Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в трубопроводах, работающих на любых средах, в частности на загрязненных, содержащих, например, абразивные материалы.
Известна щиберная задвижка, в направляющих корпуса которой перемещается щибер, взаимодействующий с эластичными уплотБИтельными кольцами, размещенными в пазах корпуса 1.
Также известна щиберная задвижка с эластичными уплотняющими щибер кольцами клинообразной формы, верщины которых обращены к щиберу и смещены к центру кольца, а.основания размещены в пазах, выполненных концентрично проходному отверстию с обеих сторон от плоскости перемещения щибера 2.
Эти задвижки недостаточно надежны и долговечны (износостойки), особенно при работе на загрязненных средах и при высоких давлениях.
Целью изобретения является повышение долговечности задвижки.
Это достигается тем, что сопрягаемые поверхности оснований уплотнительных колец
и соответствующих им пазов корпуса выполнены торообразными.
На фиг. 1 изображена предлагаемая заслонка, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди.
В корпусе 1 щиберной задвижки выполнены пазы 2 и 3, концентрично расположенные проходному отверстию 4 с обеих сторон от плоскости перемещения щибера 5.
В пазах 2 и 3размещены основания 6 и 7 эластичных колец 8, 9 клинообразной формы, уплотняющих шибер 5, верщины 10 и 11 колец обращены к шиберу 5 и смещены к центру колец 8 и 9. Сопряженные поверхности оснований 6 и 7 колец и соответствующих им пазов 2 и 3 выполнены торообразными. При движении щибера 5 в направляющих выступах 12 и 13 корпуса 1 во время закрывания эластичные кольца 8 и 9 несколько разворачиваются в пазах 2 и 3, благодаря торообразным сопряженным поверхностям оснований 6 и 7 колец и соответствующих им пазов 2 и 3, и занимают положение, при котором верщины 10 и 11 колец 8 и 9 прижимаются к боковой поверхности шибера 5. При этом кольца 8 и 9 разворачиваются в пазах 2 и 3 настолько, что между плос i л . I шибер о образуется ijrel f S костью ко, клиновой зазор за счет выступов 12 и 13 корпуса 1. Величина деформации колец 8 и 9 незначительна. Для удержания колец 8 и 9 от прогиба внутрь пазов 2 и 3 достаточно небольшого выступа 14 корпуса 1. Давление проводимой через задвижку среды прижимает вершины 10 и 11 колец 8 и 9 друг к другу при открытом положении и к шиберу 5 при закрытом положении, чем достигается плотность стыков. Заостренные кромки колец 8 и 9, упираясь один в другой, создают плотность между проходной частью корпуса 1 задвижки и полостью 15, в которой размеш,ен шибер 5 при открытом положении задвижки. Полость 15 промывается от случайного загрязнения через отверстия в верхней и нижних ча.стях корпуса 1 задвижки. Цельнолитые кольца 8 и 9, выполняемые, из резины или полимерных материалов.клинообразного сечения, благодаря малым леформациям не ./соз-дают больших нагрузок при закрывании-..д 1бера 5. Формула .изобретения Шиберная задвижка с эластичными уплотняюшими шибер кольцами клинообразной формы, вершина которых обраш,ена к шиберу и смещена к центру кольца, а основания размешены в пазах, выполненных концентрично проходному отверстию с обеих сторон от плоскости перемешения шибера, отличающаясятем, что, с целью повышения долговечности, сопряженные поверхности оснований колец и соответствующих им пазов выполнены торообразными. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Патент Великобритании № 1260114, кл. F 2 V, 1972. 2.Патент США № 3350056, кл. 251 - 100, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шиберная задвижка" | 1978 |
|
SU694715A2 |
Шиберная задвижка | 1975 |
|
SU542054A1 |
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЗАПОРНЫЙ УЗЕЛ "ИГР" | 2012 |
|
RU2516758C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2006 |
|
RU2342579C2 |
Шиберная задвижка | 1977 |
|
SU696230A1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА ПОВОРОТНОГО ТИПА | 2004 |
|
RU2279006C2 |
Задвижка для трубопровода | 1972 |
|
SU512321A1 |
Затвор материалопровода пневмотранспортной установки | 1982 |
|
SU1159860A1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2147094C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 1972 |
|
SU356405A1 |
3ffflfjtmo
Фиг. I
/t
Фиг. г
Авторы
Даты
1978-09-25—Публикация
1975-03-04—Подача