Система маслопитания и управления гидромеханической передачи Советский патент 1992 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1754502A1

//

сл

с

Похожие патенты SU1754502A1

название год авторы номер документа
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1981
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU988596A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Чирихин Юрий Иванович
  • Довжик Валерий Львович
SU1458256A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2008
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Куликов Максим Викторович
RU2369788C1
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Довжик Валерий Львович
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Пестов Владимир Михайлович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Потапов Виктор Андрианович
SU1353676A1
Система управления гидромехани-чЕСКОй пЕРЕдАчЕй 1979
  • Данильченко Иван Михайлович
SU798394A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
SU1073519A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА 2004
  • Селиванов Николай Иванович
  • Кузнецов Александр Вадимович
RU2270950C1
Гидравлическая система гидромеханической трансмиссии транспортного средства 1987
  • Голик Геннадий Николаевич
  • Шлемеров Александр Алексеевич
  • Китинев Валерий Федорович
SU1537573A1
Гидравлическая система управления гидромеханической передачи транспортного средства 1974
  • Гируцкий О.И.
  • Баранов В.В.
  • Мазалов Н.Д.
  • Дзядык М.Н.
  • Пыткин А.Ю.
  • Рыбальченко В.В.
SU508004A1

Реферат патента 1992 года Система маслопитания и управления гидромеханической передачи

Использование: в транспортном машиностроении, в трансмиссиях мобильных машин. Сущность: система содержит большой 1 и малый 2 гидронасосы с клапанами 3-6, двухпозиционный семилинейный гидрораспределитель 7, потребители. В первом поло- жении гидрораспределителя система маслопитания работает аналогично прототипу, а во втором малый насос 2 вращает большой насос 1, связанный с двигателем, и этим запускает двигатель мобильной машины при ее буксировке, благодаря чему ускоряется запуск двигателя мобильной машины при ее буксировке, уменьшаются из- носы элементов трансмиссии, что повышает ее долговечность. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 754 502 A1

Ibi

VI СЛ 4 СЛ О

ю

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин.

Все гидромеханические передачи имеют гидросистему, предназначенную для создания и1 поддержания необходимого рабочего давления в исполнительных цилиндрах фрикционных муфт включения ступеней коробки передач, обеспечения циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор и радиатор, обеспечения смазки трущихся поверхностей деталей трансмиссии.

В автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ- 75401, БелАЗ-548А применяется трехступенчатая гидромеханическая передача. В гидросистеме две основные магистрали - главная масляная магистраль и магистраль питания гидротрансформатора и смазки коробки передач. Питание гидросистемы осуществляется от одного-двухсекционного насоса имеющего главную секцию и секцию гидротрансфоматора. Привод насоса осуществляется от двигателя через согласующий редуктор.

Недостатком такого привода является то, что при выходе из строя насоса или при неработающем двигателе гидросистема оказывается неработоспособной. Кроме этого, для автомобилей с одним насосом невозможен запуск двигателя при буксировке.

На автомобилях БелАЗ установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача. В системе питания передачи установлены два насоса - передний и задний. Передний насос шестеренного типа состоит из двух секций - главной секции и секции гидротрансформатора. Он предназначен для подачи масла в цилиндры фрикционов, магистраль гидротрансформатора и смазки подшипников шестерен и дисков фрикционов. Передний насос приводится во вращение от насосного колеса гидротрансформатора.

Задний насос односекционный, предназначен для подачи масла в гидросистему гидромеханической передачи в случае, когда не работает передний насос (остановка двигателя, повреждение насоса или его привода). Задний насос включается автоматически при падении давления масла в главной магистрали, создаваемого передним насосом. Это обеспечивается специальным клапаном, который управляет муфтой привода заднего колеса. Клапан расположен в отдельном корпусе, являющемся одновременно крышкой заднего насоса.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система управления гидромеханической передачи ЛАЗ-НАМИ автобуса.

Система имеет два масляных насоса: большой с приводом от двигателя и малый от промежуточного вала передачи, постоянно вращающегося при движении автобуса. Имеются два предохранительных клапана, редукционный клапан.

При запуске двигателя работает только

большой масляный насос. При движении автобуса включается малый насос. После того, как подача малого насоса оказывается достаточной для поддержания рабочего давления в системе, большой насос отключается

от главной магистрали. Магистраль нагнетания этого насоса соединяется со сливом через редукционный клапан. Отключение большого насоса снижает затраты мощности двигателя на маслопитание.

Таким образом, давление масла в системе поддерживается при движении автобуса даже при неработающем двигателе. Это позволяет пускать двигатель буксировкой автобуса и тормозить автобус двигателем.

Недостатками системы является то, что при запуске двигателя буксировкой автобуса необходимо, чтобы малый масляный насос заполнил систему рабочей жидкостью, довел давление в ней до рабочего, на что

необходимы большие затраты времени и что приводит к износу деталей трансмиссии.

Цель изобретения - повышение долговечности трансмиссии путем облегчения запуска двигателя буксировкой мобильной

машины.

Поставленная цель достигается тем, что система маслопитания и управления гидромеханической передачи мобильной машины, содержащая большой и малый масляные

насосы с шариковыми клапанами, редукционный клапан, связанный с насосами, дополнительно снабжена двухпозиционным семилинейным гидрораспределителем, соединенным с большим и малым насосами,

главной масляной магистралью, сливом и редукционным клапаном, причем в первом положении распределителя (рабочий режим системы) первая линия соединена с редукционным клапаном и четвертой линией, вторая линия соединена с выходом малого насоса и с седьмой линией, третья - со сливом и пятой линией, четвертая линия соединена с выходом большого насоса, шестая связана со сливом и перекрыта, а седьмая с главной магистралью, во втором положении гидрораспределителя (режим запуска двигателя при буксировке) вторая линия связана с пятой, четвертая с шестой, а первая, третья и седьмая перекрыты

Таким образом в систему управления дополнительно вводится двухпоэиционный гидрораспределитль, при нахождении которого в первой позиции работа системы полностью соответствует работе известной системы управления, а во второй малый насос раскручивает при буксировке машины большой насос, который при этом запускает двигатель.

Запуск двигателя значительно ускоряется, уменьшается износ деталей трансмиссии.

На чертеже изображена предлагаемая система маслопитания и управления гидромеханической передачи.

Система содержит большой 1 и малый 2 масляные насосы с шариковыми клапанами 3 и 4 и перепускным клапаном 5, редукционный клапан 6 и двухпозиционный семилинейный гидрораспределитель 7, связанные с главной магистралью 8 и сливом 9. На главной магистрали находятся потребители фрикционы 10, гидротрансформатор 11 с главным золотником управления 12, клапаном блокировки 13, радиатором 14 для охлаждения рабочей жидкости, связанным со сливом 9. По каналу 15 масло подается от главной магистрали 8 на смазку деталей трансмиссии.

Система управления работает следующим образом.

При невключенном двухпозиционном гидрораспределителе, т.е в его первом положении, раоота системы обеспечивается двумя масляными насосами 1 и 2, причем большой 1 приводится от двигателя, а малый 2 - от промежуточного вала коробки передач, постоянно вращающегося при движении транспортного средства. При работе двигателя масло из бака 9 поступает к большому масляному насосу 1 и через клапан 3 в главную магистраль 8 и к редукционному клапану 6. Если транспортное средство не движется, то шариковый клапан 4 закрывается под действием давления масла в главной магистрали. Величина этого давления определяется параметрами редукционного клапана 6 (площадью золотника и силой пружины).

При движении транспортного средства вступает в работу малый масляный насос 2, который через шариковый клапан 4 также подает масло в главную магистраль. Избыток масла через редукционный клапан 6 поступает во всасывающую полость большого насоса. Когда подача малого масляного насоса окажется достаточной для поддержания в системе рабочего давления, большой масляный насос отключается от главной магистрали При этом редукционный клапан 6

соединяет магистраль нагнетания большого насоса со сливом (всасывающей полостью большого насоса), и насос работает на себя. Клапан 3 закрывается, и питание всей системи обеспечивается масляным насосом 2. Для запуска двигателя при помощи буксировки транспортного средства двухпозиционный распределитель переключается во второе положение (изображено на чертеже).

При движении транспортного средства вступает в работу малый масляный насос 2, который через клапан 4 подает масло во всасывающую полость большого насоса 1, нагнетательная полость которого соединяется со сливом, а сообщение с главной магистралью отсутствует. Таким образом малый насос приводит во вращение большой, связанный с коленчатым валом двигателя, и двигатель запускается. После

запуска двигателя большой насос работает вхолостую до момента переключения двух- позиционного распределителя. При установке его в первое положение, работа системы управления происходит в соответствии с описанным выше. Клапан 5 предохраняет от поломки насос 1 при попытке запустить заклиненный двигатель.

Таким образом применение в системе маслопитания и управления гидромеханической передачи двухпозиционного распределителя ускоряет и упрощает запуск двигателя транспортного средства при буксировке, вследствие того, что не требуется заполнения всей гидросистемы рабочей

жидкости для запуска двигателя, уменьшается износ деталей трансмиссии. Долговечность трансмиссии повышается.

Формула изобретения

Система маслопитания и управления гидромеханической передачи мобильной машины, содержащая большой и малый масляные насосы с шариковыми клапанами, редукционный клапан, связанный с насосами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссии путем облегчения запуска двигателя при буксировке машины, она дополнительно снабжена двухпозиционным семилинейным гидрораспределителем, соединенным с большим и малым насосами, главной масляной магистралью, сливом и редукционным клапаном, причем в первом положении распределителя первая линия соединена с

редукционным клапаном и четвертой линией, вторая линия соединена с выходом малого насоса и с седьмой линией, третья - со сливом и пятой линией, четвертая линия соединена с выходом большого насоса, шестая связана с сливом и перекрыта, а седи

мая - с главной магистралью, во втором линия связана с пятой, четвертая-с шестой, положении гидрораспределителя вторая а первая, третья и седьмая перекрыты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754502A1

Гидромеханическая передача автобуса
М.: Транспорт, 1977.

SU 1 754 502 A1

Авторы

Бобров Андрей Алексеевич

Лаврушкина Любовь Николаевна

Поддубко Сергей Николаевич

Царев Олег Петрович

Даты

1992-08-15Публикация

1990-11-29Подача