляемое в системы смазки 15, 16, 17 и охлаждения 14.

При низкой температуре рабочей жидкости исполнительный элемент 11 перекрывает подачу масла в систему охлаждения 14, увеличивая интенсивность циркуляции смазки во внутренней полости ведущего вала, в редукторе привода насосов и муфте вала отбора мощности.

При повышении температуры чувствительный элемент терморегулятора 10 выдвигает исполнительный элемент 11, направляя поток жидкости в систему охлаждения 14.

С целью исключения влияния давления рабочей жидкости на перемещение исполнительного элемента в корпусе предохранительно-регулирующего блока предусмотрен уравновешивающий канал 8.

Такое решение позволяет адаптировать гидравлическую систему к изменению внешних условий и технического состояния элементов гидропривода, увеличивая работоспособность и ресурс сборочных единиц трансмиссии.

Предлагаемое устройство может быть легко реализовано в транспортном машиностроении.

Похожие патенты RU2305642C1

название год авторы номер документа
Коробка переключения передач 2016
RU2643330C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Селиванов Н.И.
  • Филимонов К.В.
  • Хорош А.И.
RU2169086C1
ГИДРОСИСТЕМА МНОГОДИАПАЗОННОЙ МНОГОПОТОЧНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
  • Пронин Евгений Евгеньевич
RU2555576C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ 2007
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Каменсков Вадим Юрьевич
  • Синицын Виктор Владиславович
  • Дроздов Павел Александрович
  • Вершинин Валерий Васильевич
RU2345260C1
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1754502A1
Система смазки и управления фрикционной муфты сцепления 2020
  • Ложкин Борис Николаевич
  • Грязнов Михаил Владимирович
  • Маслаев Андрей Борисович
  • Цилюрик Евгений Степанович
  • Щенников Иван Андреевич
  • Сидоров Николай Владимирович
  • Абызов Олег Витальевич
RU2730801C1
НАСОС ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2007
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Каменсков Вадим Юрьевич
  • Синицын Виктор Владиславович
RU2346185C1
СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА 2011
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2472047C1
СИСТЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ И МАШИНОЙ 2016
  • Чэнь Сяньлэй
  • Ян Чуньюн
  • Ван Вэнхуэй
  • Чжун Хайминь
RU2714346C1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1982
  • Довжик Валерий Львович
  • Дворчик Владимир Ильич
  • Гуськова Пелагея Григорьевна
  • Суетин Анатолий Степанович
  • Никитин Юрий Дмитриевич
  • Марычев Александр Спиридонович
  • Селькин Валерий Николаевич
SU1076332A1

Реферат патента 2007 года ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами коробок передач тракторов, строительно-дорожных машин. Гидравлическая система коробки передач транспортного средства содержит насос, связанный с редукционным клапаном и с силовыми цилиндрами фрикционных муфт. Гидравлическая система коробки передач дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, и соединенным магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии. Технический результат заключается в повышение эффективности и надежности коробки передач. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 305 642 C1

Гидравлическая система коробки передач транспортного средства, содержащая насос, связанный масляными магистралями с редукционным клапаном и посредством механизма переключения передач - с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, отличающаяся тем, что система дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, при этом предохранительно-регулирующий блок соединен магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2305642C1

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Селиванов Н.И.
  • Филимонов К.В.
  • Хорош А.И.
RU2169086C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 0
SU282943A1
Устройство для автоматического регулирования давления в системе смазки двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Ариничев Владимир Иванович
  • Чистоклетов Анатолий Андреевич
SU1321852A1
Система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства 1979
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Галюжин Сергей Данилович
SU785074A1
GB 1039336 A, 17.08.1966.

RU 2 305 642 C1

Авторы

Филимонов Константин Владимирович

Селиванов Николай Иванович

Даты

2007-09-10Публикация

2006-01-27Подача